В начале октября итальянская кофейная компания Lavazza показала свой новый календарь, ставший ежегодной традицией в мире фотографии и визуального искусства. Календарь Lavazza 2020 года получил название Earth CelebrAction, он посвящен красоте природы и заботе о ней. Автором проекта стал знаменитый американский фотограф Дэвид Лашапель, известный своим ярким стилем, получившим название «сюрреалистический гламур».

Дэвида Лашапеля называют Сальвадором Дали третьего тысячелетия и Феллини фотографии. Окончив Школу изящных искусств в Северной Каролине, он переехал в Нью-Йорк, где подрабатывал в ночном клубе Studio 54. Именно там он познакомился с Энди Уорхолом, который пригласил на тот момент 17-летнего Дэвида снимать для журнала Interview. Это знакомство стало одним из самых важных в жизни Лашапеля, открыв ему дорогу в издания Rolling Stone, Vogue, Vanity Fair, i-D и другие.

За свою карьеру Лашапель успел поработать практически со всеми главными звездами мирового шоу-бизнеса. Для них он создавал совершенно безумные фотосессии, наполненные сюрреализмом и эротикой. Именно Лашапель снял Майкла Джексона с крыльями ангела за спиной. Он же полностью раздел Эминема на известном снимке с динамитом, а Канье Уэста показал в образе Христа с терновым венцом на голове.

View this post on Instagram

© David LaChapelle~~<<<~~~~I

A post shared by David LaChapelle (@david_lachapelle) on

Ассоциация American Photo включила Дэвида Лашапеля в десятку самых значимых и высокооплачиваемых фотографов мира. Однако он известен не только как фотограф, но и как автор многих клипов. Он снимал видео для Дженнифер Лопес, Бритни Спирс, Аврил Лавин и Кристины Агилеры. А его клип Natural Blues для группы Moby, где Кристина Риччи сыграла ангела смерти, получил премию MTV Europe Music Awards как «Лучшее видео 2000 года». Кстати, идея клипа пришла из ночного кошмара режиссера, в котором он увидел себя в инвалидном кресле посреди таких же беспомощных стариков.

Сегодня Дэвид Лашапель меньше занимается коммерческими съемками и больше уделяет времени искусству. Esquire встретился с ним в Венеции и спросил его о новых героях поколения, о красоте и провокации, об отношении к работе и связях с русской культурой.

Несколько лет назад вы говорили, что вы трудоголик. Сейчас вы так же относитесь к работе? Или уделяете больше времени себе?

Сейчас я стараюсь соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Я стал больше уделять внимания себе. В моей жизни стало меньше алкоголя. Мне уже не интересно посвящать все свое время работе, потому что когда взрослеешь, тебя начинают интересовать многие другие вещи.

На что вы ориентируетесь, когда продумываете сюжеты, — на литературные произведения, картины, фильмы или, может быть, музыку?

Я получаю большое удовольствие от фильмов. Особенно мне нравится картина «Волосы» Милоша Формана. Хотя я люблю и другие сферы искусства. Я считаю, очень важно уметь быть зрителем, считаться с работами других артистов. Я не ищу вдохновение специально, иногда оно приходит само собой, вне зависимости от места и времени. Но могу совершенно точно сказать, что вдохновляет в первую очередь красота.

В интервью The Guardian вы как-то сказали: «Если хочешь шокировать людей в мире искусства, поговори с ними об Иисусе или о Боге». Какие еще методы провокации вы используете?

На самом деле, у меня мало провокационных работ. Я не стараюсь шокировать людей. А если говорить про мое высказывание для The Guardian, это очень ироничное заявление. Говорить о Боге сейчас не модно, поэтому это в какой-то степени шокирует людей.

Героями 1990-х и 2000-х годов были Анджелина Джоли, Бритни Спирс, Мадонна, Дэвид Бекхэм. А как вы думаете, кто сейчас герои поколения?

Я думаю, героем поколения сейчас можно назвать Грету Тунберг. Она как глоток свежего воздуха. В своих словах и действиях она ничего не преувеличивает. Она не истерична, что большая редкость для молодой девушки.

Сейчас для качественных снимков и видео достаточно айфона. И фотографов тоже стало очень много. Как вы думаете, не приведет ли технологический прогресс к обесцениваю профессии фотографа?

Я думаю, нет. Если есть талант, достаточно карандаша или ручки, чтобы создать нечто прекрасное. Многие, кстати, именно так и поступают.

Чем запомнилась вам работа над календарем Lavazza 2019? Что послужило вдохновением?

Для меня работа над созданием календаря Earth CelebrAction от Lavazza стала идеальной возможностью отправиться в воображаемое путешествие в идиллический рай, где человек и природа сосуществуют в гармонии. Я благодарен за полную свободу выражения, предоставленную мне компанией, которая и стала источником вдохновения.

В России начинающие фотографы часто подрабатывают на свадьбах и корпоративах. У вас был похожий опыт?

Да, я так же подрабатывал, когда был молод. Я тогда переехал в Нью-Йорк, и у меня совсем не было денег. Я снимал свадьбы богатых людей где-то три года и жил на эти деньги. Особенно мне нравилось работать с женскими образами — образ невесты вдохновляет. В основном я делал черно-белые фотографии без вспышки. Приходилось работать под большим давлением. И все же это дало хороший опыт. Это только кажется, что подобная работа тебя никак не развивает. На самом деле, ты все равно получаешь новые знания и навыки.

Не могу не спросить, как вы относитесь к русской культуре? Вдохновляет ли она вас?

Моя мама родом из Литвы. Она оказала огромное влияние на меня, на мое творчество. И хотя я не слишком много времени провел в России, восточно-европейская и русская культура мне близки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 фактов о новом альбоме Трэвиса Скотта

Kenzo представили весенне-летнюю коллекцию