Пять экранизаций русских книг, которые мы ждем в 2020 году

На этой неделе нам показали трейлер фильма «Мы» — первой русской экранизации антиутопии Евгения Замятина. По этому случаю Правила жизни вспомнил еще пять современных русских романов, экранизацию которых мы очень ждем прямо сейчас.
Пять экранизаций русских книг, которые мы ждем в 2020 году
Rafael Marchante/Reuters

Захар Прилепин, «Обитель»

  • Что ждем: сериал на канале «Россия 1» однажды в 2020 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что за книга: роман Захара Прилепина «Обитель» вышел в 2014 году, в том же году получил «Большую книгу», и в целом это, наверное, последний большой роман писателя, которого все больше увлекает в нелитературную деятельность. Главный герой, Артем, отбывает наказание за убийство отца в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) в 1920-х годах, не сдается, крутит шашни с любовницей начальника лагеря Федора Эйхманиса и сам, кажется, немного в него влюблен. Во всяком случае фигура господина начальника срисована, стыдливо прикрытая одной лишней буквой, с реального энкавэдэшника Федора Эйхманса, считающегося одним из организаторов сталинских репрессий. При этом лагерь представляется Прилепиным чем-то вроде монашьей обители: здесь согнано в единое стадо по каждому представителю народа российского, все равны перед Богом и никто не чист. Это странный, одновременно привлекательный и отталкивающий текст, где огромный литературный талант автора сводится к доказательству довольно банальных формул, а самый жестокий исторический герой одновременно и самый обаятельный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что на экране: превращать «Обитель» в восьмисерийный сериал был избран, вроде бы Прилепином лично, режиссер Александр Велединский, до того удачно экранизировавший роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил». В роли обаятельного начальника Эйхманиса — Сергей Безруков, а главного героя играет замечательный Евгений Ткачук («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). Сериал уже должен быть давно отснят, а вот премьеры, обещанной на канале «Россия 1», все нет и нет. И остается только гадать, дело ли в том, что там есть, или в том, чего там не хватает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него»

  • Что ждем: фильм Кирилла Серебренникова.

Что за книга: роман уральского писателя Алексея Сальникова обнаружила в журнале «Волга» и прославила критик Елена Макеенко. Волна, поднявшаяся за этим открытием, довела Алексея Сальникова до премии «Национальный бестселлер», а «Петровых» — до статуса культовой русской книги, давно невиданного в наших селениях. В романе вроде бы ничего не происходит, внешне его сюжет можно свести к «семья автослесаря Петрова заболевает гриппом под Новый год», но в предновогодних днях гриппозного бреда словно открывается портал в настоящую русскую метафизику: все времена связаны, любая реальность иллюзорна, живые соседствуют с мертвыми и в каждой маленькой жизни обнаруживается скрытый таинственный смысл. Это вообще очень русское стремление — утешить метафизикой бессмысленность маленькой провинциальной жизни (читай: Гоголь, Булгаков, Пелевин и т. д.). А у Алексея Сальникова жизнь еще и ощутимо «наша», и весь роман пронизан узнаванием живых знакомых деталей: урна, заваленная окурками, будто «ждала кого-то на свидание и много курила», трупик осы в пустой рюмке от коньяка, народный гомон фоном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что на экране: режиссер Кирилл Серебренников отлично умеет работать с литературой — в его театральном послужном списке есть великолепные экранизации как классики («Господа Головлевы», «Обыкновенная история»), так и современной прозы («Голая пионерка» Михаила Кононова, «Околоноля» Натана Дубовицкого). В романе Сальникова он увидел собрание «перевертышей, мифологем, временных пластов, жанровых эпизодов» и юмора, из которого на экране можно собрать настоящий парад аттракционов. В главных ролях в фильме снялись Семен Серзин и Чулпан Хаматова, а еще там есть Иван Дорн в 18-минутном эпизоде, снятом единым кадром. Съемки фильма закончены, и уже немногие опубликованные из него кадры обещают острое зрительское счастье. Только когда оно нас настигнет, пока непонятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карина Добротворская, «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

