Только для избранных: от первого английского комьюнити до сообщества в вашем доме

Пару веков назад без посещения закрытого клуба нельзя было представить типичный распорядок дня. Там обсуждали последние новости, работали над совместными изобретениями, играли в карты и даже «мерились» животами. Традиция закрытых клубов жива и сегодня и даже стала распространяться на камерные пространства в элитных домах. Здесь формируются сообщества по интересам — деловым, спортивным и культурным. Составили краткую историю закрытых комьюнити: где они впервые появились в Европе, почему в XX веке потеряли актуальность и как возродились сегодня.
Только для избранных: от первого английского комьюнити до сообщества в вашем доме
Илья Свиридов
Глава I. Какими были первые закрытые клубы

Первые клубы появились в Лондоне в консервативную эпоху правления королевы Виктории. В конце XVII — начале XVIII века общество не было таким открытым, как мы привыкли сегодня, и многие искали место, где можно было непринужденно познакомиться с высокопоставленными людьми. Сообщества стали «свободной» зоной, где переставал действовать обычный для того времени чопорный этикет аристократии, — заниматься нетворкингом (как мы сказали бы сейчас) в такой неформальной обстановке стало в разы проще.

Первый такой клуб, White’s, открылся в 1693 году в центральном лондонском районе Сент-Джеймс. Он ориентировался на аудиторию азартных игр от бильярда до бриджа. Резиденты проигрывали тут целые состояния, поэтому слух о месте распространился почти моментально. Комьюнити существует до сих пор — в разное время его резидентами становились премьер-министр Дэвид Кэмерон, бизнесмен Адам Флеминг, принц Уильям и король Карл III. Последний провел тут мальчишник перед свадьбой с Леди Ди.

Илья Свиридов

В Российской империи первый клуб в 1770-м тоже открыли англичане, которые приехали в страну заниматься торговлей. Он появился в Санкт-Петербурге и так и назывался — Английский. Здесь играли в карточные игры и знакомились с британской кухней Александр Пушкин, Николай Некрасов, Иван Крылов, Михаил Сперанский. Клуб стал настолько успешным, что уже в 1772 году в Москве открылся его филиал.

Глава II. Арена для дебатов и искусства

После успеха White’s в начале XIX века английские клубы начали набирать обороты. По всей Великобритании и в ее колониях начали появляться интеллектуальные клубы для обсуждения литературы и искусства. В 1824 году был основан The Athenaeum — популярное лондонское общество, куда входили исключительно интеллектуалы, в том числе 51 лауреат Нобелевской премии. Тут участники обменивались идеями и советами, проводили совместные исследования (как сейчас проекты), слушали лекции, а еще участвовали в викторинах, обсуждали кино и смотрели концерты.

Илья Свиридов

Здесь же появилась одна из самых востребованных и полных библиотек в городе, где даже был штатный библиотекарь. Причем большая часть книг (а их сейчас около 70 тыс.) и архивных фотографий — пожертвования от резидентов разных эпох.

А в 1863 году еще более известным местом притяжения светского общества стал The Arts Club — с уклоном в науку, искусство и литературу, куда вступала вся творческая тусовка. На выставки и паблик-токи по изящным дисциплинам сюда заглядывали Чарльз Диккенс, Клод Моне и Эдмунд Йейтс. А формат заведения не предполагал активных дебатов — чаще всего тут проходили аристократичные обсуждения последних новостей в мире моды, живописи и литературы под живую музыку.

Глава III. Клубы для любых интересов

К концу XIX века закрытые сообщества вышли за рамки общественных увлечений, искусства и игр. Например, в Российской империи внук Николая I организовал Картофельный клуб — для любителей охоты в полях. Предыстория общества забавная: сослуживцы выехали на «игру» в картофельное поле, где одна команда должна была спрятаться от другой, убегая на лошадях. Когда друзья искали друг друга, встретили рабочего. Тот обвинил аристократию, что они кощунски стреляют по картофелю. Так что фишкой клуба стала золотая подвеска в виде овоща, которую, по легенде, основатель носил до конца жизни.

