Лучшие книги в жанре научной фантастики: выбор «Популярной механики»

Коллеги из «Популярной механики» совместно с издательством «Эксмо» выбрали лучшие научно-фантастические книги, вышедшие в первой половине 2019 года.

Лю Цысинь «Шаровая молния»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лю Цысинь — мэтр китайской фантастики — известен по трилогии «В память о прошлом Земли», которая рассказывает о катастрофических последствиях «первого контакта» с внеземным разумом. Теперь на русском вышел более ранний роман автора, «Шаровая молния». Особенно интересно ее читать после прочтения трилогии. Лю Цысинь позиционирует роман как идейный приквел «Задачи трех тел» (общих сюжетных линий у романа и трилогии нет — только некоторые пересекающиеся темы). В книге можно проследить, из чего выросли размышления писателя, появившиеся в трилогии. Здесь он также рассуждает о роли человечества во вселенной и технологиях и выстраивает любопытные допущения на основе известных научных наблюдений. Кто бы мог подумать, что изучение шаровой молнии можно преподнести так занимательно! Да и теория оказывается очень неожиданной. Роман немного портят скудно прописанные персонажи и хаотичный темп — в целом, все те же изъяны, что можно увидеть и в трилогии. Зато место действия и отдельные эпизоды вышли крайне интересными — например, эксперименты по воссозданию и проявлению шаровой молнии. Но больше всего книгу красит здорово обыгранная проблематика — открытия ученых на службе военных. Есть ли у кого-то право применять оружие, от которого нет защиты? Какова цена победы? Что испытывают ученые, чьи разработки погубили тысячи жизней? За поиск ответов на такие вопросы «Шаровой молнии» можно простить ее изъяны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Том Светерлич «Исчезнувший мир»

Немало наиболее ярких фантастических романов последних лет могут похвастаться тем, что объединяют в себе элементы сразу нескольких направлений. К числу таких книг принадлежит и «Исчезнувший мир» Том Светерлича. С одной стороны, роман предлагает достаточно необычный взгляд на тему путешествий во времени. Подобная технология в мире книги появилась уже в XX веке, и правительственные спецслужбы их вовсю используют в своих интересах. Правда, будущее не фиксировано — путешественники каждый раз отправляются лишь в одну из его возможных версий, а их бесконечное количество. И стоит путешественнику вернуться обратно, как та реальность, в которой он побывал, перестанет существовать. Но из этого будущего можно почерпнуть немало полезной информации, которая пригодится в настоящем. Например, какие могут появиться технологии, что за трагедии потенциально ждут человечество. Или на основе данных многолетнего расследования можно узнать, кто оказался виновным в запутанном преступлении, чтобы его было проще раскрыть в современности. Именно с последней возможностью связана вторая составляющая «Исчезнувшего мира» — детективная. Завязкой романа служит жестокое убийство морпеха, который прежде работал на спецслужбы, и исчезновение его дочери. Главная героиня, агент Шеннон Мосс отправляется в будущее, чтобы найти там информацию, которая помогла бы отыскать и спасти девочку. Однако дело оказывается куда более запутанным, чем кажется на первый взгляд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, третьей важной темой «Исчезнувшего мира» служит приближение Конца света. Все варианты далекого будущего сулят человечеству неминуемую гибель, более того, с каждым новым путешествием Апокалипсис хронологически оказывается все ближе к настоящему времени. И постепенно Шеннон Мосс начинает понимать, что ее расследование связано с грядущим Концом света.

Роберт Каргилл «Море ржавчины»

