1. Встряски в глянце

В 2018 году несколько встрясок пережил русскоязычный рынок глянца. В феврале, в год 20-летия Vogue Russia, у издания сменился главный редактор — на место Виктории Давыдовой пришла Маша Федорова, которая до этого возглавляла Glamour (ее кресло, в свою очередь, перешло бывшему шеф-редактору проекта Иляне Эрднеевой, а Давыдова основала новое онлайн-издание Sportchic).

Серьезные перестановки произошли и в одном из самых обсуждаемых «маленьких» Vogue — украинском. Бывшего главного редактора Ольгу Сушко уличили в плагиате: выяснилось, что для рубрики «Слова редактора» она заимствовала колонку Шахри Амирхановой для Harper’s Bazaar, тексты Валерия Панюшкина, Андрея Плахова и других журналистов. В результате скандала Сушко лишилась должности, а на ее место пришел Филипп Власов, возглавлявший отдел моды журнала в первые два года после запуска, а также работавший в российских Vogue, Elle и InStyle.

Без потерь тоже не обошлось. В августе холдинг ACMG Александра Федотова объявил о закрытии печатной версии SNC, а Numero был переведен в альбомный формат — теперь он выходит два раза в год. В течение второй половины года холдинг покинула вся команда журнала и сайта L’Officiel, включая главного редактора Ксению Собчак. В издания, которые выходят сейчас в медиа-группе, набрали новые команды, при этом долги фрилансерам и некоторым бывшим штатным сотрудником издательского дома Федотов так и не выплатил.

Сжимающийся рынок глянца сформировал новый тренд: уход журналистов в корпоративные медиа. Так, под руководством экс-редактора L’Officiel Ирины Щербаковой перезапустился корпоративный журнал «Л'Этуаль». А первый главред российского Vogue Алена Долецкая теперь занимается выпуском бывшего корпоративного журнала Flacon сети супермаркетов парфюмерии и косметики «Золотое яблоко» (сеть останется одним из инвесторов).

Оксана Лаврентьева
Оксана Лаврентьева

2. Скандал на юбилее журнала Tatler

«Виновником» крупнейшего скандала в российском светском обществе стал журнал Tatler. А точнее, Константин Богомолов со своим коротким сатирическим фильмом, показанном на 10-летнем юбилее журнала. Картина представляет собой пародию на постоянных героев Tatler — продюсера Яну Рудковскую, ювелира Петра Аксенова, владелицу компании «Русмода» Оксану Лаврентьеву и многих других. Фильм показался смешным не всем: спустя несколько дней автор идеи, продюсер Михаил Друян публично извинился перед Лаврентьевой. Telegram-каналы наперебой писали о намерении Лаврентьевой судиться издателем журнала Conde Nast, а «Беспощадный пиарщик» утверждал, что бизнесвумен потребовала у компании 25 миллионов рублей за то, что сотрудники ИД, в том числе главный редактор Tatler Ксения Соловьева, бесплатно посещали ее салон красоты «Белый сад» несколько лет подряд. Позже в беседе с «БП» Лаврентьева подтвердила сумму, но опровергла информацию о планах судиться с Conde Nast.

Олег Яковлев / RBC / TASS

3. Попытка давления на редакцию Forbes

Летом 2018 года череда скандалов разгорелась в российской редакции Forbes. В начале июня Николай Усков лишился поста главного редактора по решению издателя «АС Рус Медиа» (на тот момент входил в вышеупомянутую группу ACMG Александра Федотова) «из-за неудовлетворительного качества работы». Усков назвал этот шаг давлением на редакцию и решил оспорить свое увольнение в суде. Позже, в конце июля, из подписанного в печать журнала пропала статья о бизнесе братьев Магомедовых «Дела семейные» (при этом текст был опубликован на сайте Forbes), из-за чего редакция пожаловалась в прокуратуру. Спустя несколько дней сотрудники издания вновь обратились в прокуратуру, но уже из-за невыплаты зарплат. Кризис в российском Forbes миновал только к концу лета. Издателя журнала — компанию «АС Рус Медиа» у Федотова купил бизнесмен Магомед Мусаев. Новый собственник вернул в компанию Ускова (он занял пост редакционного директора) и погасил долги по зарплате перед сотрудниками журнала. При этом Мусаеву предстоит выплатить гонорары сторонним авторам журнала.

По решению нового владельца, следить за работой журнала теперь будет совет директоров. Он состоит из 11 человек, среди которых бывшие главные редакторы журнала Елизавета Осетинская (основатель The Bell) и Эльмар Муртазаев (сейчас генеральный директор Forbes), а также генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша, действующий главный редактор журнала Николай Мазурин и журналист Елена Березанская.

