Письмо главного редактора: Сергей Минаев — о гендере и толерантности (а на самом деле — о том, что мир вокруг нас изменился)

Публикуем письмо главного редактора Правила жизни Сергея Минаева из июньского номера, посвященного переменам: в мире вообще и в наших жизнях в частности. Журнал в продаже с сегодняшнего дня.

Зимой разразился самый большой скандал вокруг темы феминизма. Пользователи соцсетей обрушились с критикой на рекламную кампанию Reebok, в которой Залина Маршенкулова пересела «с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Позже бренд удалит рекламу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одни российские СМИ вводят новые термины: хейтспич, бытовая ксенофобия, культурная апроприация, гендерное неравенство, кибербуллинг, фэтшейминг и сексуальная объективация, другие — презрительно объединяют все это в «харассмент и прочее metoo, как у пиндосов». В тот же момент редакции обоих лагерей пытаются выяснить разницу между трансгендерностью и интерсексностью.

В одном из интервью Залина Маршенкулова скажет, что «общество абсолютно нездорово. Оно не готово снять табу с обсуждения женской сексуальности. Оно вообще ни к чему ни хрена не готово». На самом деле накал дискуссии говорит о том, что проблемы и явления, которых еще недавно, казалось, не существовало в общественной повестке, становятся трендами.

Когда мы собирали героев для дискуссии о гендере — главном материале июньского номера, — я последовательно выслушал представителей всех лагерей. Ты с ума сошел? Какие проблемы гендера? Вы сидите у себя в кирпичном лофте и делаете вид, что вы на Манхэттене, говорили одни. У нас сорок процентов сельской местности не газифицировано, в тюрьмах пытают людей, во многих больницах пациенты в коридорах лежат, о каком, к черту, гендере вы рассуждаете? Давайте сначала с жизненно важными вопросами разберемся, а потом уже с вашими игрульками.

Сколько еще ждать того момента, как это «потом» наступит, говорили их оппоненты. Сколько десятилетий должно пройти, пока вы разберетесь с построением теп­лых туалетов и перейдете к обсуждению проблем, с которыми мы не хотим мириться? Наше поколение не хочет дожидаться «потом» и требует ответов на вопросы сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третьи рассудительно замечали, что мы открываем ящик Пандоры, начиная дискуссию о том, как вести себя в новой реальности, чтобы никого случайно не оскорбить словами «слабый пол», предложением помочь женщине снять ее чемодан с верхней полки или назвав ее редактором, а не редакторкой. Откровенно говоря, я сам нахожусь в третьем лагере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Становится совершенно непонятно, что в следующий раз назовут сексизмом, расизмом или культурной апроприацией, — моя знакомая в Лос-Анджелесе доверительно сообщила мне, что прекратила заплетать косички, так как это может быть воспринято знакомыми как использование образа угнетенных жителей Ямайки. Поколение миллениалов, по словам Брета Истона Эллиса, отчего-то уверено в том, что «жизнь должна быть гладкой утопией, разработанной и созданной для их хрупких и требовательных чувств». В России эта готовность миллениалов чувствовать себя оскорбленными по любому поводу делает их неотличимыми от поколения их родителей, известных столь же тонкой душевной организацией, когда речь идет о критическом обсуждении нашей истории, семейных ценностей, религии и прочих скреп.

В любом случае дискуссия началась. Мы не беремся утверждать, хорошо это или плохо, не беремся строить прогнозы относительно того, к чему это приведет. Мы просто фиксируем происходящее: мир изменился. Хотим мы того или нет.

Сергей Минаев
главный редактор Правила жизни

P. S.: Неизменным остается то, что каждый год мы проводим фестиваль Правила жизни Weekend. В этот раз он пройдет 8 июня в Москве — на территории «Хлебозавода» и пятна­дцатого июня в Санкт-Петербурге – на Василеостровском рынке.