23 мая в Музее Москвы состоится 17-й концерт фестиваля новой музыки SOUND UP. Он будет посвящен минимализму и его крупнейшему европейскому представителю Симеону тен Хольту (1932−2012).

Плейлист от Eostra
Далее Плейлист от Eostra
Песни, которые нужно слушать с закрытыми глазами
Далее Песни, которые нужно слушать с закрытыми глазами

В этот вечер будут исполнены избранные сочинения голландского минималиста и его культовое произведение Canto Ostinato для четырех роялей. Сыграет его звездный состав пианистов — Алексей Любимов, Вячеслав Попругин, Алексей Зуев и всемирно известный пианист, композитор и основатель фонда имени Тен Хольта Йерун ван Вен.

Специально для Esquire Йерун выбрал 10 минималистических пьес и рассказал о каждой из них.

Йерун ван Вен
Йерун ван Вен

  • Mad Rush, Филип Гласс

«Это была вторая пьеса в стиле минимализма в моей карьере исполнителя. За плавным началом следует энергичная середина, она как будто отражает нашу жизнь и суматошное общество, в котором у нас все меньше и меньше возможностей, чтобы расслабиться».

  • Piano Etudes, Филип Гласс

«Последние произведения Гласса, записанные мною. В прошлом году я их много исполнял. Они отличная иллюстрация разнообразия минимализма: медленное развитие, а иногда быстрая, почти бесконтрольная скорость!»

  • «Для Алины» / Für Alina, Арво Пярт

«Это музыка с простой, но эффектной структурой — настоящая музыка звучит между играемых нот — потому что пустоты не бывает».

  • «Зеркало в зеркале» / Spiegel im Spiegel, Арво Пярт

«Это на самом деле не очень минималистичная пьеса, но для меня вполне! Она основана на классической гармонии и открытом звуке. Эта пьеса создает сильное ощущение пространства и времени».

  • «Ворота в Китай» / China Gates, Джон Адамс

«Первая пьеса в стиле минимализма, которую я исполнил. В ее основе лежит силуэт Сан-Франциско».

  • «Музыка для пианолы» / Grand Pianola Music, Джон Адамс

«25-минутное произведение для двух фортепиано с оркестром. Звучит очень эффектно, а фортепиано используются в пьесе как своего рода механизм. Я исполнял его вместе с консерваторским оркестром во время учебы — это было потрясающе. В ходе пьесы два фортепиано играют по очереди, как в произведении Piano Phase Райха».

  • Piano Phase, Стив Райх

«Эта пьеса всего на две страницы, но ее продолжительность аж 20 минут. Я играл это каноническое произведение для двух фортепиано даже в ходе обычного конкурса пианистов. Это одна из самых сложных пьес, потому что необходимо играть против друг друга, но одновременно и вместе. Одно фортепиано исполняет ту же самую музыку, что и другое, но на полшага впереди».

  • «До-мажор» / In C, Терри Райли

«Только одна страница и немного указаний. В результате получается пьеса со множеством различных интерпретаций. Она написана для любого набора инструментов и состоит лишь из 53 коротких повторяющихся фрагментов. Ее можно исполнять больше часа и играть ее — огромное удовольствие!»

  • «Панургово стадо» / Les Moutons de Parnurge, Фредерик Ржевски

«Тут еще меньше нот, вся пьеса — это две линии с 66 нотами. Объяснение как играть, занимает больше места. Результат — пьеса для любого набора инструментов, в котором исполнители не могут оставаться вместе, ансамбль распадается, в этом-то и состоит ее идея — играть одно и то же, но в рассинхроне».

  • «Весна священная», Игорь Стравинский

«Когда я был еще подростком, я услышал по радио эту пьесу, переложенную для четырех фортепиано, и влюбился в нее. Так как у меня не было денег на покупку нот, я решил записать пьесу на слух — это стало моим первым уроком сольфеджио. Когда я уже стал профессиональным музыкантом, я близко сошелся с Робертом Крафтом, и мы много лет работали над репертуаром из работ Стравинского вместе».

  • 4.33, Джон Кейдж

«Реальные ноты, выпущенные издательством «Питерс», для трехчастной пьесы (классическая сонатная форма), однако самой музыки там нет. Просто пустые страницы. Пьеса должна длиться 4 минуты и 33 секунд. Каждое исполнение минималистичной музыки завершается этой «вехой минимализма»: полная тишина после звучания музыки. Идея здесь в том, чтобы показать — мы всегда окружены звуками».