Клэр Фой: «Мне действительно везет работать с лучшими из лучших»

В прокате «Человек на Луне» — фильм о том, как Нил и Джанет Армстронги пережили огромное горе. И если Нил предпочел сбежать от семейной трагедии на Луну, то его жена смогла решить свои проблемы, не отрываясь от земли. Обозреватель Правила жизни встретился на Венецианском кинофестивале с актрисой Клэр Фой, чтобы узнать, что она вложила в эту роль.
Теги:
Billy Farrell / BFA / REX / Shutterstock / Fotodom

Вот уже два года мне не дает покоя одна вещь: «Ла-Ла Ленд» — это фильм со счастливым концом или нет? Что вы думаете и как вам вообще предыдущие работы Дэмьена Шазелла?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ох, не знаю, это непростой вопрос. Понимаете, этот фильм просто разбил мне сердце. После него у меня даже было ощущение, что я нарочно допридумываю себе какую-то боль, чтобы остаться с ней подольше. Я думаю, этот фильм — прекрасное исследование того, как наши выборы и решения определяют, кто мы есть, и придают нашей жизни форму. Конец отношений героев приводит к тому, что каждый из них открывает в себе самое лучшее. Но в то же время это такой грустный финал, что с ним нелегко примириться. И тем не менее, такова жизнь. Мне кажется, Шазелл перенес эту особую правду и в новый фильм. По ходу сюжета Армстронг приобретает опыт, после которого для него перестает иметь значение, выживет он или умрет. И эта готовность принять риск, на который не пойдет ни один человек, и определяет его судьбу. Я видела все три фильма, которые Шазелл снял до «Человека на Луне», и поэтому у меня не осталось сомнений, что у нас все получится и в этот раз. Он настолько одаренный, настолько опытный — и при этом у него все впереди!

Вам удалось съездить на площадку, где снимались все космические сцены или вы ограничились только своими, «домашними»?

Нет, до космического туризма у меня не дошло (смеется). Это было бы интересно, но у меня, увы, строгий график.

У вас у всех очень драматические роли, но Райан Гослинг и Джейсон Кларк хотя бы могли поиграть со всеми этими космическими штуковинами. Вы не завидовали им?

(смеется) Вы шутите? Райана один раз контузило, у Джейсона были приступы клаустрофобии. Дэмьен позаботился о том, чтобы парни страдали! Если серьезно, то ему было важно воссоздать тот человеческий опыт, через который прошли настоящие космонавты. В реальный космос он никого так и не отправил, но неделями мариновать актеров в летательных капсулах для него было в порядке вещей. Но он и сам все время был рядом с ними. Так что все понимали, ради чего страдают: ради того, чтобы вы увидели высадку на Луну глазами самих астронавтов.

Как вам нравится готовиться к таким ролям — вы ограничиваетесь сценариями или ищете встречи со своими героинями, очевидцами?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если герои доступны, я стараюсь установить с ними контакт. Книга, на которой основан фильм («Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга» Джеймса Р. Хэнсена. — Правила жизни), очень насыщена информацией: там столько всего, что задохнуться недолго. И я, конечно, с удовольствием прочитала ее от корки до корки. Но фокус книги — на Ниле, поэтому мы видим Джанет его глазами и совсем не слышим ее собственный голос. Поэтому я спросила у автора не осталось ли у него записей бесед с Джанет. И он поделился со мной целым архивом пленок! А Дэмьен, и Райан успели встретиться с ней лично. Мне это не удалось — когда я должна была лететь к ней, случился страшный ураган. Какое-то время я была подавлена этим стечением обстоятельств. Но потом решила, что, может быть, это и к лучшему. У меня сложилось впечатление, что интервью не доставляли ей удовольствия. Что она была радушной хозяйкой, но при этом очень закрытым человеком. И вот, представьте: приходит к ней какая-то случайная актриса и начинает расспрашивать о муже, о детях, о том, через что они вместе прошли. Ей было бы неприятно, мне тоже. А этим летом, как вы знаете, она умерла.

Дэмиен Шазелл допускает импровизации на площадке?

Да, конечно. Например, в сцене прощания Нила с семьей накануне полета. Мы снимали ее двенадцать часов и перепробовали самые разные варианты взаимодействия. И поскольку эту сцену, по сути, ведет моя героиня, а Райану в ней приходится реагировать, то в конце съемки я почувствовала, что больше не хочу взваливать на себя такую ответственность. Хотелось вообще отключиться от любых эмоций. Но самой тяжелой сценой для меня все равно останется другая (осторожно, дальше будет спойлер!) — та, в которой Нил и Джанет хоронят свою дочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А Дэмьен вообще на редкость щедрый режиссер. Смотрите: он сделал уже четыре фильма, и все они не похожи друг на друга. Это огромная редкость. Мне кажется, так получается потому, что он не давит на команду словами вроде: «Этот фильм — частичка меня, все будет так, как хочу я, и не иначе». Он открыт к влиянию окружающих. Но при этом у него всегда есть очень четкое представление о том, ради чего он делает каждый шаг на площадке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последнее время вы работаете только с известными режиссерами или с такими мастерами в своих жанрах, как Федерико Альварес. Это избирательность или везение?

