Говорят, мы бяки-буки: самые нестандартные бандиты в кино

С момента возникновения кино режиссеры и сценаристы в числе прочего исследуют на экране образы бандитов, то романтизируя их, то делая максимально отталкивающими. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о самых нестандартных экранных преступниках, разрушающих привычный шаблон.
Говорят, мы бяки-буки: самые нестандартные бандиты в кино
Legion-Media
Содержание статьи

«Джентльмены» / The Gentlemen (2024)

Режиссер: Дэвид Кэффри, Эрен Криви, Нима Нуризаде

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Тео Джеймс, Кая Скоделарио, Дэниэл Ингс, Джоэли Ричардсон

Legion-Media

В своем недавнем сериале англичанин Гай Ричи разрешает себе любимое guilty pleasure многих британцев — развенчивает стерильный образ местной аристократии. Режиссер создает мир, в котором современная знать оказывается частью опасного и неприглядного мира большого криминала. Герои оказываются втянуты в незаконный бизнес наркокартелей, расположивших свои теплицы по выращиванию марихуаны прямо под роскошными особняками богачей с титулами. Персонаж Тео Джеймса Эдди Хорнимен после смерти отца унаследовал не только крупное состояние, но и нелегальный наркобизнес усопшего. Герой с высокими моральными принципами сперва пытается держаться в стороне, но чем сильнее он сопротивляется, тем глубже его затягивает криминальный мир. Ричи создает амбивалентного героя, который не строит из себя рыцаря и даже смущается, когда к нему обращаются «ваше сиятельство». Но он тут же забывает про хорошие манеры и светский этикет, когда дело касается больших денег и опасных людей, покусившихся на его собственность. Эдди Хорнимен — преступник с безупречным стилем, тактом и твердой убежденностью, что добро должно быть с кулаками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Залечь на дно в Брюгге» / In Bruges (2017)

Режиссер: Мартин Макдона

В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Клеманс Поэзи

Legion-Media

Совершенно иными своих героев вне закона представляет ирландец Мартин Макдона. Персонажи Колина Фаррелла и Брендана Глисона — наемники, которые после провала на очередном задании решают затихариться в небольшом городке в Бельгии. Но проблема героев не только в невыполненной работе и разочаровании заказчика, но и в личной разобщенности. Причем не только друг с другом, но и с самими собой. Макдона деконструирует привычный образ киллера — человека, чья рука никогда не дрогнет. Его герои, напротив, кажутся очень хрупкими, слабыми и абсолютно потерянными. Эти преступники попали в ловушку личного кризиса и депрессии, которую Макдона редким примером для жанра вписывает в подчеркнуто криминальный сюжет. Это все еще спорные протагонисты, но у них обнаруживается расшатанная нервная система и способность к саморефлексии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Драка в блоке 99» / Brawl in Cell Block 99 (2017)

Режиссер: С. Крэйг Залер

В ролях: Винс Вон, Дженнифер Карпентер, Дон Джонсон, Удо Кир

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недооцененный инди-режиссер С. Крэйг Зеллер в своем втором фильме предлагает свежий взгляд на привычный образ бандита и Винса Вона. Актер работал с постановщиком дважды: в «Драке в блоке 99» и в «Закатать в асфальт» — и оба раза сыграл преступников с большим «но». Во-первых, герои Вона, часто ассоциирующегося с комедиями, подчеркнуто серьезны. Во-вторых, это преступники, которые сами оказываются в уязвимом положении и сталкиваются с еще большим злом. Самым интересным оказывается его герой Брэдли из «Драки». Кажется, что он недостоин сочувствия: бывший боксер, любящий помахать кулаками за пределами ринга, наркодилер и грабитель. Но однажды он попадет в тюрьму, а мафия достает его даже там. От Брэдли требуют почти невозможного: для загадочной цели он должен добиться перевода в тюрьму строгого режима для самых опасных преступников и даже там попасть в самый закрытый блок. Иначе его беременную похищенную жену убьют. Брэдли в условиях отсутствия выбора и необходимости подвергнуть себя реальной опасности раскрывается живым человеком, допустившим в прошлом массу ошибок, но отчаянно желающим искупить вину. Впервые он видит прямые последствия своего выбора и приходит в неистовый ужас. Это преступник, в котором просыпается совесть, а вся его деструктивная мощь вдруг направляется на то, чтобы принести хоть какую-то пользу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Порок на экспорт» / Eastern Promises (2007)

Режиссер: Дэвид Кроненберг

В ролях: Наоми Уоттс, Вигго Мортенсен, Венсан Кассель, Шинед Кьюсак

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дэвид Кроненберг, приглашая на роль вора в законе Николая очаровательного Вигго Мортенсена (актер получил за эту работу номинацию на «Оскар»), сразу давал понять, что намерен действовать нестандартно. Бандит с русскими корнями, зэковскими замашками и татуировками в виде куполов сталкивается перед непростой моральной дилеммой. Вопреки воле своего начальства, он хочет спасти героиню Наоми Уоттс, случайно перешедшую дорогу лондонской мафии. Мортенсен представляет образ замкнутого, сурового и немногословного бандита, внутри которого замер огромный внутренний мир. В картине есть почти культовая сцена, расширяющая привычные рамки мужской телесности (а вместе с тем и уязвимости) на экране. Обнаженный Николай в бане вступает в бой с подосланными к нему наемниками. Эта драка напоминает кровавый фарш, и кажется, что в такой наготе Мортенсену просто негде скрыться. Это герой, который буквально сбрасывает с себя привычный образ неуязвимого бандита, чтобы переродиться в человека из плоти и крови.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Схватка» / Heat (1995)

