Везти «Звездные войны» в Канны было рискованной затеей — вполне, впрочем, в духе Хана Соло. Фестивальная критика не жалует ни коммерческое кино, ни олицетворяющих его американцев, а франшиза явно страдает от кризиса самоидентификации. В 2015-ом году «Пробуждению силы» многое сошло с рук за трогательную реставрацию стиля классической трилогии «Звездных войн». Но уже в 2016-ом году многие удивились тому, насколько мрачным оказался «Изгой-один» — причем первым этой грязной окопной драмы испугался сам «Дисней», попросив сценариста и режиссера Тони Гилроя прибраться за разыгравшимся Гаретом Эдвардсом. В 2017-ом году вышли «Последние джедаи» и стало ясно, что франшиза оказалась слугой двух господ — старых фанатов и современных зрителей. А у тех есть кое-какие претензии друг к другу, которые не сгладить даже колобку BB-8.

«Лето» навсегда. В Каннах показали новый фильм Кирилла Серебренникова
Далее «Лето» навсегда. В Каннах показали новый фильм Кирилла Серебренникова
Канны-2018: 10 самых ожидаемых фильмов
Далее Канны-2018: 10 самых ожидаемых фильмов

Кульминацией конфликта традиций и стремления к оригинальности должен был стать спин-офф «Хан Соло», про который по всей галактике целых два года ходили тревожные слухи. Неразлучных постановщиков «Мачо и ботана» Фила Лорда и Криса Миллера уволили, а новый режиссер Рон Ховард решил переснять фильм на 70%. Из-за конфликта расписаний началась перетасовка в колоде звезд: злодеем внезапно назначили Пола Беттани, которого в фильмах «Диснея» и так слишком много. А молодой Олден Эренрайк, чересчур убедительно изобразивший плохого актера в «Да здравствует Цезарь!» якобы и в самом деле оказался красивой дубиной, в результате чего на съемочную площадку приехал какой-то учитель. «Дисней», в отличие от его карманных инди-студий, давно безразличен не только к европейским фестивалям, но и родному «Оскару», однако экспедиция в Канны стала для корпорациям вопросом чести. Где, как не здесь, дать бой скептикам, снобам и утратившим веру фанатам? Спустя считанные минуты после премьеры выяснилось, что «Дисней» и не сомневался в триумфе: праздник «Звездных войн» закончился грандиозным салютом не только в сердцах, но и на набережной Круазетт. Эти люди заранее знали, что все будет хорошо.

Ответ на то, почему блокбастер оказался в каннском расписании, тоже лучше всего искать здесь — на песке недалеко от Дворца фестиваля. Каждый вечер в открытом кинотеатре на пляже — Cinema De la Plage — крутят кино прямиком из Золотого Голливуда и последовавших за ним смутных времен, когда спагетти-вестерны по инерции снимала половина средиземноморских стран. На зернистом экране мужчины в шляпах стреляют друг в друга из револьверов, а женщины в корсетах крутятся перед зеркалами. Так вот, «Хан Соло» — внезапная и радостная реинкарнация этого Золотого Голливуда. Героиня Эмилии Кларк — настоящая дива из 1940-ых, которая целует возлюбленного редко, но страстно; долго наряжается перед боем и с сомнением смотрит на мужчин из-под длинных ресниц и школьной челки. Герой Олдена Эренрайка — элегантный плут, который с тем же успехом мог бы охотиться за Мальтийским соколом или золотом нацистов. Дональд Гловер в образе молодого Ландо — воплощение великих ролей, которые почти не доводилось играть чернокожим актерам: хохочущих смельчаков, белозубых авантюристов и любителей пререкаться с судьбой. Еще здесь есть Вуди Харрельсон, Танди Ньютон и Пол Беттани, но они понравятся зрителям гораздо меньше, чем молодая шпана. Зато какие их ждут приключения: ограбления поезда (снятое с драйвом «Безумного Макса»), оборона собственного «Рио-Браво», перестрелки в духе «Хорошего, плохого, злого», вечеринки в инопланетных салунах, космический покер!

Но самое главное: впервые со времен «Возвращения джедая» «Звездные войны» кажутся межгалактической версией американских саг о Гражданской войне. Героев разлучают битвы, обещания, искушения и мечты. Могучий саундтрек смешивает мотивы «Звездных войн» и «Унесенных ветром» — ведь и те, и другие говорят на языке фанфар. «Хан Соло», в отличие от хронологически компактных фильмов-эпизодов, может позволить себе скачки не только в гиперпространстве, но и во времени. Из-за этого приключения Чубакки и товарищей обретают размах «Одиссеи». Черт возьми, здесь даже есть своя Сцилла с Харибдой и гомеровское перечисление названий космических судов!

В «Хане Соло» много диснеевского фан-сервиса и сентиментальных шуток, в сценарии чувствуется влияние «Пиратов Карибского моря» (ведь это история не только про дружбу, но и про отношения капитана и корабля), а часть фильма герои и вовсе кажутся косплейщиками «Стражей галактики», зачем-то воюющими с Виженом из «Мстителей». Вместо Зои Салданы — Тэнди Ньютон, вместо Грута — Чубакка, вместо Ракеты — маленькая многорукая мартышка; внутри которой сидит голос Джона Фавро; а Харрельсон и Эренрайк по очереди играют то Звездного лорда, то Дракса.

Но эти сравнения не отвлекают и не смущают: для «Хана Соло» написан сильнейший за последние четыре года (а значит, и за тридцать пять) сценарий. Западные критики уже пишут, что главный герой этого проекта — не спасатель Рон Ховард и не актеры, а Лоуренс Кэздан — со-автор пятого, шестого и седьмого эпизодов саги и единоличный автор такого хрестоматийного приключенческого кино, как «Индиана Джонс: В поисках утерянного ковчега». Написать сценарий ему в этот раз помог сын Джо, участие которого позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. «Хан Соло» обещает быть спин-оффом с продолжением (а может, и собственной трилогией), так что у вселенной появилась новая надежда.


И да, если вы любите сериал «Светлячок», то бегите на «Звездные войны», не читая рецензий. Простите, что мы не начали с этих слов.