T

12 апостолов ESQUIRE

2021

Смотреть всех апостолов

# наука

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-5}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"SlowMo.ease.config(0.3, 0.7, false)","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

борис

Янгель

33 года

instagram: @hr0nix

Борис Янгель учит беспилотные такси предугадывать будущее и понимать ситуацию на дороге так же хорошо, как реальный водитель. Борис говорит, что это как учить инопланетянина водить машину. Мечта Янгеля — создать искусственный разум, способный осознавать себя и мыслить. Он не считает эту задачу невыполнимой.

«И что ты скажешь искусственному интеллекту, когда его создашь?» Борис Янгель смеется, но над ответом думает недолго: «Скажу: чувак, не убивай нас, пожалуйста!»


На самом деле Борис не планирует создавать Скайнет. Сейчас его занимает более насущная задача: он учит беспилотные такси «Яндекса» предугадывать будущее. ИИ должен понимать, что в следующий момент могут сделать другие участники дорожного движения — машины, которые едут рядом, пешеходы, которые собираются переходить дорогу. Попытается ли водитель слева перестроиться в самый неподходящий момент? Рискнет ли человек, в нерешительности стоящий на разделительной полосе, перебежать дорогу на красный? Вовремя ответить для себя на эти вопросы не всегда может даже реальный водитель. Янгель, который сам начал водить машину недавно — только после того как занялся беспилотными автомобилями, — говорит, что Таганская площадь в Москве каждый раз напоминает ему о том, насколько сложную проблему решает его команда. «Нужно отслеживать сотни объектов в каждый момент времени. Задача непростая, и она осложняется тем, что мы не можем заглянуть другим водителям в голову — чего они хотят, куда едут, — поэтому будущее всегда расплывчато. Приходится это учитывать».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":5}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":20,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Упорядоченный хаос дорожного движения невозможно описать при помощи простых алгоритмов — скорее, это задача на интуицию. Между реальным водителем и беспилотным автомобилем есть существенная разница: человек знает, как устроен мир, но воспринимает его ограниченно; машина может видеть на 360 градусов и реагировать мгновенно, но не понимает контекста — для этого нужен опыт. Задача Янгеля и его команды — передать нейросетям недостающий опыт и научить им пользоваться: 160 испытательных машин «Яндекса» ездят по разным городам — от Москвы до, например, Лас-Вегаса — и непрерывно записывают все происходящее. «В каком-то смысле наши беспилотники похожи на инопланетян, которых учат водить машину», — говорит Янгель.


Борис увлекся машинным обучением и нейросетями еще в МГУ, на факультете высшей математики и кибернетики: «Однажды почти случайно попал на спецкурс одного очень талантливого российского ученого и преподавателя, Дмитрия Петровича Ветрова — зашел, послушал и просто офигел». Янгель шутит, что машинное обучение — это отдушина для очень ленивых людей: «Думаешь: не надо больше ничего программировать, я ее просто научу! Я решил, что жизнь моя будет проще, если я этим займусь. Я был неправ». Он участвовал в разработке той части «Алисы», которая позволяет ей понимать, чего именно хочет пользователь, два года проработал в кембриджском исследовательском центре Miсrosoft под руководством Криса Бишопа, мирового авторитета в области машинного обу-чения, но вернулся — заскучал в пасторальной английской провинции без динамичной Москвы и родной русской культуры.

Беспилотные автомобили для Янгеля не только увлекательная задача («передовая тема, про некоторые вещи там приходится думать изо всех сил»), но и ступенька к разработке так называемого сильного ИИ — искусственного интеллекта, способного осознавать себя и мыслить: «Хайп вокруг нейросетей вполне оправдан, потому что нейросети действительно способны на многое, и мы каждый год заново офигеваем от того, что с их помощью можно делать». Борис говорит, что, если бы у него были бесконечные деньги, он тратил бы свое время именно на создание искусственного разума — и потому, что это логично (в конце концов, если нельзя предотвратить, то нужно возглавить), и потому, что его действительно увлекает эта фантастически сложная задача: «Физические законы не препятствуют появлению сильного ИИ. Мне кажется, реально есть шансы, что он будет создан в ближайшие 40-50 лет. Хотелось бы увидеть. Нам в этом смысле повезло».

Рубашка Z Zegna; олимпийка Emporio Armani; футболка Levi’s; брюки Cos; очки Tom Ford; телевизоры Xiaomi Mi TV 4S 43″



{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}