Режиссер: Майкл Манн

В ролях: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Вэл Килмер, Том Сайзмор

Legion-Media

Ни один похожий список не может обойтись без упоминания «Схватки» Майкла Манна. С виду традиционный криминальный боевик подарил кинематографу один из самых интересных экранных дуэтов в лице героев Аль Пачино и Роберта Де Ниро. Первый — лос-анджелесский полицейский, выгоревший на работе и в личной жизни. Второй — ловкий грабитель, у которого нет близких, а главное кредо жизни — не привязываться ни к чему, что помешает тебе в случае опасности сбежать за 30 секунд. Очередное ограбление сводит героев вместе, хоть и по разные стороны границы добра и зла. Полицейский и бандит всматриваются друг в друга как в кривое зеркало, понимая, что общего между ними больше, чем различий. Но один служит закону, а второй этот закон ни во что не ставит. Первый охраняет социальный порядок, второй — расшатывает. Герой Де Ниро напоминает японского самурая с особым сводом личных правил, с помощью которых неизменно ускользает от стражей порядка. Но однажды его слаженная система дает сбой, а сам он в эталонной сцене встречи с персонажем Пачино признает: при других обстоятельствах мы могли бы стать друзьями. Но в этой действительности нам никогда не принять друг друга и никогда друг другу не уступить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пес-призрак: Путь самурая» / Ghost Dog: The Way of the Samurai

Режиссер: Джим Джармуш

В ролях: Форест Уитакер, Джон Торми, Исаак Де Банколе, Ричард Портноу

Legion-Media

Настоящим самураем вне закона оказывается герой криминальной драмы Джима Джармуша. Персонаж Фореста Уитакера не имеет имени, но придумал себе альтер эго под псевдонимом Пес-призрак. Он ловко обращается с мечом и пистолетом, придерживается принципов аскезы и дружит с парнем по соседству, который ни слова не понимает по-английски. Мир этого героя парадоксален и напоминает не криминальный сюжет, а молитву или мантру. Он не до конца злодей, но и хорошим человеком его тоже назвать сложно. У него есть свой личный кодекс самурая бусидо и список людей, которых он скоро лишит жизни. Он и сам вроде бы не привязан ни к чему мирскому, но не спешит на тот свет. Герой Уитакера парадоксален и непостижим, и до самого финала зритель остается в замешательстве: он хороший или злодей?

«Тренировочный день» / Training Day (2001)

Режиссер: Дэвид Эйр

В ролях: Дензел Вашингтон, Итан Хоук, Скотт Гленн, Том Беренджер

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда более понятный, но тоже нестандартный персонаж Дензела Вашингтона — настоящий уличный пес бойцовой породы и опытный полицейский Алонзо Харисс. К нему в напарники ставят «зеленого» полицейского Джейка Хойта (Итан Хоук), впервые сталкивающегося со всеми особенностями работы отдела по борьбе с наркотиками. Харисс сперва иронично подкалывает напарника, а после откровенно издевается над ним, настаивая на том, что для поимки преступников полицейский тоже должен быть готов пройти по краю. Позже выясняется, что суровая философия Харисса — прямое следствие его собственной двойной морали, а сам он — волк в овечьей шкуре. Вашингтон создает образ преступника, которого сложно сразу рассмотреть за блеском полицейского жетона. Кажется, что подобный герой должен стоять на страже закона, но именно он становится главным источником опасности.

«Старикам тут не место» / No Country for Old Men (2007)

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сыгранный Хавьером Бардемом наемник Антон Чигур в экранизации романа Кормака Маккарти предстает на экране инфернальным злом. Это уже не человек, а неконтролируемый фатум, сносящий все на своем пути. Чигур движется по югу Америки, оставляя за собой кровавый след. А еще, как живое воплощение неконтролируемого хаоса, любит полагаться на волю случая. Некоторым из своих потенциальных жертв он предлагает бросить монетку, загадав сторону. Если человеку везет — монетка дарует ему жизнь. Если нет — Чигур его этой жизни лишает. Снявшие фильм братья Коэн любят исследовать зло, не поддающееся логике и пониманию. Например, таким же пугающе непонятным был преступник из «Фарго» в исполнении демонического Петера Стормаре. Его жажду крови невозможно объяснить, а сам он напоминает полый сосуд, в котором нет никаких близких человеку чувств. Антон Чигур преступник такого же типа, хоть и еще более утрирован. Ему не знакомы ни страх, ни сочувствие, ни усталость. Он само воплощение смерти, у которой не вымолить ни пощады, ни отсрочки.

Читайте также: