Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта

В то время как весь последний год мир следил за гордым выходцем из Ирландции Киллианом Мерфи, новых высот в профессии достиг другой уроженец этого изумрудного острова — Эндрю Скотт. Актер с тысячью лиц и без четкого амплуа умеет быть разным: злодеем Мориарти и чутким священником в «Дряни», музыкальной легендой Полом Маккартни и исполнителем всех ролей в новой хитовой театральной постановке по мотивам «Дяди Вани» Чехова. А 4 апреля на Netflix выходит «Рипли» — очередная экранизация «Талантливого мистера Рипли» Патриции Хайсмит. В честь релиза сериала кинокритик Елена Зархина рассказывает про экранную эволюцию Эндрю Скотта.
Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта
Legion-Media

Карьера в кино

На экране уроженец Дублина Эндрю Скотт дебютировал в 19 лет — исполнил одну из центральных ролей в драме «Корея». Но после дебюта следующих заметных ролей начинающему актеру пришлось ждать три года. В насыщенном 1998-м один за другим вышли «Спасти рядового Райана», «Полночное чудо» и «Сырая нефть». В первых двух проектах Скотт исполнил роли второго, если даже не третьего плана. А в «Сырой нефти» сыграл центрального персонажа — молодого героя, который покидает родную Ирландию ради заработков в Англии. На новом месте он устраивается нефтедобытчиком, но работа оборачивается для него не только изнурительным ежедневным трудом, но и моральной дилеммой: герою приходится искать пути примирения с высокомерными коллегами, не признающими в нем равного. В будущем роли одиноких аутсайдеров станут регулярными в карьере актера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Корея» (1998)
Кадр из фильма «Корея» (1998)
Legion-Media

В новом тысячелетии Скотт продлил сотрудничество со Стивеном Спилбергом и продолжил освоение независимого авторского кино. У американца Спилберга он снялся в первой части военной трилогии о Второй мировой войне — сериале «Братья по оружию». Роль вновь оказалась не главной, но запоминающейся. Куда заметнее он стал на британской земле. В 2003-м вышел криминальный триллер «Трупы», в котором Скотт сыграл убийцу поневоле. Эта же работа принесла ему первую награду в карьере — приз Ирландской академии кино и телевидения. Кстати, в своей номинации он обошел Колина Фаррелла и Киллиана Мерфи. А также был признан восходящей звездой Берлинале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том же году вышел ироничный сериал «Моя жизнь в кино», в котором речь шла про чудаковатого режиссера Артура (Крис Маршалл) и его близкого друга Джоунса (Скотт). Вместе герои перепридумывают свои скучные жизни в формате увлекательного кино. Новый день — новая картина. Например, они превращают унылые будни в сюжет из «Сияния» или «Лучшего стрелка». Эта дуальность выбранных Скоттом проектов отражает стремление актера не застревать в одном жанре и не придерживаться единого амплуа. В мрачных «Трупах» его сжирали внутренние демоны, в «Моей жизни в кино» он лихо обращал нашу жизнь в забавную сказку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «007 Спектр» (2015)
Кадр из фильма «007 Спектр» (2015)
Legion-Media

Но по-настоящему судьбоносным для Скотта стал 2010-й, когда вышли сериал «Шерлок» и телевизионная картина «Леннон без прикрас». В первом он сыграл главного антагониста детективного мира сэра Артура Конан Дойля — профессора Джима Мориарти. Во второй — солиста The Beatles Пола Маккартни. И если роль живой легенды музыки просто качественно пополнила фильмографию актера, «Шерлок» сделал Скотта международной звездой. А вслед за зрительскими сердцами свои двери окончательно распахнула и киноиндустрия.

