5 причин, почему стоит смотреть фильм «3 дня с Роми Шнайдер»

В российский прокат выходит фильм «3 дня с Роми Шнайдер» — самая нежная из картин сурового кинофестиваля в Берлине. Вот пять причин его посмотреть.
5 причин, почему стоит смотреть фильм «3 дня с Роми Шнайдер»

Это реконструкция реальных событий (в которые сложно поверить!)

В 1981-м году, всего за год до смерти, Роми Шнайдер дала интервью журналу Stern, и эта беседа впоследствии стала такой же культовой, как и сама актриса, жившая на всех мыслимых границах между Францией и Германией. Хищный журналист встретил звезду в странный период ее жизни. У массового зрителя сорокалетняя актриса все еще ассоциировалось с ролью принцессы Сисси, сыгранной в детстве. Киноманов куда больше занимали не совместные проекты с Уэллсом, Висконти и Шабролем, а турбулентная личная жизнь — затяжной, как болезнь, роман с Аленом Делоном, сплетни о бессчетных фаворитах, нервные срывы. Один из бывших мужей Шнайдер покончил с собой, а другой угрожал отобрать у нее право опеки над 14-летним сыном. От светских хроникеров звезда пряталась за плотным сигаретным дымом. Но все были уверены, что у ее физического и психического истощения есть и сообщники посерьезнее — выпивка, наркотики; возможно, какие-то недуги. В какой-то момент Шнайдер укрылась в тихом спа-отеле, но журналист Stern нашел ее и там. Их трехдневная беседа стала едва ли не самым откровенным сеансом психоанализа в истории светской прессы. Фильм воссоздает ее по часам и фантазирует о том, что осталось за кадром.

Это настоящее погружение в психологию звезд

В этом году кинофестивали вдруг накрыло шквалом фильмов о двух взаимосвязанных темах — природе наркотической зависимости (целых четыре ленты в Торонто!) и психологии знаменитостей (две картины в Венеции!). Про кино об аддикциях мы писали из Канады, а про кино о сверхчеловеческих амбициях — из Италии, но без упоминания «3 дней с Роми Шнайдер» (впервые показанных в феврале на Берлинале) история болезни будет неполной. Этот въедливый фильм вникает в личную жизнь звезд гораздо внимательнее и ответственнее, чем его конкуренты — как минимум потому что берется за хорошо документированную историю из биографии реального человека. Сценарий здесь хорош настолько, что немке франко-иранского происхождения Эмили Атеф (одновременно и режиссеру, и автору) удалось заполучить на главную роль саму Мари Баумер. Немецкая актриса из оскароносных «Фальшивомонетчиков» так поразительно похожа на Роми Шнайдер, что предложения сыграть ту поступали к ней едва ли не каждый сезон. Но она осознавала, что стать Сисси можно лишь один раз — и ждала подходящих сценария и команды. Результатом этой долгой помолвки актрисы и образа стала безоговорочная победа фильма на немецком «Оскаре» — премии Deutscher Filmpreis, где картина взяла семь основных наград. То, как Баумер перевоплощается в Шнайдер — материал для разборов на курсах актерского мастерства. Это потрясающая работа, причем черно-белая пленка лишь подчеркивает исключительную красоту Баумер — ее глаза искрятся неземным светом, а морщинки под глазами выглядят, как спутниковые снимки высохших рек на какой-то далекой планете. Другими словами, идя на этот фильм, вы рискуете бесповоротно влюбиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это понравится тем, кто смотрит Дудя (да!)

Печально известная история с Роми Шнайдер, которую фильм дотошно воссоздает, послужила для киноиндустрии одним из самых ярких подтверждений простой истины: актерам лучше играть, а не говорить. От десятилетия к десятилетию стена между журналистами и знаменитостями становится все выше, а шансы читателей увидеть в интервью искренние эмоции — все ниже. Сегодня общение с прессой на любом фестивале напоминает бездушный (и потому душный) конвейер. Актер (или, как говорят организаторы таких встреч, «талант») садится за стол с пятью-десятью журналистами из разных стран, все они наперебой кричат ему свои вопросы (чаще всего предельно общие и емкие: «Как вы готовились к роли?»), а он отвечает заученными фразами. Затем звенит будильник, и талант переходит за следующий стол. Этот сеанс одновременной игры может длиться часов пять. И даже если журналист попытается растормошить звезду незаурядным вопросом, та с большой вероятностью вернет беседу на протоптанную колею. Это происходит на автопилоте, потому что очень тяжело говорить про один и тот же фильм весь день подряд. А говорить не о фильме не рекомендуют ни журналистам, ни самим звездам — как бы чего не вышло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому таким глотком свежего воздуха для всех стали откровенные, неформатные и невымученные беседы со звездами Юрия Дудя. Фильм «3 дня с Роми Шнайдер», с одной стороны, полон ностальгии по тем временам, когда такие задушевные и прямолинейные разговоры были нормой. А с другой стороны, он очень внимательно следит за журналистской работой — так что всем, кто хочет стать крутым интервьюером, стоит смотреть этот фильм с блокнотом в руках. У его героев можно взять очень много уроков — и этических, и профессиональных. Кстати, фильм «Интервью» с Сиеной Миллер и Стивом Бушеми тоже может сослужить таким зрителям добрую службу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это фестивальный crowdpleaser

Февраль называют сердцем зимы, но февральский Берлинале в этом году был фестивалем без признаков сердца. Казалось, что на нем собралось самое экстремальное, неуютное и провокационное авторское кино на свете. Победивший фильм Touch Me Not — череда неудобных вопросов об эстетическом фашизме, определяющем отношения между людьми. «Утойя, 22 июля» — кино, которое пытается разобраться, на каком языке допустимо рефлексировать в искусстве трагедии, раны от которых еще свежи; как ни странно, но этим языком вдруг становится жанр мокьюментари-мясорубки. А трехчасовой философский трактат «Моего брата зовут Роберт и он идиот» — ехидная провокация, после которой у любого киноведа разовьется синдром самозванца: угадать все цитаты этой интеллектуальной викторины не под силу никому. Про фильм «Недвижимость» с его весьма экстравагантным прочтением образа старухи-процентщицы (здесь она по-совместительству пулеметчица и нимфоманка) и вспоминать страшно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранимые и хрупкие киноленты вроде «Острова собак», «Довлатова», «Между рядами» и «3 дней с Роми Шнайдер» в Берлине были в откровенном гетто. Но именно им в конечном счете достаются зрительские симпатии — пусть и не в виде призов. «3 дня с Роми Шнайдер» — кино совершенно не экспериментальное и демонстративно несовременное. Оно состоит из вещей, которых в фестивальной среде принято сторониться: очень красивых мелодий, очень выразительных черно-белых кадров и очень сентиментальных диалогов. Но это идеальная компания, чтобы просто отдохнуть в кинотеатре, вместо того чтобы лихорадочно осмысливать и разгадывать каждую сцену.

«3 дня с Роми Шнайдер» — так называемый crowdpleaser, то есть фильм нарочито сладкий и сентиментальный. От таких лент всегда отворачиваются критики, но таким лентам, как правило, рад вменяемый зритель.

Это своего рода «Мужчина и женщина» наших дней

Прогулки вдоль моря по холодному песку, ветер в волосах, черно-белые фотографии, немые сцены и долгие взгляды и мелодии, которые сегодня найдешь лишь на винтажных пластинках, — магические элементы, объединяющие «3 дня с Роми Шнайдер» с «Мужчиной и женщиной». Если вам нравился фильм Клода Лелуша, то понравится и этот.