На первый взгляд «Море ржавчины» может показаться всего лишь лихим постапокалиптическим боевиком пусть и с достаточно необычным главным героем. События романа разворачиваются в будущем, где роботы полностью уничтожили человечество, и, как следствие, именно один из них выступает протагонистом. Вернее, одна — ее зовут Неженкой, и некогда она была персональным помощником, а теперь промышляет добычей редких запчастей. Источником их служат вышедшие из строя или готовые вот-вот сломаться роботы. Правда, в отличие от откровенных мародеров, которые действуют на просторах пустошей, прозванных Морем ржавчины, Неженка придерживается своего рода кодекса чести и никогда не убивает своих жертв, предпочитая дождаться их «смерти».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет романа начинается с того, что Неженка сама оказывается на волосок от «гибели» и в надежде спастись ввязывается в опаснейшую авантюру. Каргилл — голливудский сценарист, работавший в частности над «Доктором Стрэнджем», поэтому неудивительно, что у автора получился очень кинематографичный роман, изобилующий событиям, боями и напряжёнными сценами, которые буквально просятся на большой экран.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но за фасадом динамичного боевика скрывается более глубокая история, чем можно предположить, начиная читать «Море ржавчины». Книга насыщена флэшбеками, посвящёнными временам, когда искусственные интеллекты ещё не уничтожили человечество. И в этих частях Каргилл очень интересно показывает непростые взаимоотношения людей и разумных машин, роль последних в нашей цивилизации и те подводные камни, которые могут сопровождать создание полноценного искусственного интеллекта. Да и сами образы роботов удались автору на славу — Каргилл очень здорово показывает, что они мыслят иначе, нежели люди, но в то же время создает выразительные образы, способные вызвать у читателей искренние эмоции.

Каждая новая книга Олега Дивова — настоящий подарок для любителей умной фантастики. Колоритные персонажи, блестящий юмор, едкая сатира и «вкусный язык» — главные козыри автора, и в «Техподдержке» Дивов тоже не стал удерживать их в рукаве. «Техподдержка» напоминает трехслойный пирог — это в равной степени приключенческий боевик, злободневная сатира и мрачное предсказание о не вполне светлом будущем, к которому мы движемся уверенной походкой. Любители боевиков насладятся захватывающей и остроумной историей похождений простого маркетолога Лехи Филимонова, которому не повезло проводить предпродажную презентацию экспериментального боевого шагохода «Избушка» для африканского диктатора в разгар попытки государственного переворота. В таких условиях любой дурак в боевого пилота переквалифицируется, а уж тем более маркетолог, в маркетологи дураков не берут. Главное — знать, где кнопка «автопилота» включается. Вторым слоем стала сатира на современное общество с повсеместным хаосом, геополитической борьбой, частными военными корпорациями и секретными войнами, итоги которых решаются сводками вечерних новостей. А третий слой — мрачный прогноз о том, что дальше будет только хуже, и как именно хуже это будет. Радует лишь одно — за Россию в этом будущем краснеть не придется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»

В последнее время в России растет интерес к польским авторам. Оно и понятно, польская фантастика последние годы переживает настоящий ренессанс, и каждый год читатели получают по пять-шесть текстов высшего класса. Поляки терпеть не могут модные тренды, ненавидят повторяться и стремятся перещеголять один другого в причудливости миров, непредсказуемости сюжета и колоритности персонажей. Но одно имя выделяется даже на фоне остальных авторов: Яцек Дукай, один из самых продаваемых местных писателей и едва ли не единственный, кто удостоился на родине собственной авторской серии. Дукай обгоняет по продажам всех польских авторов за исключением разве что Сапковского, и это при том, что читать его книги весьма непросто. Дукай весьма требователен к себе и своим читателям, поэтому не просто насыщает свои тексты огромным количеством идей, философских концепций и научных теорий, но даже придумывает новые лексические конструкции для каждого нового романа. Для «Идеального несовершенства», например, Дукай разработал целую систему склонений, окончаний, местоимений для нового пола пост-человеческих существ, сознание которых давно утратило необходимость в телесной оболочке. Действие романа разворачивается в XXIX веке, когда в космосе находят давным-давно пропавший звездолет, а доктора получают возможность оживить одного из погибших космонавтов. И пока космонавт Адам Замойский пытается привыкнуть к жизни в будущем, на него открывается настоящая охота, поскольку Адам каким-то образом оказывается ключом к спасению мира от невообразимой опасности. В «Несовершенстве» Дукай рисует картину будущего через тысячу лет. Искусственный интеллект, постчеловеческие сущности и виртуальная реальность, равно как и изменившиеся под влиянием этих факторов культура, мода, язык и социальная структура — Дукай отразил едва ли не все идеи, которые возникают у современных творцов научного прогресса. И при этом не забыл об увлекательном, головоломном и непредсказуемом сюжете и интересных персонажах.

Оригинал материала опубликован на сайте «Популярной механики».