Расследование «Проекта»: как Telegram в России стал инструментом политической пропаганды

Сколько стоит опубликовать пост в известных телеграм-каналах, какие политические структуры за ними стоят и сколько денег выделяла администрация президенты на пропаганду — выяснили журналисты «Проекта».
Расследование «Проекта»: как Telegram в России стал инструментом политической пропаганды
Dado Ruvic / Reuters

Независимый медиа-ресурс «Проект» экс-главреда «Дождя» Романа Баданина выпустил расследование, посвященное влиянию Кремля на анонимные каналы в Telegram. Практически вся информация записана со слов анонимных источников «Проекта», близких к администрации президента (АП). Мы кратко рассказываем о главном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Привлечение «подрядчиков» для распространения нужной информации

По информации «Проекта», с конца 2016-начала 2017 года администрация президента выделяла деньги на экспансию в Telegram. При этом Кремль не создавал свои каналы, а привлекал «подрядчиков», чтобы те распространяли нужную информацию по популярным телеграм-каналам. Так, «подрядчиками» Кремля были, например, бывшие члены движения «Наши». В том числе бывший пресс-секретарь организации Кристина Потупчик. Под ее руководством появились целые сети — группы каналов, которые писали посты и репостили друг друга, распространяя нужную информацию. В эту группу входили: «Акитилоп», Ortega и «Полный П». Также «Наши» были причастны к каналам 338 и «Медиатехнолог».

Как сообщает «Проект», одна из главных задач «подрядчиков» была направлена против Алексея Навального перед президентскими выборами в марте этого года. Нужно было дискредитировать оппозиционера настолько, чтобы президентские выборы без его участия выглядели легитимно. И по словам источника «Проекта», выполнить эту задачу удалось.

Цены на посты в популярных телеграмм-каналах: от 30 тысяч до 630 тысяч рублей

Также «Проекту» удалось выяснить расценки каналов, за которые они готовы опубликовать у себя практически что угодно. Как отметил источник «Проекта», «если есть бюджет, можно зайти практически в любой канал». Так, телеграм-канал «Незыгарь» берет плату за публикацию только в биткоинах: за пост свыше 100 слов — 1,5 биткоина (около 630 тысяч рублей), за пост меньше — 0,008 биткоина за каждое слово, пакет из трех публикаций — три биткоина. Каналы «Караульный», «Футляр от виолончели», «Медиатехнолог», «Кремлёвский мамковед»и «Бойлерная» берут за пост от 30 до 60 тысяч рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От АП посредники получали бюджет наличными. По кремлевским меркам, речь шла о не самых крупных суммах — например, один из операторов получает 11 миллионов рублей в месяц. Часть этих денег используется на оплату нужных постов, а часть подрядчик оставляет себе, рассказывал «Проекту» близкий к Кремлю собеседник.

Помимо этого, «Проекту» удалось узнать, что некоторыми телеграм-каналами руководят крупные политические структуры. Например, за каналом «Караульный», как предполагается, стоит госкорпорация «Роснефть» Игоря Сечина. А «Незыгарь» связан с куратором информационной политики Алексеем Громовым. Известным же каналом Mash после конфликта с его создателем Арамом Габреляновым стал руководить Степан Ковальчук — сын президента «Национальной медиа группы» (НМГ) Кирилла Ковальчука, сообщают источники «Проекта». Однако представитель НМГ заявил, что Степан Ковальчук не является сотрудником компании. «Мы опровергаем информацию, появившуюся сегодня в ряде telegram-каналов. "Национальная Медиа Группа" не имеет отношения к медиа-активу Арама Габрелянова Mash ни на акционерном, ни на управленческом уровне», —отметил представитель НМГ.

Но сейчас внимание АП переключилось на WhatsApp и Viber

Однако, как сообщают источники «Проекта», после выборов президента назначение Telegram изменилось, теперь это больше площадка для войны чиновников друг с другом. Внимание же Кремля сместилось в сторону WhatsApp и Viber. В пабликах этих мессенджеров отслеживают все негативные отзывы о власти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реакция официальных лиц

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что администрация президента выделяла деньги на пропаганду в Telegram. Но он отметил, что в мессенджере есть и каналы, которые «поддерживают Кремль», и каналы, «объективно критикующие действия Кремля».

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев так прокомментировал «Дождю» версию о покупке компанией канала «Караульный»:

«Какое расследование? Какой канал? Слушайте, ребят, ну вы в своем уме вообще на самом деле? Вы больные, ну совсем больные? «Роснефть» не занимается телеграм-каналами. Я их читаю, например. Что я вам, отчитываться буду, интервью давать? Ну идите в жопу, ребят, ну честно».

«Проект» — независимая медиа-площадка, запущенная бывшим главным редактором «Дождя» Романом Баданиным летом этого года. Это некоммерческое медиа, специализирующееся на журналистских расследованиях. По словам самого Баданина, «Проект» существует на деньги доноров — российских и иностранных физических и юридических лиц.