Кадр из сериала «Шерлок» (2010–2017)
Кадр из сериала «Шерлок» (2010–2017)
BBC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В следующие годы он сыграл тайного агента в очередной части бондианы «007: СПЕКТР», доктора Эддисона Беннетта в «Алисе в Зазеркалье», полковника Джона Парри в «Темных началах» (экранизации одноименной трилогии писателя Филипа Пулмана) и лейтенанта Лесли в «1917». А также был важным голосом за кадром в надрывной и герметичной драме «Лок» с Томом Харди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее важной вехой в телевизионной карьере Скотта стал второй сезон сериала «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж, в котором он исполнил роль «горячего» священника. По сюжету в комично-драматичном мире героини без имени, но с прозвищем Дрянь появляется новый объект желания — священник, который при всей широте своих взглядов остается верен только одной любви — к вере и церкви. В то же время он чувствует возникшую в нем ответную взаимность к главной героине. Так молодые люди оказываются перед непростой дилеммой: выбрать горячим сердцем или холодной головой? Образ Скотта в сериале получился каноничным — интернет неустанно плодит новые мемы с отрывками из шоу, в которых появляется его обаятельный герой.

Кадр из сериала «Дрянь» (2016–2019)
Кадр из сериала «Дрянь» (2016–2019)
Legion-Media

Свежий восьмисерийный «Рипли» — новый важный проект в карьере Скотта. И очередная экранизация нетленного сюжета Патриции Хайсмит про героя без семьи и характера, который из зависти присваивает себе личность более успешного и любимого окружающими героя. 47-летний Скотт исполнил центральную роль Тома Рипли, которому в первой части романов писательницы чуть больше двадцати. Возможно, чисто технически для Скотта эта роль на вырост. Автор сериала Стивен Зеллиан отметил, что, если шоу окажется успешным, он готов взяться за продолжение. Благо серия Хайсмит насчитывает пять книг, которые охватывают различные десятилетия из жизни Рипли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карьера в театре

В 2023-м новых высот достигла и театральная карьера Скотта: актер сыграл все роли в моноспектакле «Ваня» по мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова. За исполнение Скотт уже удостоен театральной премии Evening Standard Theatre Award. А также номинирован на премию WhatsOnStage Awards и престижную премию Лоуренса Оливье, которой его награждали дважды: за роль в спектакле 2004 года A Girl in a Car with a Man и за роль в постановке 2019 года «Настоящая комедия».

Спектакль «Ваня» (2023)
Спектакль «Ваня» (2023)
Marc Brenner

Спектакль «Ваня» не первое в театральном опыте актера знакомство с творчеством Чехова. В 2010 году вышла драма «Дуэль» по мотивам одноименной повести писателя. Скотт исполнил роль несчастного русского аристократа Ивана Лаевского, чья жизнь идет под откос.

Всего же Скотт на театральных подмостках сыграл в 29 спектаклях, представ в самых разных образах: от римского императора Юлиана в «Кесаре и Галилеянине» Генрика Ибсена и героя пьесы «Вертикальный час», поставленной Сэмом Мендесом и исследующей разное отношение персонажей к вторжению США в Ирак, до роли принца Датского в «Гамлете». Последняя принесла Скотту награду Critics' Circle Theatre Award, вручаемую за лучшее исполнение произведений Уильяма Шекспира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Признание

Изобилию сыгранных Скоттом ролей в кино и театре неизменно сопутствует не только зрительский успех, но признание со стороны профессионального сообщества. Например, роль профессора Мориарти в «Шерлоке» принесла Скотту награду британской киноакадемии BAFTA, а за роль священника в «Дряни» он был номинирован на «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «Золотой глобус» Скотт также претендовал за работу в щемящей прошлогодней драме Эндрю Хэя «Мы все чужие». Эта же работа принесла Скотту номинации на Премию британского независимого кино, «Готэм» и «Спутник», а также победы на фестивале Capri Hollywood International Film Festival и награду Национального общества кинокритиков США. А за роль в одном из эпизодов сериала «Черное зеркало» актера номинировали на главную телевизионную премию мира «Эмми».

Кадр из фильма «Мы все чужие» (2023)
Кадр из фильма «Мы все чужие» (2023)
imago/Legion-Media

Этот список можно продолжать долго, но очевидно, что Эндрю Скотт — один из самых одаренных и востребованных актеров современности, талант которого не имеет границ. Он покоряет нас образами добродушных и чувственных героев. Он влюбляет нас в себя образами злодеев. Оттого и его выбор на роль Тома Рипли кажется справедливым: вымышленный персонаж Патриции Хайсмит действовал на окружающих аналогично — очаровывал и настораживал одновременно. И чар его обаяния было невозможно избежать — ровно как в случае с Эндрю Скоттом.