Илья Свиридов

Клубы отвечали и самым насущным потребностям общества. Например, в XIX веке в Америке заработал Клуб толстяков. Сюда приходили, чтобы похвастаться! В то время круглый живот был символом богатства и благополучия — зожники не поверят, но в клуб пускали только резидентов весом не менее 90 килограммов после уплаты членских взносов. Каждое собрание обычно открывалось взвешиванием резидентов с выдачей призов.

В XX веке практически во всех странах мира прошла эмансипация и в частные клубы начали принимать женщин. В Российской империи первый Женский клуб открылся в 1907 году. Посетительницы проводили танцы, маскарады, вечера музыки и литературы, играли в лото. В 1930-х в Вашингтоне появился Клуб против флирта — для дам, которые сталкивались с нежелательным вниманием со стороны мужчин. Участницам вручали руководство по поведению в общественных местах: советовали не смотреть прохожим в глаза, не подмигивать и не увлекаться одновременно двумя ухажерами.

Глава IV. Как сообщества изменились в XXI веке

К концу XX века клубы начали терять постоянных резидентов и массово закрываться. На это повлияло множество факторов: перемены социального мышления, ускорение темпов жизни и научно-технический прогресс. С появлением мобильной связи, электронной почты, скоростного метро и других продвинутых ресурсов потребность в личном общении стала снижаться. К этому добавилось и обесценивание закрытых сообществ: в какой-то момент их стало настолько много, что они потеряли желанную эксклюзивность.

Сегодня традиция закрытых клубов обретает второе дыхание в концепции «третьего места», предложенной в 1980-х годах социологом Рэем Ольденбургом. «Первым местом» он назвал уютную квартиру, «вторым» — приносящую удовольствие работу, а «третьим» — пространства, где люди могут свободно общаться. В городах появляются такие комфортные клубные места, объединяющие людей из разнообразных сфер жизни. При этом изначальная концепция клубов постепенно захватывает даже новые элитные дома. Этот процесс начался в 2000-х годах, когда формировался район самой дорогой недвижимости в Москве — Остоженка.

Например, в клубном доме Copper House на Остоженке для жителей созданы библиотека, каминная и сигарная комнаты. Здесь соседи могут совместно проводить время, создавать сообщества по интересам. При этом повсеместного распространения пространства для общения соседей и формирования комьюнити пока не получили — из 30 строящихся в Москве элитных домов они предусмотрены только в шести.

Правда, девелоперы уже в полной мере учитывают в них концепцию третьего места, а некоторые, как, например, Sminex, и вовсе создают фирменные стандарты пространств общения жителей, помогающих создавать атмосферу респектабельного добрососедского комьюнити. В современных пространствах для общения жители элитных домов могут знакомиться друг с другом, поддерживать связь в неформальной обстановке и совместно отдыхать.

В дополнение к удобной планировке, мягкой дизайнерской мебели и продуманному освещению они имеют уникальное оформление. Например, в клубном доме «Чистые Пруды» можно провести вечер у дровяного камина, который при желании можно разжечь самостоятельно. В другом доме, «Обыденский № 1», создана небольшая библиотека. В «Ильинке 3/8» камерное пространство разместилось под арочными подлинными сводами исторического здания XIX века.

Илья Свиридов

В клубных домах жители проводят деловые встречи и вместе отдыхают в тихих зеленых дворах-парках, устраивают совместный просмотр спортивных мероприятий. Причем такие «домовые» клубы доступны всем жителям: мужчины могут обсудить здесь последние новости или посмотреть футбол, женщины устраивают совместное прослушивание лекций и различные мастер-классы, а для детей можно организовать праздник или познавательное мероприятие.

Комьюнити клубных домов камерные в силу ограниченного членства. Входным билетом становится покупка квартиры — это своего рода гарантия, что в окружении будут только равные люди с высоким социальным статусом. Как это было когда-то, во времена Английского клуба.

Реклама. ООО «Смайнэкс»