Making of: как создавался номер с «Правилами жизни» в России (январь 2008)

Номер, в котором известные люди самых разных профессий — от Антона Носика и Ренаты Литвиновой до Кирилла Серебренникова и Владимира Познера — позируют для Правила жизни с плакатами с цитатами великих — о жизни, свободе, власти и России. О том, как создавался этот номер, рассказывают редактор Михаил Ратгауз и продюсеры Лена Шестакова и Катя Каган
T

Making of: как создавался номер с «Правилами жизни» в России (январь 2008)






Номер, в котором известные люди самых разных профессий — от Антона Носика и Ренаты Литвиновой до Кирилла Серебренникова и Владимира Познера — позируют для Правила жизни с плакатами с цитатами великих — о жизни, свободе, власти и России. О том, как создавался этот номер, рассказывают редактор Михаил Ратгауз и продюсеры Лена Шестакова и Катя Каган.





январь

2008

Михаил Ратгауз,


редактор, работал в журнале с января 2005 по ноябрь 2008 года




Этот номер тоже про какое-то бахтинское чувство времени. Не помню, чья это была идея — наверняка Филиппа. Это был еще один lucky strike, номер, задолго до протестов угадавший будущие настроения на улицах.

Насколько я помню, уговаривать героев долго не пришлось. Репутация Правила жизни была очень высокой, такой журнал был один. Более того, Бахтин довольно рано начал сколачивать вокруг журнала комьюнити из разных селебрити, которые, к слову, проходили через сложнейшую селекцию — далеко не все были допущены. В основном все соглашались на наши идеи, включая знаменитую вылазку в Михайловское, в которой участвовал, например, сам Алексей Герман, с которым договориться было достаточно сложно.

Путешествие в Михайловское — один из самых мощных проектов Бахтина, который я сейчас вспоминаю чаще всего. Кажется, одну или две недели редакция и разные великие люди провели в Михайловском, где было организовано что-то вроде Афинской академии. Летом под деревами мы с великими людьми приятно проводили время, слушали их выступления, по вечерам под звездным небом смотрели кино. Там была действительно крутая компания: уже упомянутый Герман с Кармалитой, Александр Митта, Леонид Федоров, легенда шрифтового дизайна Александр Гордон, Александра Гениса уговорили из Америки приехать, в какой-то момент прибыл Константин Хабенский. Думаю, из этого впоследствии вырос проект Бахтина «Камчатка». Прекрасная идея — люди малым составом при прекрасной погоде, на свежем воздухе и неподалеку от литературных святынь выпивают, слушают музыку и беседуют о высоком.



Лена Шестакова,

продюсер






Наш нашумевший номер начался с того, что после какой-то особо сложной сдачи номера мы все долго задержались в отдыхе, и, когда собрались на первую после каникул редколлегию, мы поняли, что до сдачи номера остается ровно две недели. Мы пытались прикинуть, успеем ли мы за это время сделать все наши постоянные рубрики, и были вынуждены признаться себе, что это невозможно. Ну нет у нас столько времени, чтобы это сделать. Единственное, что мы можем предпринять в этих условиях, — сделать некий спецвыпуск и продумать наполнение журнала таким образом, чтобы за оставшиеся две недели его таки сделать. Это была очень горячая редколлегия, мы очень медленно раскочегаривались. И, встав перед фактом, что нам нужно все перепридумывать, дальше уже мозги закипели, идеи забурлили.

Я не помню, чья это была идея. Но у меня она осталась в памяти осталась в памяти образом редактора Лены Егеревой, которая вскочила, прижала воображаемую рамку к груди, проговорила текст какой-то воображаемой цитаты, и все такие: «Дааааа, вот так вот и будет».

Но дальше мы со вторым продюсером Катей Каган поняли, что нам надо сделать не шесть съемок, как обычно, а организовать съемку порядка ста — ста пятидесяти человек и на все 150 съемок у нас остается не месяц, а две недели. Дальше редакторы собрали цитаты и список людей, которых мы хотим привлечь, — всех нужно было обзвонить, получить утвердительный ответ, утвердить цитату, дальше — внимание! — напечатать цитату на плакате и отдать продюсеру (нам с Катей), который с напечатанной цитатой приедет к герою на съемку.

