Остаемся зумовать

В русской блогосфере сейчас появляется какое-то зашкаливающее количество текстов на тему развития бизнеса в условиях пандемии. Чаще всего это советы фейсбук-неудачников, никогда не владевших собственным делом, или тренинги аферистов в инстаграме, или же раздражающе длинные телеги на тему «Ковид — плюсы, минусы, подводные камни», написанные пчелами анонимных телеграм-каналов, еще вчера столь же профессионально рассуждавшими о белорусском конфликте, экологической катастрофе в Норильске и войне в Карабахе.

Давайте оставим им заголовки типа «Как ковид изменил мир» и посмотрим правде в ее колючие глаза, пропитанные холодной злобой второй коронавирусной волны: бизнес не меняется, бизнес выживает. Изменения связаны со сменой потребительских предпочтений, сезонностью, курсом валют, ограничительными мерами и новыми налогами. Бизнес меняется — подстраиваясь под среду обитания. Но никогда еще бизнес не сталкивался с тем, чтобы среда обитания, мир клиентов, — исчезла. Страх — плохой покупатель. Люди сбежали. Попрятались по домам.

Основными жертвами пандемии стали рестораны, музеи, торговые центры, фитнес-залы, кинотеатры, отели и устроители мероприятий. Особенно тяжело пришлось трем последним — если еду и одежду можно доставлять на дом, а тренер готов работать с тобой через зум, то виртуальное путешествие по Камбодже, VR-тур по японским баням и диджей-сет в прямом эфире инстаграма — хорошие идеи для соцсетей, но абсолютно бесполезные для P&L. Кажется, что погибающий бизнес способны спасти только супергерои вроде Бэтмена или Людей Икс — но даже они испарились. Премьеры фильмов о супергероях перенесены на следующий год.

Тем не менее есть те, кто выжил, и даже те, кто еще больше заработал. Наш ноябрьский номер стал место встречи таких выживших — от баров на районе и борделей до книжных магазинов и цифровых кинотеатров. Владельцы бизнесов и клиенты, как герои фильма-катастрофы, осторожно вылезли на улицы после ядерной зимы, обнаружили друг друга живыми, с опаской подошли и теперь пытаются рассмотреть, как сильно изменила их первая изоляция, что теперь со всем этим делать и как жить дальше. Бизнесмены делятся правилами выживания, клиенты рассказывают об изменившейся модели потребления, а Esquire выступает чем-то вроде кушетки психоаналитика, лежа на которой наши гости ведут свой диалог.

Кстати, о психотерапии. На днях наткнулся на новость о том, что основанная несколькими психотерапевтами немецкая некоммерческая платформа Innen-Leben выпустила набор карточек для поддержания психического благополучия во время пандемии. Сообщается, что набор состоит из восьмидесяти карточек со словами, которые можно комбинировать между собой и получать до полутора тысяч жизнеутверждающих высказываний.

Кажется, что нам из этого набора достались карточки с буквами «Ж», «П», «А» и «О». Дальше, как в старом анекдоте, из них нужно сложить слово «СЧАСТЬЕ». Пока получается так себе, судя по тому, что количество депрессивных постов в русской блогосфере растет.

Впрочем, есть и хорошие новости. В Госдуме предложили не распространять на дистанционную занятость наказание за появление на работе сотрудника в состоянии алкогольного опьянения. И мы точно продолжим бухать во время рабочих зумов.

А значит, у нас есть шансы пережить эту зиму.