Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

Рассказываем, почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе, участвовавшую в основной программе Венецианского фестиваля 2023 года.
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?
Legion-Media

Где-то на севере Франции популярный киноактер Матье (Гийом Кане) заселяется в роскошный, но пустующий из-за мертвого сезона спа-отель. Минимальное количество постояльцев ему как раз на руку: Матье приехал подлечить ментальное здоровье, которое ухудшилось из-за приступов меланхолии и тревоги. Совсем недавно он на всю страну анонсировал свой театральный дебют, но в последний момент, когда труппа уже начала репетиции, а художники придумали половину декораций, Матье смалодушничал, отказался от роли и сбежал в добровольное изгнание на зимнем курорте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недалеко от отеля живет учительница музыки Алис (Альба Рорвахер). 15 лет назад Матье и Алис были страстно влюблены друг в друга, но разрыв случился резко и болезненно для обоих (если кратко, он выбрал актерскую стезю и просто уехал). Затем Алис нашла утешение в объятиях своего доктора, который выписывал ей успокоительное после тяжелого расставания. У них родился ребенок, они начали строить большой семейный дом на берегу моря, и все у них было хорошо. Матье тоже женился, стал узнаваемым актером и старательно изображал человека счастливой судьбы, пока в какой-то момент не понял: что-то в его жизни дало сбой. Сейчас ему за пятьдесят, ей за сорок, и вот они снова встретились спустя столько лет, чтобы понять, что воспоминания могут быть превратны, но сердце помнит только правду.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой романтический сюжет довольно нетипичен для Стефана Бризе, снимавшего до этого сплошь остросоциальные драмы, а теперь сместившего фокус с экономического кризиса в стране на кризис средних лет. Его герои, как правило сыгранные великолепным французским актером Венсаном Линдоном, — это несчастные, обездоленные работяги (охранник ТЦ с повышенной социальной ответственностью, отсидевший в тюрьме водитель грузовика, простой рабочий с завода или мелкий исполнительный директор). Они ведут каждодневную борьбу с бездушными компаниями, капитализмом, чиновниками и зверскими соцслужбами. Хотя, казалось бы, режиссер, чья фамилия с французского переводится как «легкий ветер», с самого рождения шел к тому, чтобы снять «(Не)бывших» — освежающе прохладную мелодраму, способную всколыхнуть в человеке такие чувства, о которых тот за годы жизни мог банально позабыть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это действительно взрослое, вдумчивое кино, в котором много молчаливых созерцательных сцен. К примеру, «Вне сезона» (так кино называется в оригинале, безо всяких скобок) открывается с монотонных «курортных» будней. Мы наблюдаем, как герой неспешно заселяется в отель, ходит по процедурам, ужинает в одиночестве, иногда с ним кто-то фотографируется, иногда он пытается дозвониться до чрезмерно занятой жены. Матье не с кем поговорить об искусстве, как героям «Молодости» Соррентино. Не встретит он и Депардье, чтобы обсудить французское кино, как в фильме «Спа» Гийома Никлу.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, в отличие от откровенно скучающего Матье, зрителю не до скуки. Режиссер обильно сдабривает рутину иронией (чего стоит лишь комичная нарезка сделанных селфи со звездой), а оператор тщательно выискивает необычные ракурсы и делает безумно красивые панорамные планы природы. Очевидно, что одним из главных референсов была взята французская классика «новой волны» про эфемерные курортные романы — «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как только в сюжете появляется Алис, кино расцветает, подобно весне с букетом первых подснежников. Экранная химия между Гийомом Кане и Альбой Рорвахер обладает поистине неодолимой силой и пленяет столь же магически, как Мэгги Чун и Тони Люн в «Любовном настроении» или Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель в недавнем «Рецепте любви» (кстати, отличная «теплая» альтернатива «прохладному» романсу Бризе). Даже если мелодраматическая основа сюжета о былых чувствах покажется вам до боли знакомой, завораживающая, полная настоящих эмоций актерская игра Рорвахер и Кане превозносит «(Не)бывших» над любой банальностью и пошлостью, превращая кино в универсально понятную, тонкую, чувственную и щемящую историю любви. Ровно этого нам сейчас и не хватает.