С точки зрения фотографии у нас не было каких-то сверхзадач. Это довольно техничная, больше репортажная съемка. Мы приезжали туда, где было удобно героям, у нас не было амбиций переодеть и накрасить. Это была абсолютная революция. Революция не может быть постановочно красивой, хотя некоторые актрисы понимали, что так или иначе появятся в глянцевом журнале и просили нас приехать после других своих съемок.

Основная боль была в том, что мы не могли прийти к герою с пустой рамкой и потом «дофотошопить цитату». Так было бы гораздо проще. Но нам было принципиально важно все цитаты согласовать, утвердить и напечатать, а это усложняло весь процесс. Мы целый день мотались по городу и снимали героев, а ночью приезжали в редакцию, чтобы получить новый список людей, выбравших те или иные цитаты, отправить цитаты в типографию, приехать в типографию, отладить всю эту логистику.

На тот момент Правила жизни уже был журналом, которому редко отказывают. Но такого единодушного отклика, пожалуй, мы не получали никогда. Практически все согласились. Отказались только те, кто был недоступен и не мог. Кирилла Серебренникова мы вообще поймали черт знает где, в какой-то деревне в Суздале, где он снимал «Юрьев день».

Все «болотные» дела, бунтующая Россия — это все впереди. Этот номер оказался очень своевременным и классно схватил это ощущение, что «да, мы уже готовы уже говорить». Идея, которую мы не так долго вынашивали, оказалась настолько четкой, своевременной и борзой, что номер, конечно, очень громко прозвучал.







Катя Каган,

продюсер Правила жизни с 2005 по 2014 год


Съемка была совсем не про красоту, а про события, про тексты, так что было не до творчества — все снимали в кратчайшие сроки, даже свет толком не выставляли. Каких-то фотографов отправляли снимать без себя, потому что физически было невозможно успеть везде.

Юрия Норштейна мы вообще сняли в проруби. Помню, мы приехали к нему в его невероятную студию, где все заставлено фигурками из его мультфильмов, — какая-то прекрасная берлога, но все это невозможно интересно и красиво, и мы хотели поснимать там. Но он говорит: «А я, вообще-то, морж, пойдемте в прорубь, там меня снимем?» Я совершенно не помню, как все проходило, как он переодевался, например. Но это была его идея, а мы были в полном восторге от того, что он проявил инициативу и сам с удовольствием участвовал в творческом процессе.

Второй момент — съемка с Алексеем Кортневым. Его снимал на тот момент начинающий фотограф, и у него все не получалось поймать желанный кадр. В итоге он загнал героя до такого состояния, что я проводила между ними дипломатические переговоры, чтобы Кортнев не послал нас куда подальше, хотя он дико интеллигентный, спокойный человек. Удивительно, каким умиротворенным и светлым выглядит на снимке Алексей, хотя в этот момент он уже был крайне раздражен упорством фотографа довести съемку до совершенства.




Дмитрий Журавлев,

фотограф






Задача от арт-директора звучала примерно следующим образом: «Дима, нужно снять героев на улице с плакатами в руках, максимально быстро и просто, подходящую локацию ищем там, где сможет быть герой». Не уверен, что героев и фотографов, которые должны были их снимать, распределяли по какой-то иной логике, кроме как возможность нас состыковать, так как у героев было мало времени, а фотографам надо было успеть снять за день как можно больше людей, с учетом маршрута по загруженной пробками Москве.

В целом для нас, фотографов, все было относительно просто. Основная нагрузка легла на продюсеров, все их силы брошены на организацию съемок.

Помню, через несколько дней после выхода номера в продажу я куда-то летел. Мы прошли все досмотры и уже были у гейта, когда вдруг меня объявляют на весь аэропорт: Журавлев Дмитрий, подойдите на стойку пограничного контроля. Моя первая мысль: «Ну привет, поснимали манифестов». В итоге они там покрутили мой паспорт, понажимали какие-то кнопки и отпустили, так и не объяснив, что к чему и что это вообще было.








true
960
1290
false
false
false
{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}