Немецкий еженедельник Der Spiegel уволил своего постоянного автора, 33-летнего Клааса Релотиуса из-за масштабной фабрикации статей — выяснилось, что титулованный журналист, призер многочисленных премий писал репортажи на основе несуществующих интервью, манипулировал фактами и выдумывал истории и даже героев.

Релотиус работал в Der Spiegel с 2011 года и за это время опубликовал около 60 материалов как в печатной, так и в онлайн-версии журнала (последние полтора года он был уже в штате). Релотиус признался, что как минимум 14 частично сфабрикованы. При этом журналист уже успел получить несколько престижных немецких и международных наград, был удостоен звания «Журналиста года» по версии CNN и вошел в список медиаперсон до 30 лет, подающих самые большие надежды, который ежегодно составляет Forbes. Буквально в этом месяце Релотиус получил награду «Репортер года» в Германии за репортаж о сирийском мальчике, который теперь вызывает большие сомнения.

Der Spiegel назвал разоблачение Релотиуса худшим событием за всю 70-летнюю историю журнала, а Союз журналистов Германии — самой громкой подделкой со времен опубликованных в 1983 году в журнале «Штерн» фейковых дневников Гитлера.

Среди сфальсифицированных материалов Релотиуса — статья «Дети львов» об иракских детях, которых похитили и перевоспитали боевики «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация. — Esquire), «Последний свидетель» об американце, который путешествовал, чтобы смотреть на смертные казни, история о заключенном тюрьмы Гуантанамо в США и сиротах из Сирии, которые бежали в Турцию и попали в трудовое рабство.

«Клаас Релотиус совершал обман преднамеренно и методично, включая в свои статьи выдуманные диалоги, сфабрикованные истории героев и людей, с которыми он никогда не встречался», — говорится в заявлении Der Spigel.

Издание решило не удалять статьи Релотиуса на время внутреннего расследования. Однако теперь они сопровождаются пометкой о том, что в них могут содержаться сфабрикованные факты и что каждый может написать в редакцию, если обнаружит что-то подозрительное.

О недобросовестной работе Релотиуса редакторам Der Spiegel сообщил другой фрилансер издания Хуан Морено, работавший с ним над репортажем о добровольцах на границе между США и Мексикой, которые отлавливают нелегальных мигрантов. Морено обнаружил значительные совпадения с материалами из статьи американского журнала Mother Jones. Когда он сообщил о своем открытии сотрудникам Der Spiegel, поначалу ему не поверили. «На протяжении трех или четырех недель Морено прошел через ад, потому что коллеги и руководство не хотели слышать его доводы», — говорится в заявлении Der Spiegel. Они даже посчитали, что Релотиус стал жертвой заговора. В итоге Морено во время рабочей поездки в США нашел героев репортажа, и они на камеру подтвердили, что никогда не встречались с Клаасом Релотиусом.

После скандала Der Spiegel выпустил большой материал с подробным разбором материалов Релотиуса и объяснением, как так вышло, что редакторы и фактчеры пропустили такое количество недостоверной информации. В нем говорится, что зачастую репортажи сложно проверить: в этом жанре большую роль играют личные связи автора и его героев, и с последними, ко всему прочему, не так легко связаться. Также издание отмечает, что не последнюю роль играет репутация журналиста. В случае с Релотиусом — особенно, поскольку он был титулованным журналистом.

Релотиус также работал на другие крупные издания — Die Welt и Frankfurter Allgemeine Zietung, а также сотрудничал с германским отделением Financial Times.