Худи adidas Originals
Худи adidas Originals

«Прокурор, чекист и кэш банка «Югра»… — начиналось сообщение от 21 июля прошлого года. Оно было первым. Спустя полгода у «Футляра от виолончели» более 100 000 подписчиков, что стабильно удерживает его в тройке самых популярных телеграм-каналов.

О «Футляре» говорят как о реинкарнации широко известного в нулевых сайта «компромат.ру», снисходительно именуют сливным бачком, обзывают желтой прессой, но факт остается фактом: сегодня «Футляр» — главный поставщик инсайда в стране. Если это и компромат, то обличает он российских госслужащих, олигархов, криминальных авторитетов и просто светских персонажей.

Удивительно, что именно с «Футляра» многие российские чиновники начинают свой день: я неоднократно видел этого «человека в балаклаве» (логотип канала) на экранах смартфонов у бизнесменов, которые скучают в приемных госкорпораций, в дорогих ресторанах столицы, в первом классе «Сапсана». Стоит ли говорить, что и у журналистов принято сверяться с «виолончелью» перед пресс-конференцией какого-нибудь министра.

Сами фигуранты «футляровских» расследований публично говорят о том, что телеграм-каналы никак не влияют на внутреннюю политику или бизнес-среду. Но публикации «Футляра» регулярно попадают в результаты мониторинга СМИ различными ведомствами, и это неоспоримый факт. Говорят, конкурирующие стороны используют канал для сливов во время информационных войн и борьбы за очередное чиновничье кресло.

Впрочем, сами авторы канала в интервью Esquire (переписка велась, разумеется, в телеграме) признавались, что количество сливов невелико: только часть информации приходит со стороны, основную ищут сами. Канал ведут четыре человека, поработавшие в разных сферах: военная и государственная служба, глянец, IT и еще кое-какие, «о которых упоминать мы не будем». Участники медиарынка при этом доверительно сообщают, что никаких четырех человек нет, а на деле «Футляр» курируют «вот эти» (здесь собеседник похлопывает себя двумя пальцами по плечу — в том месте, где обычно пришивают погоны).

На вопрос о финансировании авторы отвечают уклончиво: «Футляр» — это эксперимент. Сейчас основная задача для нас — рост охвата, монетизация второстепенна». Несколько наших источников на рынке SMM, пожелавших, как водится, остаться неназванными, утверждают, что размещение публикации в «Футляре» может стоить от 200000 рублей, а владельцы могут продать канал за 4−6 миллионов рублей, повторив, например, успех сделки с каналом «Бывшая» (перепродан в итоге за 5,5 миллиона рублей).

И о названии. «Футляр можно считать символом тайны и двойной жизни. Сейчас в России статусный человек не всегда оказывается тем, за кого себя выдает. «Светская дама», «топ-менеджер», «патриот», «социально ответственный бизнесмен» или «успешный государственный деятель» — не что иное, как упаковки, они камуфлируют иную сущность. Футляр от виолончели становится очень удобным инструментом: в него можно спрятать труп, снайперскую винтовку, миллион долларов наличными. И никто не спросит, что в футляре у мирного виолончелиста».

Авторы «Футляра от виолончели» называют свою работу аналитикой, а не журналистикой, уверяя, что любые данные перепроверяются по разным каналам. И это, конечно, классическое новое медиа, которое легко может фиксировать и определять повестку в ближайшие года четыре. Или, по крайней мере, до тех пор, пока в России не заблокируют телеграм. ¦