Во-первых, можно я поблагодарю судьбу? Потому что мне действительно везет работать с лучшими из лучших. Больше всего мне нравится, что эти режиссеры, грубо говоря, не те люди, которые будут делать моему эго массаж и говорить, какая я молодец. С такими руководителями ты не вырастешь как актриса. Мне нравятся люди, которые умеют слушать и наблюдать, — тогда ты чувствуешь себя в надежных руках. С Дэмьеном все было именно так: я понимала, что делаю фильм вместе с ним, а не для него. Он замечает и ценит все, что ты делаешь. Когда такое сказочное сотрудничество подходит к концу, ты всегда в растерянности: так, а как теперь дальше работать?

С другими режиссерами бывало иначе?

Да, очень часто, знаете, режиссер относится к фильму как к ребенку, а к тебе — как к приходящей нянечке. И тогда ты понимаешь, что твоя роль тебе не принадлежит, и не остается ничего, кроме как сдаться на милость монтажным ножницам этого человека. Я не знаю, как Дэмьен работал над предыдущими фильмами, но его щедрость и открытость в «Человеке на Луне» поражает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое поразительное в фильме: Нил и Джанет ведь не в состоянии ничего обсудить как муж и жена. Вам с Райаном было тяжело изображать такую семью?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы с ним очень много говорили об этом, ведь это большая ответственность — показывать историю за фасадом подвига, о котором знают все, проникать за закрытые двери. Но нам очень повезло, что Джанет и в интервью, и в книге, и в беседах с Дэмиеном и Райаном была предельно честна о том, каким Нил был в семейном жизни. А Нилу Армстронгу было очень некомфортно обсуждать что-то со своей женой. Он не говорил о работе и избегал объяснений с сыновьями. Для Райана это все было необычно.

Такое поведение — в каком-то смысле продукт эпохи?

Думаю, в этом есть элемент маскулинности, которая была основой общества тогда и которая остается фундаментальной ценностью и сегодня. Но это и его собственный характер. Ведь когда человек проходит через ту трагедию, через которую прошел Нил, у него остается, как мне кажется, всего два сценария жизни. Он либо учится говорить о случившемся, принимает это как часть своей личной истории, и движется дальше. Либо он... поступает, как Нил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо признать, что вам вам достался редкий сценарий, не принижающий роль супруга или супруги исторической личности.

Абсолютно. Не думаю, что Нил Армстронг бы стал тем, кем он стал, без Джанет Армстронг. Когда они встретились, оба были очень юны, так что они буквально построили свою жизнь вместе. Но мне не хочется говорить о ней как о «женщине, стоящей за великими мужчиной» — мне кажется, такие определения унижают людей вроде Джанет. Может быть, она и не высадилась на Луне, но это она управляла их «базой» на Земле и выполнила просто невероятную работу, воспитав двоих сыновей Нила. А если учесть, сколько внешнего давления оказывалось на эту семью, то ее труд был просто героическим. И давайте прибавим к этому постоянный страх потерять Нила, с которым она жила. Мне кажется, эта женщина — настоящая львица!

Есть что-то, чему вам захотелось научиться у Джанет?

Да, меня очень потрясло одно ее интервью — на самом деле, его даже можно найти на Youtube. Она открывает дверь своего дома и оказывается перед стеной из журналистов и фотографов. И ей начинают задавать невероятно личные вопросы: о муже, о сыновьях, о религии, о дочери. И она умудряется очень твердо и бесстрашно отсекать в этом допросе все, что не связано с полетом Нила на Луну. Не поддаться такому давлению — настоящий подвиг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы решаете, какую роль взять, а от какой отказаться? Дело ведь не только в качестве историй — есть что-то особое, что вы ищете в сценариях?

Да ничего я не ищу, вы чего. К сожалению, как актриса я теряю огромное количество времени в ожидании ролей. Знаю, мне пора бы стать поактивнее, начать самой охотиться за проектами — но я пока этого не умею. Зато я твердо верю: в моей жизни ничто не появляется просто так. Интересные предложения приходят ровно тогда, когда я для них созреваю. Пока что эта вера меня не подводила. Но нет, ничего конкретного я не ищу — разве что сценарий с каким-нибудь танцевальным номером. Вам такой не попадался? (смеется)

Буду держать вас в курсе! Стивен Содерберг сказал нам однажды, что взял вас в фильм «Не в себе», потому что вы не боитесь играть непривлекательных, даже отталкивающих героинь. А есть какие-то роли, которых вы все же боитесь?

Ух, знаете единственное, чего я боюсь — это забрать чью-то чужую работу. Если я понимаю, что другая актриса справится с ролью лучше, то я не стану ни на что претендовать. Мне важно знать, что я могу предложить каждому фильму что-то свое, даже если это что-то совсем небольшое. А быть совершенством страшно скучно, вот я и играю разных непривлекательных особ (смеется). Всегда здорово показать публике кого-то, с кем ей тяжело согласиться. Каждый достоин того, чтобы его любили, чтобы рядом с ним кто-то был и чтобы его история была рассказана. Я наслаждаюсь такими героями — даже если люди потом скажут: «Ну ты и зло». Что до Содерберга, то он, увидев меня, сказал что-то в духе: «Эта актриса выглядит немного чокнутой. Давайте ее и возьмем!»