10 объектов с ярмарки современного искусства |catalog|, на которые стоит обратить внимание

с 12 по 14 апреля Ассоциация галерей (АГА) проводит в Москве второй выпуск ярмарки современного искусства |catalog| — в исторической типографии Ивана Сытина лучшие работы представят более 50 галерей из разных концов страны. Мы в числе первых заглянули на стенды и выбрали десять объектов — от тотальных инсталляций до небольшой керамики и книги художника, — которые точно нельзя пропустить.

Игорь Самолет, Untitled (MaxArt Foundation)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt превратил свой стенд в тотальную инсталляцию, над которой поработал художник Игорь Самолет. Он обратился к образу архаичной гробницы, выбитой в камне, только сделал ее из легкого пенистого материала и собственного прошлого: барельефы на стенах саркофага собраны из скриншотов экрана телефона с эфемерными сторис запрещенной соцсети. Фрагменты личных переписок, кратковременные прогнозы погоды, часы и даты — все эти осколки мимолетного художник бережно хранит и воплощает в такой монументальной форме.

Александр Егоров, работы из серии «Лучи солнца в листве айвового дерева» (Ruarts Gallery)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, вы были на одноименной персональной выставке Александра Егорова в галерее Ruarts и помните большие яркие абстракции — на самом деле это эксперименты автора с фоточувствительной бумагой и воздействием на нее солнечного света. Каждый из огромных проявленных отпечатков уникален. Теперь несколько работ той серии представлены на ярмарке. Название «Лучи солнца в листве айвового дерева» отсылает к одноименному фильму о творчестве испанского художника Антонио Лопеса, который пробует ухватить идеальное мгновение красоты через рисунки айвового дерева в собственном саду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алиса Горелова, из серии «Теснота» (PA Gallery)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Художественный мир Алисы Гореловой строится вокруг темы телесности и тела самого по себе, без индивидуальных черт и социальных конструктов. В ее работах тела и их части сплетаются, даже сплавляются, создавая визуальное напряжение и ощущение то ли борьбы, то ли акта любви. В фигурах можно видеть соперников, можно — партнеров, а может быть, это и вовсе одна персона в танце или экстазе. Экспрессивные работы художницы отражают саму жизнь, похожую на бурный горный поток.

Дмитрий Булныгин, «Убитые, набитые и забытые» (Syntax Gallery)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник Дмитрий Булныгин — живой классик неоэкспрессионизма и андерграунда девяностых, организатор и директор Международного фестиваля сверхкороткого фильма (ESF), участник группы «Синие носы». На ярмарке можно увидеть некоторые работы из его серии «Убитые, набитые и забытые» — в них сквозь старые советские обои проступают образы чучел животных, закатанных временем в этот уже обветшалый фон. Это и ирония на тему охотничьих трофеев, и игра на контрасте «живого» и «мертвого», и создание эффекта парейдолии — балансирования между реальным объектом и иллюзией. Ни одно животное не пострадало — в ход пущены бумага и папье-маше, что само по себе символизирует эту иллюзорность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Данил Карамушкин, Bones 01 (VS Gallery)

Архивы пресс-службы

Галерея VS Gallery собирает художников, работающих на стыке физического и цифрового искусства. Вот и Данил Карамушкин, создающий сложные скульптуры, изначально проектирует их при помощи компьютерных алгоритмов, а затем печатает на 3D-принтере. Вдохновляется он природными формами, но смотрит на более глубокую структуру вроде строения микроскелета кораллов или неорганические спикулы в морских губках. Технологию трехмерной печати из фарфоровой массы художник разработал самостоятельно — и, как это всегда бывает с керамикой, в ней есть место живой непредсказуемости результата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владимир Мартиросов, «Гордость» (Artstory)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владимир Мартиросов — художник-кинет, который создает подвижные скульптуры из металла и природных материалов. Вдохновением для работ становится флора и фауна: его мобили напоминают колышущиеся под ветром стебли, перья птиц, крылья. Кинетические объекты, пусть и механические, выходят у него очень живыми. «Я научился склеивать "деревяшечки", начал какие-то конструкции делать для себя, но это еще были не мобили, а некие авангардные формы. Потом я приделал к ним моторчики, которые их трясли. Ну и постепенно пришел к тому, что делаю сейчас», — так бесхитростно художник рассказывает о том, что делает. Но мы просто предлагаем помедитировать на эти неспешные колыхания.

Елена Тормышева, «Груз» (КЦ «Артишок»)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодая художница Елена Тормышева только недавно начала самостоятельный творческий путь и сейчас учится в Свободных мастерских ММОМА. В основном она работает с керамикой, создавая из нее небольшие, но затейливые объекты: в них сталкиваются природные и искусственные формы, соседствуют контрастные фактуры (к керамике примешиваются металлическая стружка, платина, эпоксидная смола), за счет чего создается впечатление иноземных артефактов. «Мои работы ссылаются на реально существующие в природе формы. Однако они не копируют их, а дают возможность зрителю самому понять, вспомнить и соотнести образы живой природы с застывшими, холодными, керамическим формами», — говорит художница.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никита Алексеев, из серии Good artist is a blind dead artist (Iragui Gallery)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

В серии «Хороший художник — это мертвый слепой художник» (или «История искусства XX века») Никита Алексеев изобразил в карикатурной манере, будто со страниц детской книги, значимых художников XX века: Владимира Татлина, Василия Кандинского, Марка Ротко, Дональда Джадда и других. Каждую из акварелей к тому же сопровождал выдуманный забавный факт о герое рисунка. Так Алексеев напоминает зрителям, как легко история заменяется мифологией, особенно когда речь идет о фигурах с ореолом величия (тем более что мертвый художник не мешает мифу, но, наоборот, подкрепляет его). Горькая ирония, учитывая, что сам Алексеев — значимый концептуалист, участник группы «Коллективные действия» и основатель движения АПТАРТ — ушел из жизни в 2021 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Евгения Войнар, «Званый ужин» (галерея K35)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выпускница «Свободных мастерских» и «Открытых студий» Евгения Войнар в своих символичных абстракциях работает с темой жизни и смерти. Но это не мрачное повествование, а размышление о естественном цикле бытия, где смерть — всего лишь один из этапов, без которого невозможна новая жизнь. Чем больше вглядываешься в ее картины, тем больше образов проступает: полупрозрачный мотылек на увядающих цветах, череп как с голландских натюрмортов — получается современная интерпретация вечного Memento Mori.

Елена Сакирко, книга «Путь к морю» (стенд FRESH TALENTS)

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Книга художника — жанр не новый, но в последнее время развивающийся все активнее и все более популярный у коллекционеров. «Путь к морю» Елены Сакирко — книга о путешествии по реке Мезень Архангельской области в июле 2022 года на карбасе, традиционном поморском судне, бережно воссозданном по старинной технологии. Художница фиксировала свои ощущения, записывала истории тех, кого встретила в путешествии, рисовала, собирала коллажи и архивные фотографии — получилось пронзительно и глубоко. Каждый экземпляр, пусть и отпечатанный в типографии, доделывается автором лично: внутри книги три книжечки, сшитые вручную, вклеенные фотографии и не только. Полистайте на стенде молодых талантов и, если повезет встретить саму Елену, расспросите ее об этом путешествии — получите живое и искреннее дополнение к книге.