СМЕРТЬ СТАЛИНА

Режиссер: Армандо Яннуччи
В ролях: Стив Бушеми, Джеффри Тэмбор, Ольга Куриленко

«Не беспокойся, далеко он пешком не уйдет»: как Гас Ван Сент и Хоакин Феникс воплотили в жизнь мечту Робина Уильямса
Далее «Не беспокойся, далеко он пешком не уйдет»: как Гас Ван Сент и Хоакин Феникс воплотили в жизнь мечту Робина Уильямса
Школа «Индустрия» выпустила новый ролик перед Днем открытых дверей
Далее Школа «Индустрия» выпустила новый ролик перед Днем открытых дверей

Те консерваторы, кто до сих пор испытывает священный трепет при упоминании имени Сталина, наверняка обвинят Яннуччи в попытке очернить советскую историю. На самом деле эта комедия так же невинна, как и, например, «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова, который не издевался над американским главой государства, а играл в неуклюжий и безобидный мэшап. В конце концов Хрущев, Жуков, Молотов и Василий Сталин были такими же людьми, как и мы с вами, попадали в нелепые ситуации и могли испытывать страх, сомнения и неловкость. Смеяться над общим прошлым — нормально, а уж над собственным — просто необходимо для здоровья.

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

Режиссер: Вуди Аллен (1975)

Вуди Аллен, который до получения «Оскара» за «Энни Холл» в конце 1970-х был одним из самых смешных комиков Америки, снял комедию с названием, не только отсылающим к роману Толстого, но и подчеркивающим крайности национального менталитета. Для русских во всяком случае в классической литературе XIX века, считает Аллен, любовь и смерть — чересчур серьезные понятия, а значит, это прекрасный повод для стендапа. Нью-йоркский интеллектуал Аллен прекрасно себя чувствует в роли русского невротика и труса Бориса Грушенко. Борис и его кузина Соня планируют убить Наполеона, не забывая при этом устраивать свою личную жизнь. Российские сцены снимали в Будапеште, и Аллен в свое время рассказывал, что съемки проходили кошмарно, но он относился к происходящему с юмором: «Съемочная группа была из Бельгии и изъяснялась только по‑французски. Массовка состояла из русских, которые не говорили ни на каких иностранных языках. Я понимаю только по‑английски, да и то плохо. К тому моменту, когда мои слова переводили съемочной группе и массовке, батальная сцена превращалась
в танцевальный марафон». За свою карьеру Аллен снял с полсотни фильмов, но вряд ли у него есть смешнее — вот что значит хорошо знать русскую литературу, но при этом относиться к ней с иронией.

ФОРМА ВОДЫ

Режиссер: Гильермо Дель Торо
В ролях: Даг Джонс, Салли Хокинс, Октавия Спенсер

Сотрудница научной лаборатории влюбляется в человека-амфибию, которого выловили в южноамериканской реке, и помогает ему сбежать. Дель Торо поместил свою историю в начало 1960-х, в самый разгар холодной войны, поэтому нас ждут еще и новые «плохие русские» в соответствии с нынешней международной обстановкой. «Форма воды» получила «Золотого льва» на последнем Венецианском фестивале, и фильму предрекают многочисленные номинации на «Оскар».

ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ

Режиссеры: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский (1961)

Многие советские фильмы кажутся сейчас устаревшими — в первую очередь из-за их идеологизированности и оторванности от мировых тенденций. «Человек-амфибия» — отдельный редкий в СССР случай соединения сайенс-фикшна с мелодрамой. С годами его влияние только крепло — в каком-то смысле новый фильм Дель Торо можно считать осовремененной голливудской версией ленты Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского. 16-летняя Анастасия Вертинская в прозрачном купальнике стала советским секс- символом, а сам фильм в 1962 году бил рекорды проката в СССР, несмотря на упреки партийной прессы в мелкобуржуазной безвкусице. Билеты на него
только в течение первого года купили 65 миллионов зрителей - мечта любого современного голливудского продюсера. «Человек- амфибия» — это и универсальная история о невозможной любви, и диссидентский намек на любовь к далекой и запретной загранице, и идеальная тема для нынешней эпохи спецэффектов — не зря в Голливуде многие носились с идеей ремейка, которым с оговорками можно считать фильм Дель Торо.

ТОНЯ ПРОТИВ ВСЕХ

Режиссер: Крейг Гиллеспи
В ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Дженни

В 1994-м муж знаменитой фигуристки Тони Хардинг организовал нападение на ее соперницу Нэнси Керриган. История о спортивном скандале стала для режиссера Крейга Гиллеспи поводом рассказать о нелюбимой дочери, лишенной детства из-за амбиций ее эгоцентричной матери. Но не ждите драмы в духе американского независимого кино — у Гиллеспи получилась жесткая сатира, а Марго Робби в роли Тони Хардинг заслуживает «Оскара».

ЛЕЗВИЯ СЛАВЫ

Режиссеры: Джош Гордон, Уилл Спек (2007)

У этой комедии с Уиллом Ферреллом и Джоном Хидером семь сценаристов и два режиссера, так что поблагодарить конкретного человека за гениальную идею сделать фильм про двух бывших чемпионов, которые решили создать первый в истории мужской дуэт на льду, не получится. Комики играют спортивных звезд, Чезза Майклса и Джимми Макэлроя, навсегда дисквалифицированных за публичную драку. Три года спустя пьющий Майклс развлекает детей на утренниках, Макэлрой работает на складе в магазине коньков, но гениальная идея сводит их на льду, и бывшие смертельные враги начинают крутить друг другом так, как невозможно обращаться с партнершей-женщиной из-за особенностей ее анатомии. Юмор комедий с Ферреллом и Хидером — образцово бромэнсный с маньячным уклоном («Ты так хорош, что мне хочется срезать твою кожу и надеть ее на день рождения»), но, как ни странно,
за десять лет он совсем не устарел. Наоборот, по прошествии времени только убеждаешься в том, что это редчайшая пародия на фильмы о фигурном катании, которая одновременно стала и лучшим фильмом на эту тему.