Независимый медиа-ресурс «Проект» экс-главреда «Дождя» Романа Баданина выпустил расследование, посвященное влиянию Кремля на анонимные каналы в Telegram. Практически вся информация записана со слов анонимных источников «Проекта», близких к администрации президента (АП). Мы кратко рассказываем о главном.

Привлечение «подрядчиков» для распространения нужной информации

По информации «Проекта», с конца 2016-начала 2017 года администрация президента выделяла деньги на экспансию в Telegram. При этом Кремль не создавал свои каналы, а привлекал «подрядчиков», чтобы те распространяли нужную информацию по популярным телеграм-каналам. Так, «подрядчиками» Кремля были, например, бывшие члены движения «Наши». В том числе бывший пресс-секретарь организации Кристина Потупчик. Под ее руководством появились целые сети — группы каналов, которые писали посты и репостили друг друга, распространяя нужную информацию. В эту группу входили: «Акитилоп», Ortega и «Полный П». Также «Наши» были причастны к каналам 338 и «Медиатехнолог».

Как сообщает «Проект», одна из главных задач «подрядчиков» была направлена против Алексея Навального перед президентскими выборами в марте этого года. Нужно было дискредитировать оппозиционера настолько, чтобы президентские выборы без его участия выглядели легитимно. И по словам источника «Проекта», выполнить эту задачу удалось.

Цены на посты в популярных телеграмм-каналах: от 30 тысяч до 630 тысяч рублей

Также «Проекту» удалось выяснить расценки каналов, за которые они готовы опубликовать у себя практически что угодно. Как отметил источник «Проекта», «если есть бюджет, можно зайти практически в любой канал». Так, телеграм-канал «Незыгарь» берет плату за публикацию только в биткоинах: за пост свыше 100 слов — 1,5 биткоина (около 630 тысяч рублей), за пост меньше — 0,008 биткоина за каждое слово, пакет из трех публикаций — три биткоина. Каналы «Караульный», «Футляр от виолончели», «Медиатехнолог», «Кремлёвский мамковед"и «Бойлерная» берут за пост от 30 до 60 тысяч рублей.

От АП посредники получали бюджет наличными. По кремлевским меркам, речь шла о не самых крупных суммах — например, один из операторов получает 11 миллионов рублей в месяц. Часть этих денег используется на оплату нужных постов, а часть подрядчик оставляет себе, рассказывал «Проекту» близкий к Кремлю собеседник.

Помимо этого, «Проекту» удалось узнать, что некоторыми телеграм-каналами руководят крупные политические структуры. Например, за каналом «Караульный», как предполагается, стоит госкорпорация «Роснефть» Игоря Сечина. А «Незыгарь» связан с куратором информационной политики Алексеем Громовым. Известным же каналом Mash после конфликта с его создателем Арамом Габреляновым стал руководить Степан Ковальчук — сын президента «Национальной медиа группы» (НМГ) Кирилла Ковальчука, сообщают источники «Проекта». Однако представитель НМГ заявил, что Степан Ковальчук не является сотрудником компании. «Мы опровергаем информацию, появившуюся сегодня в ряде telegram-каналов. «Национальная Медиа Группа» не имеет отношения к медиа-активу Арама Габрелянова Mash ни на акционерном, ни на управленческом уровне», —отметил представитель НМГ.

Но сейчас внимание АП переключилось на WhatsApp и Viber

Однако, как сообщают источники «Проекта», после выборов президента назначение Telegram изменилось, теперь это больше площадка для войны чиновников друг с другом. Внимание же Кремля сместилось в сторону WhatsApp и Viber. В пабликах этих мессенджеров отслеживают все негативные отзывы о власти.

Реакция официальных лиц

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что администрация президента выделяла деньги на пропаганду в Telegram. Но он отметил, что в мессенджере есть и каналы, которые «поддерживают Кремль», и каналы, «объективно критикующие действия Кремля».

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев так прокомментировал «Дождю» версию о покупке компанией канала «Караульный»: «Какое расследование? Какой канал? Слушайте, ребят, ну вы в своем уме вообще на самом деле? Вы больные, ну совсем больные? «Роснефть» не занимается телеграм-каналами. Я их читаю, например. Что я вам, отчитываться буду, интервью давать? Ну идите в жопу, ребят, ну честно».

«Проект» — независимая медиа-площадка, запущенная бывшим главным редактором «Дождя» Романом Баданиным летом этого года. Это некоммерческое медиа, специализирующееся на журналистских расследованиях. По словам самого Баданина, «Проект» существует на деньги доноров — российских и иностранных физических и юридических лиц.