Пятиминутный путеводитель по преимуществам контрабанды
Далее Пятиминутный путеводитель по преимуществам контрабанды
Пятиминутный путеводитель по тайным комнатам
Далее Пятиминутный путеводитель по тайным комнатам

В 1993 году йельский экономист Джоэл Уолдфогель попросил своих студентов оценить, сколько стоят полученные ими подарки и сколько они готовы были бы заплатить за них сами, не учитывая сентиментальной ценности. Разницу между двумя цифрами — в среднем 16% — он определил как чистые издержки Рождества, составившие, по его подсчетам, не меньше $4 млрд в одних только США. В 2009 году Уолдфогель выпустил книгу «Скрудженомика: почему вы не должны покупать подарки на Рождество» (по имени главного героя повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» Эбенезера Скруджа). В ней он оценил издержки, связанные с подарками к праздникам во всем мире, примерно в $25 млрд.


«

После войны рабы моих родителей Папа Люк и Мама Шарлотта отказались от свободы. Единственное их требование состояло в том, чтобы каждый год получать довольно денег для покупки «животины», то есть мула. В не слишком изобретательной манере каждое Рождество мул объявлялся умершим — очевидная выдумка, которая никого не обманывала и не должна была обмануть, но давала оправдание столь щедрому рождественскому подарку.
«
ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ
26-й президент США, первый мужчина, вступивший
в Общество борьбы с бессмысленным дарением

Экономисты Лорн Кармайкл и Бентли Маклеод предположили, что традиция обмена подарками в начале отношений, особенно романтических, существует, чтобы наказывать ненадежных партнеров: каждый раз, заводя новые отношения, им приходится снова инвестировать в подарки. Подарки должны быть неэффективными (чтобы в результате обмена пострадали обе стороны). Если люди дарят друг другу одинаковую сумму денег, это не сказывается на их благосостоянии. Если же в обмен на нечто ценное они получают безделушку, то не могут обмениваться подарками слишком часто. При этом подарки должны иметь защиту от передаривания — например, дорогую упаковку, уничтожаемую на месте, или асимметричности: мужчины и женщины дарят друг другу разные бессмысленные подарки.


44% Пытаются использовать по назначению
39% Прячут с глаз
18% Жертвуют
15% Передаривают
11% Возвращают в магазин
11% Выкидывают
6% Пытаются перепродать
2% Возвращают дарителю
2% Вешают фотографию в интернете

22% жителей швеции признались, что в 2012 году оставили себе хотя бы один подарок, купленный кому-то другому (годом ранее таких людей было только 14%). «Я и сама поступила точно так же», — рассказала изданию The Locals автор исследования Дженни Педерсен. Кроме того, 49% шведов покупают подарки сами себе.


В Мексике
На Филиппинах
На Тайване
Только 37% избирателей, получивших в 2000 году предвыборные подарки от Институционно-революционной партии (и не получившие подарков от ее конкурентов) проголосовали за нее на парламентских выборах.
По оценкам Фредерика Шаффера из Массачусетского университета в Амхерсте, только 30% бедных избирателей принимают решение, кого поддержать, ориентируясь на полученные от кандидатов подарки.
22-летний политолог Чиньшоу Ван получил доступ к учетным книгам, которые вели брокеры голосов партии «Гоминьдан» на выборах в одном из городов в 1993 году. 45% людей, получивших подарки от партии, не проголосовали за ее кандидатов.

Носки возглавляют списки самых нежеланных подарков в России и Англии, а во Франции уступают только галстукам. Высокие места в рейтингах всех стран занимают свечи и носовые платки. Французы не любят рабочие инструменты, итальянцы — парфюмерию, а жители Англии в прошлом году признавали крайне непривлекательным подарком на Рождество книгу «50 оттенков серого».


«

Тот человек хорош, кто умеет принять подарок. Принимая подарок, мы то радуемся, то печалимся, но оба эти чувства неблаговидны.
«
РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН
писатель

По оценкам first data, стоимость подарочных сертификатов, купленных в США в рождественский период 2012 года, составила $43 млрд. Согласно опросу, проведенному компанией, половина американцев предпочитает 25-долларовый сертификат настоящему подарку, который стоит в два раза больше. Несмотря на это, согласно исследованию маркетинговой фирмы Tower Group, с 2005 по 2011 год американцы потеряли $41 млрд в неиспользованных подарочных сертификатах.


Pisaura Mirabilis
Heliconius
Gryllodes Sigillatus
Самцы пауков вида Pisaura mirabilis перед копуляцией дарят самкам подарки — насекомых, упакованных в паутину. Некоторые жульничают и оборачивают в паутину несъедобный объект. При этом качество подарка не влияет на вероятность спаривания, но влияет на его продолжительность.
У бабочек рода Heliconius, напротив, вероятность спаривания зависит от качества подарка, в частности, от содержания в нем цианидов.
Среди сверчков подарки не поголовно распространенное явление, однако самки тех видов, у которых не принято дарение (Gryllus veletis, Gryllus integer, Acheta domesticus), положительно реагируют на свадебные подарки от самцов других видов (Gryllodes sigillatus).

71% ирландцев притворяются, что им нравится подарок, когда на самом деле это не так
60% итальянок изображают в этой ситуации приятное изумление
51% американцев не испытывает угрызений совести, сдавая неудачный подарок в магазин
42% испанцев даже не открыли по меньшей мере один подарок, полученный в 2009 году
10% французов в разные годы получали один и тот же подарок от одного и того же человека
9% немцев готовы сказать дарителю, что подарок им не нужен
6% англичан способны попросить выдать им чек от покупки

6 декабря 2012 года владелец зоомагазина Delta Pets в городке Слиделл, штат Луизиана, сообщил в полицию об ограблении: пропали королевский питон и два удава. Вскоре в пустующем здании неподалеку полиция задержала ранее судимого Дональда Легаста в компании трех рептилий. «Нам не потребовалась агрессивная следственная работа, чтобы определить, что это те самые три змеи», — заявил детектив Дэниэл Сезено. Легаст сообщил полиции, что похитил змей, чтобы подарить на Рождество сыну. Английский Центр исследований ритейла, который ежегодно оценивает потери от воровства в магазинах, посчитал, что между Днем благодарения и Рождеством в 2012 году (за 32 дня) посетители в США и Европе украли товаров на 5,1 млрд фунтов стерлингов.