  • Что ждем: Фильм Ангелины Никоновой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что за книга: Карина Добротворская, исполнительный директор Condé Nast, в 2014 году разродилась довольно-таки саморазоблачительными мемуарами о юной жизни в Петербурге, когда у нее ничего не было, но была красивая любовь к кино и первому мужу, кинокритику Сергею Добротворскому. Именно предельная откровенность завоевала этому тексту повсеместную популярность: Добротворская описывает, как уходила от мужа за деньгами, как страсть иметь все оказалась для нее важнее богемной жизни и как сегодня она сидит в Париже с молодым любовником, а внутри у нее, несмотря на счастливую жизнь и фантастическую карьеру, «застывшая боль, засохшие слезы и бесконечный диалог с человеком, которого не было». Ее можно читать как тоску по ушедшей молодости, описание богемной жизни Петербурга 1990-х и немножко признание в том, что когда женщина не может позволить себе купить дизайнерское платье, это тоже травма, убивающая любые высокие чувства.

Что на экране: Анна Чиповская в роли Карины и звезда фильмов Кирилла Серебренникова Александр Горчилин в роли Сергея — фильм Ангелины Никоновой наверняка стремится рассказать еще более про красоту и любовь, чем это в итоге удалось книжке. Это третья картина режиссера Ангелины Никоновой после «Портрета в сумерках» о женщине, живущей со своим насильником, и «Велкам хом» о русских эмигрантах в Америке. Фильм между тем закончен, ожидался на экранах в 2020 году, а когда теперь — непонятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Глуховский, «Метро 2033»

  • Что ждем: неизвестно чью экранизацию с рекордным бюджетом в 2022 году.

Что за книга: да кто ее не знает! В 2005 году Дмитрию Глуховскому удалось придумать идеальный сеттинг —московское метро после катастрофы, каждая станция которого превратилась в отдельное государство, и чтобы соединить их все и спасти от опасности, метро надо пройти, как квест или как Фродо Средиземье — от края и до края. Со временем книга разрослась до целой вселенной, новые главы писали авторы со всего мира, где только прокопали свое метро, и единственное, что мешает еще большей славе «Метро», — что расти ему, кажется, уже некуда.

Что на экране: на самом деле, неизвестно почти ничего, кроме того, что картину спродюсируют Евгений Никишов и Валерий Федорович и готовы потратить на нее очень много денег. Это не первый раз, когда Глуховского пытаются экранизировать, — в Голливуде попробовали и сдались еще несколько месяцев назад, а в России хотели и раньше, но он не давался. Но недавний успех спектакля и фильма по его роману «Текст», аудиосериала «Пост» на сервисе Storytel и многообещающий сериал «Топи» по его сценарию, который вот-вот выйдет на экраны, доказывают, что рука у Глуховского все еще золотая рука. Он прекрасно чувствует потребности аудитории и умело играет с ее страхами. Ну а страх перед наступающей катастрофой, конечно, вечен: тут вот Замятина экранизируют, чем Глуховский с его «Метро» хуже. Единственное — «Метро 2033», конечно, требует сериала. Было бы по-настоящему интересно перепридумать эту вселенную заново с учетом новых реалий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Майор Гром. Чумной доктор»

  • Что ждем: первую российскую комикс-экранизацию, которую не покажут нам до конца эпидемии.

Что за книга: «Майор Гром» — серия комиксов российского издательства Bubble comics, созданная при активном участии сооснователя издательства Артема Габрелянова: он сам подбирал источники вдохновения и выступал сценаристом первых выпусков. Это немножко супергероика наоборот — герой в маске, даже если притворяется вершителем правосудия, в итоге все равно окажется злодеем, а противостоит ему товарищ майор — честный, неподкупный, непримиримый. Антагонист первых выпусков «Майора Грома», Чумной доктор, списан с российской оппозиции и почему-то с Павла Дурова лично: олигарх, который под прикрытием борьбы за все хорошее, вершит свои темные делишки.

Что на экране: продюсерский до кепки на голове главного героя проект, где каждый кадр рассчитан на то, чтобы отзываться в сердце читателя: вот вам Казанский собор фоном, вот герой, воплощающий все лучшее из всех киновселенных сразу: неподкупный, как Глеб Жеглов, простой, как Брюс Уиллис. Режиссер Олег Трофим обещает живой аттракцион, исполнитель главной роли актер Александринского театра Тихон Жизневский отрезал для роли романтические кудри, но флера не растерял, и, судя по полному горящих машин и живописных кадров трейлеру, нам есть чего ждать и будет чем гордиться.