Иван Колпаков
Иван Колпаков

4. Увольнение ключевых сотрудников Meduza

В ноябре после обвинений в харассменте пост главного редактора Meduza покинул Иван Колпаков. За две недели до этого генеральный директор проекта Галина Тимченко и Би-би-си сообщили об отстранении Колпакова от работы из-за обвинения в «неподобающем поведении» на вечеринке издания в Риге. Позже выяснилось, что Колпаков, будучи пьяным, прикоснулся к ягодице жене сотрудника издания со словами «Ты единственная на этой вечеринке, кого я могу харассить, и мне за это ничего не будет». Издание ссылалось на слова девушки, Колпаков заявил, что подробностей не помнит, но не отрицает, что такое могло случиться. Изначально совет директоров Meduza решил не увольнять Колпакова, но спустя неделю после обвинений в «двойных стандартах» (в начале года редакция активно требовала отставки депутата Госдумы Леонида Слуцкого, обвиненного в домогательствах) Колпаков сам написал заявление, однако отказался признать обвинения в харассменте.

После скандала проект начал терять ключевых сотрудников. В ноябре-декабре стало известно об уходе Ольги Страховской (в качестве редактора она отвечала за тему woman’s affair), издателя проекта Ильи Красильщика, и автора и соведущей подкастов «Дело случая» и «Как жить» Екатерины Кронгауз, которая также занималась в издании популярным форматом новостных игр.

ТНТ-Premier
«Домашний арест»

5. Сериалы «Домашний арест» и «Звоните ДиКаприо!»

ТНТ сделал сразу несколько точных выстрелов в аудиторию. Первым стала комедия «Домашний арест» Семена Слепакова о жизни попавшегося на взятке мэра провинциального города. Сериал получил преимущественно положительные отзывы зрителей и критиков и спровоцировал скандал в Ярославской области. По данным издания «Проект», губернатор региона увидел в сериале несколько совпадений с реальными событиями из политической жизни области. Самое серьезное — дело бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова, которого два года назад приговорили к 12,5 годам строгого режима за взятку. Однако по итогам проверки выяснилось, что все совпадения случайны.

Другим выстрелом оказалась драма «Звоните ДиКаприо» Жоры Крыжовникова (режиссер «Горько!»). Героем сериала стал популярный актер Егор Румянцев, который теряет голову от успеха, но на пике своей карьеры узнает о диагнозе ВИЧ. Премьера сериала состоялась на новом сервисе ТНТ-Premier (в эфир телеканала «Звоните ДиКаприо!» не выйдет).

Для ТНТ год закончился и серьезными переменами в руководстве. Пост генерального продюсера канала занял Роман Петренко, который возглавлял канал с 2002 по 2013 год. Именно при Петренко у ТНТ появился фирменный стиль, а в эфир вышли самые известные проекты: «Дом-2», Comedy Club и другие. На должности генпродюсера ТНТ Петренко сменил Вячеслава Дусмухаметова, который проработал на посту чуть больше года и успел запустить такие проекты как «Интерны», «Универ» и шоу «Танцы».

Евгения Альбац Павел Головкин / AP / ТАСС
Евгения Альбац

6. Штраф The New Times

В октябре The New Times по решению Тверского суда получил штраф в 22 миллиона 250 тысяч рублей за то, что не отчитался перед Роскомнадзором о получении иностранного финансирования, — а именно о 22,2 миллиона рублей от Фонда поддержки свободы прессы (признан «иностранным агентом» в 2014 году). Это крупнейший штраф, который когда-либо получало русскоязычное СМИ. В беседе с «Новой газетой» издатель и единственный владелец The New Times Евгения Альбац предположила, что поводом для судебного решения стал ее эфир с Алексеем Навальным в программе «Особое мнение» на «Эхе Москвы».

Денег на оплату штрафа у The New Times не было, поэтому Альбац объявила сбор средств. За четыре дня удалось собрать более 25 миллионов рублей. Самым неожиданным участником краудфандинга оказался рэпер L’One (резидент лейбла Black Star рэпера Тимати, известного своими прогосударственными взглядами), который решил поддержать «честных и бесстрашных журналистов России».

Во время сбора средств Альбац неоднократно подвергалась критике: не только за само решение попросить помощи у читателей, но и продолжить кампанию после того, как необходимая сумма была собрана. На момент публикации текста журналу удалось собрать 27,5 миллионов рублей. Согласно анонсу на сайте The News Times, издание продолжает сбор средств. Вопросы о судьбе уже перечисленных The New Times миллионов продолжились и после того, как журнал решил оспорить штраф (ему это не удалось — Мосгорсуд признал штраф законным).

