Режиссеры Евгений Цымбал и Александр Смолянский представят в Москве свой фильм об Оскаре Рабине

Режиссеры Евгений Цымбал и Александр Смолянский представят в Москве свой фильм об Оскаре Рабине

В Москве в рамках фестиваля фильмов об искусстве The Art Newspaper Film Festival пройдет премьера фильма «Оскар» о российском и французском художнике, основателе художественной группы «Лианозово» Оскаре Рабине. Картину представят режиссеры Евгений Цымбал и Александр Смолянский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего будет два специальных показа, после которых зрители смогут принять участие в обсуждении фильма: 19 сентября в Третьяковской галерее и 21 сентября в музее «Гараж». Оба показа начинаются в 20:00.

Евгений Цымбал, автор сценария и кинорежиссер:

«Фильм "Оскар" посвящен легендарному художнику Оскару Рабину, лидеру советского неофициального искусства 1950-70-х годов. Это вторая часть кинодилогии "От барака до Парижа". Первая - фильм "Валентина Кропивницкая в поисках потерянного рая" о жене Рабина – также удивительной и самобытной художнице в 2016 году получил Национальную кинематографическую премию "НИКА".

Сын латышки и еврея, врачей, мечтавших строить социализм и потому приехавших в Советский Союз, Оскар Рабин прожил очень сложную и в высшей степени неординарную жизнь. Во время войны он в 14 лет он остался сиротой, и только помощь и поддержка семьи художника Евгения Кропивницкого помогла ему выжить. Он же научил его рисовать, помог Оскару стать настоящим художником. В конце 1950-х годов комната Рабина в бараке на подмосковной станции Лианозово стал центром художественной жизни неофициальных художников и поэтов, творчество которых вошло в историю как второй русский авангард. В их дом приходили поэты, художники, музыканты, все те, кто не укладывался в каноны официального искусства. Одержимые творчеством, они не могли публиковать свои произведения, выставлять и продавать свои картины. Они были объявлены вне закона, их объявляли тунеядцами, сажали в тюрьму или выселяли в отдаленные районы страны. Часто это часто приводило к трагическим последствиям. Оскар защищал права этих творцов и пользовался среди них огромным авторитетом. Его называли «Министром культуры без портфеля».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Барак стал не только синонимом андеграунда, но и символом поисков свободы и нового художественного языка в стране победившего кондового соцреализма, который, как метко выражались художники, был «произведением в доступной понимания начальства форме». Часто художников вынуждали к принудительной эмиграции. Так поступили с семьей Оскара Рабина после знаменитой «Бульдозерной выставки», организованной им в 1974 году. Вскоре они были лишены советского гражданства.

Фильм «Оскар», это прежде всего рассказ о человеке в истории, о любви, стойкости и человеческом достоинстве. О том, как, живя в несвободной стране, можно сохранить внутреннюю свободу, не идя на компромиссы, противостоя лжи и насилию.

Оскару Рабину в этом году исполнилось 90 лет. Его картины есть во многих музеях мира. В постсоветской России его избрали членом-корреспондентом Академии художеств. Он по-прежнему полон творческих сил, ежедневно работает у мольберта, создавая новые произведения искусства, в которых с удивительным мастерством воплощает свой собственный внутренний мир. Мир, по которому в будущем наши потомки будут судить о жизни в Советском Союзе, в шестой части Земли, с нелегкой и драматической судьбой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Смолянский, режиссер:

«Фильм об Оскаре Рабине, наконец-то, закончен. Работать над ним пришлось куда дольше, чем я мог предположить, когда 8 лет назад начал беседовать с Рабиным в его парижской мастерской. С первой же встречи стало понятно, что передо мной не только замечательный художник, но и редкий рассказчик. Это качество не так часто встречается у художников, которым все-таки привычнее общаться с миром с помощью красок, а не слов. Оскар же помнил все, всех знал, ясно формулировал и вдобавок обо всем имел собственное мнение, как правило, очень нетривиальное. Если бы он написал книгу об искусстве, то ее можно было бы, вслед за Набоковым, озаглавить Strong Opinions. Мало кто из современных художников, и вообще наших современников, осмеливается так жестко формулировать свои взгляды на историю искусства XX века. У Рабина непростая судьба: в 14 лет он остался круглым сиротой, потом он творил как полуподпольный художник, лидер неофициального советского искусства, а в 1977 его псадили под домашний арест, вынудили покинуть страну и лишали гражданства. Парижская жизнь Рабина началась на шестом десятке, без языка и без гроша в кармане. И в каждой из своих жизней Оскар оказывается победителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему возникло желание сделать такой фильм? Просто хотелось хоть чем-то отплатить художнику, картины которого восхищали меня с молодости. И, конечно, поделиться этим восхищением с другими. Форма фильма возникла почти сразу: портрет большого художника на фоне трех десятилетий советской истории, значительной частью которой является и он сам. Вот почему в фильме так много редкой хроники и документов, многие из которых показаны впервые. Когда работа над фильмом ОСКАР только начиналась, трудно было себе представить, насколько злободневными окажутся сейчас его темы — ненасильственное сопротивления лжи, противостояние художника и власти и даже просто история семьи беженцев».