Небольшой аут: 5 неочевидных фильмов о теннисе, действие которых выходит за пределы корта

К выходу «Претендентов» Луки Гуаданьино вспоминаем пять необычных фильмов о теннисе. Мы специально решили не включать в подборку байопики («Король Ричард» или «Борг/Макинрой»), оставив драмы без эпитета «спортивные». В центре внимания — обычные люди, а не атлеты, но звонкие хлопки от попадания центром ракетки по мячу вы не раз услышите за кадром.
Небольшой аут: 5 неочевидных фильмов о теннисе, действие которых выходит за пределы корта
Legion-Media

«Матч-пойт» / Match Point (2005)

Жанр: триллер, драма, мелодрама

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Джонатан Риз Майерс, Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Брайан Кокс

Legion-Media

Нищий ирландский теннисист изо всех сил старается превратить свое ремесло в социальный лифт. Вместо того чтобы тратить здоровье на безжалостных турнирах, он устраивается тренером в престижный лондонский клуб и, изловчившись, набивается в женихи к девушке из состоятельной семьи, очарованной его умением хлестко бить по мячу. На первый взгляд, жизнь удалась, но тут он некстати заводит роман с молодой и, кажется, бесталанной американской актрисой.

Вуди Аллен, уже в конце 1970-х годов прошлого века оформившийся как классик современного американского кино, слишком быстро закрыл все возможные творческие гештальты, но не растерял режиссерский запал. В итоге с середины 2000-х и по сей день он снимает кино ради собственного удовольствия, навскидку выбирая любимые сюжеты или литературные произведения и делая с ними все, что заблагорассудится. Так, «Трамвай "Желание"» Теннесси Уильямса он перекладывал на разные лады сразу в нескольких фильмах («Жасмин», «Колесо чудес»), а «Матч-пойнт» — это его «Антипреступление и наказание» с антистарухой-процентщицей — двадцатилетней Скарлетт Йоханссон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теннис в картине обыгран мастерски. Любой, кто хоть раз играл на счет, знает, как замирает сердце, когда мяч, врезавшись в трос сетки, на миг взлетает над ней и нельзя предугадать, на чью половину корта — твою или соперническую — свалится. Тут уж как повезет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иствикские ведьмы» / The Witches of Eastwick (1987)

Жанр: фэнтези, комедия

Режиссер: Джордж Миллер

В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Шер, Сьюзен Сарандон

Legion-Media

Три отчаянные домохозяйки хандрят. Одна страдает оттого, что у нее нет детей, другая, напротив, от их избытка (детей — пятеро, причем, кажется, от разных мужчин), третьей просто тошно от мещанского благополучия, но всем трем позарез и вразрез с современной повесткой не хватает настоящего мужика. На импровизированном шабаше они заказывают его появление, но, не рассчитав силы собственного заклятия, случайно призывают сатану.

Смотреть

В удивительной карьере Джорджа Миллера (79-летний режиссер через месяц выпустит «Фуриосу») этот бешеный фем-вариант «Мастера и Маргариты» (Мастера нет, зато Магарит сразу три) занимает место где-то между автопорно-боевиком «Безумный Макс» и трагикомедией про переживающего экзистенциальный кризис поросенка «Бейб». Пачек денег, вползающих в карманы председателей жилищного товарищества, в «Иствикских ведьмах» нет, зато есть теннисный мяч, замирающий в воздухе и вновь отправляющийся в полет после удара ягодицами от Мишель Пфайффер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Незнакомцы в поезде» / Strangers on a Train (1951)

Жанр: нуар, триллер, драма

Режиссер: Альфред Хичкок

В ролях: Фарли Грейнджер, Рут Роман, Роберт Уокер, Лео Г. Кэррол

Legion-Media

Звезда тенниса Гай Хейнс мечтает выгодно жениться на дочери сенатора — надо лишь развестись с нынешней женой, которая давно его разлюбила. Как-то раз в поезде он встречает полусумасшедшего, но обаятельного болтуна Бруно Энтони. Тот рассказывает о давно терзающей его идее идеального преступления: что, если двое незнакомых людей станут друг для друга наемными убийцами и каждый устранит по цели, которую назовет его визави. Прелесть замысла в том, что полиция никогда не вычислит преступников, потому что у случайного незнакомца не может быть никакого мотива. Гай смеется над дикой идеей, но по завершении поездки узнает, что жена не собирается давать развод и шантажирует его, — и тут вдруг замысел идеального преступления перестает казаться таким уж безумным.