Кирилл Серебренников Антон Кардашов / Агенство городских новостей «Москва»
Кирилл Серебренников

7. Документальный фильм «Театральное дело»

К годовщине дела «Седьмой студии» журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер сняли документальный фильм «Театральное дело». Премьера состоялась 30 августа на YouTube (более 300 тысяч просмотров на момент публикации текста). «Театральное дело» — это попытка разобраться в том, что случилось с экспериментальным проектом «Платформа» Кирилла Серебренникова и продюсера Алексея Малобродского. По версии следствия, они похитили 133 миллиона из 214 миллионов рублей, которые «Платформе» выделило Министерство культуры. Одним из героев фильма стала экс-продюсер проекта Екатерина Воронова, которая отвечала за его бюджет. Она единственная из фигурантов дела «Седьмой студии» покинула страну (по решению суда арестована заочно). В частности, Воронова рассказала о нарушениях при обналичивании госденег, уверяя, что в итоге вся сумма пошла на нужды «Платформы». Но при этом призналась, что все подтверждающие эти слова документы она уничтожила.

Сергей Савостьянов / ТАСС

8. Убийство российских журналистов в ЦАР

31 июля стало известно о гибели в Центральноафриканской республике (ЦАР) журналиста Орхана Джемаля, документалиста Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко. Россияне попали в засаду и были убиты по дороге в город Бамбари. Они снимали документальный фильм о деятельности «частной военной кампании Вагнера» по заданию Центра управления расследований (ЦУР, на тот момент входили в «Открытые медиа» Михаила Ходорковского). Как выяснила Русская служба Би-би-си, за три недели до отправки съемочной группы в ЦАР сотрудники редакции общались с человеком по имени Мартин, считая его сотрудником миссии ООН в республике. Согласно опубликованной переписке, он взял на себя всю организацию командировки на месте, но с журналистами он не встретился. Контакт этого человека редакция ЦУР получила от журналиста ФАН Кирилла Романовского. Ранее журнал РБК назвал ФАН основным изданием петербургской «фабрики медиа», предполагаемым спонсором которой называют бизнесмена Евгения Пригожина. С именем Пригожина журнал РБК и Би-би-си связывали и деятельность «ЧВК Вагнера». Сам бизнесмен говорил, что не имеет к ЧВК никакого отношения.

После убийства съемочной группы ЦУР главный редактор издания Андрей Коняхин подал в отставку и заявил о прекращении работы «Центра».

Павел Дуров Manuel Blondeau / AOP. Press / Corbis / Getty Images
Павел Дуров

9. Решение о блокировке Telegram

Одно из самый громких судебных решений за 2018 год вынес Таганский суд Москвы: 16 апреля он постановил начать немедленную блокировку Telegram по просьбе Роскомнадзора. Основанием для обращения в суд стал отказ предоставить ФСБ ключи для расшифровки переписки пользователей. Основатель Telegram Павел Дуров еще до подачи иска назвал это требование технически неисполнимым, а попытку спецслужбы получить доступ к переписке — противоречащей Конституции. Однако, пока чиновники активно устанавливали на телефон приложение ICQ, остальные пользователи (по словам Дурова, российская аудитория Telegram составляет 15 миллионов человек) продолжали пользоваться мессенджером без особых проблем и даже без установки VPN и proxy-серверов, позволяющих обходить блокировки.

Леонид Парфенов Андрей Никеричев / Агенство городских новостей «Москва»
Леонид Парфенов

10. Бум разговорных шоу в YouTube

Успех проекта Юрия Дудя спровоцировал настоящий бум разговорных шоу на YouTube. В феврале Леонид Парфенов запустил свой канал «Парфенон», где обсуждает события прошедших семи дней и делает это, в отличие от нтвшных «Намедни», в расслабленной обстановке и «под вино недели, выбранное в соответствии с обстоятельствами». Осилить жар интервью решился также рэпер Баста — в апреле он вместе с рэпером KyevStoner запустил шоу Gazlive. А составить полноценную конкуренцию Дудю решил журналист Николай Солодников, который выкладывает свои интервью на канале #ещенепознер. На тренд также обратили внимание ведущие канала «Пятница» Настя Ивлеева и Регина Тодоренко и запустили программы AgentShow и ПятницасРегиной. Последней в уходящий поезд запрыгнула Тина Канделаки — в декабре состоялась премьера ее YouTube-шоу «Канделайки».