Классический триллер Альфреда Хичкока: шикарные мужчины, красотки-девушки, агрессивный фрейдизм и маниакальное — под стать героям — внимание к деталям. До боли напряженная кульминация, в которой злодей изо всех сил тянется за предательски соскользнувшей в канализационный люк зажигалкой (важной уликой, решающей исход фильма) срифмована с теннисным матчем. Чтобы успеть спастись, герой должен выиграть прежде, чем злодей достанет зажигалку, и матч из обычного тенниса превращается в какую-то его зловещую мутацию, где вместо счета на табло высвечивается сокращающееся расстояние между рукой убийцы и заветной зажигалкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Семь дней в аду» / 7 Days in Hell (2015)

Жанр: комедия, спорт

Режиссер: Джейк Зиманский

В ролях: Энди Сэмберг, Кит Харингтон, Фред Армисен, Дэвид Копперфилд

Legion-Media

Карьера восходящей звезды мирового тенниса по имени Аарон трагически закончилась, когда он, установив новый мировой рекорд скорости подачи, прямым попаданием нечаянно убил линейного арбитра. Пустившись во все тяжкие, он оказывается в швейцарской тюрьме, но решается на побег, когда узнает, что на Уимблдоне выступит молодой, набирающий силы британец Чарльз Пул, его заклятый враг. Недаром фамилия Аарона — Уильямс и он третий великий теннисист в знаменитой чете Уильямс, приемный сын Короля Ричарда, сводный брат Серены и Винус.

На первый взгляд, может показаться, что «Семь дней в аду» противоречит обозначенной нами теме: действие этого мокьюментари-фарса разворачивается именно на корте, а не за его пределами. Вот только действие не то чтобы теннисное. Персонаж Энди Сэмберга прямо на корте занимается сексом с женщиной, потом — с мужчиной, а потом с уже упомянутыми женщиной и мужчиной одновременно, вынюхивает кокаин с задней линии (она тоже белого цвета; герой решил, что так будет незаметно) и показывает непристойные жесты языком матери своего оппонента. Оттеняется этот порноспектакль интервью с абсолютно реальными Джоном Макинроем и Сереной Уильямс (с серьезным лицом рассказывающей, как трудно было воспитывать белого мудака в порядочной темнокожей семье).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технически «Семь дней в аду» (именно столько продлился матч между двумя героями) — это не совсем фильм, а скорее сорокаминутый скетч (даром что Сэмберг — ветеран SNL), что ничуть не умаляет его, простите за каламбур, достоинства. Если вам поднадоел снобистский пафос элитного спорта — вот лучший способ выпустить пар.

«В случае убийства набирайте "М"» / Dial M for Murder (1954)

Жанр: нуар, триллер, криминал

Режиссер: Альфред Хичкок

В ролях: Рэй Милланд, Грейс Келли, Роберт Каммингс, Джон Уильямс

Legion-Media

Бывший теннисист Тони Вендис, в отличие от упомянутого чуть выше другого теннисиста из фильма Хичкока, успевает удачно жениться, но позже узнает, что богатая жена ему изменяет, и, боясь остаться без средств, задумывает ее убить. На роль исполнителя коварного плана он намечает своего университетского приятеля. Зная о его проблемах с деньгами и законом, Тони без труда подговаривает однокашника совершить убийство.

Здесь хочется поделиться личной историей. Как-то раз автор этого текста без остановки фоном смотрел все, что подбрасывает алгоритм YouTube. И дошел до фильма «Ошибка Тони Вендиса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бутафорские декорации, бедные советские актеры, кое-как изображающие одуревших от роскоши американцев, операторская работа, сведенная к тому, что включенная камера стоит где-то в студии, развернутая к актерам объективом, — номинально это был фильм, но по сути — телеспектакль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на граничащее с браком качество картины, разговор, который вели два героя (а кроме них, в кадре не было больше никого на протяжении двадцати минут), оказался настолько жутким и с до того умело расставленными панчлайнами, что художественная мощь оригинального текста прошибала насквозь все условности и бюджетные ограничения (надо все же отдать должное Игорю Костолевскому и Александру Филиппенко — играли они здорово).

В этом были даже пикантность и шарм — проверить на прочность оригинальную пьесу, выдерживающую все огрехи позднесоветского кинопроизводства.

Так вот, если вам хочется увидеть этот же концепт, но воплощенный на соответствующем уровне, то есть фильм Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте "М"», снятый по той же пьесе, только гениальным режиссером и, например, с Грейс Келли в главной роли.

К теннису все вышеописанное имеет опосредованное, но по-своему трогательное отношение. Автору нужен был самовлюбленный, подлый, изнеженный, предельно не приспособленный к самостоятельной жизни гедонист, при малейшем риске остаться без богатства готовый пойти на преступление. Кем бы он мог быть? Конечно, звездой тенниса.

Читайте также: