Миллиардные убытки и неопределенность: как коронавирус повлиял на модную индустрию спустя два месяца

Если месяц назад модная индустрия относилась ко вспышке коронавируса настороженно, но без явной опаски, то теперь, когда эпидемия распространилась по всем континентам, игнорировать ее (и панику вокруг) стало невозможно. Правила жизни рассказывает, что уже произошло в мире моды из-за Covid-19 и каковы дальнейшие сценарии развития событий.
Миллиардные убытки и неопределенность: как коронавирус повлиял на модную индустрию спустя два месяца
Henry Nicholls/REUTERS

Эпидемия, вызванная штаммом вируса 2019-nCoV, вспыхнула в конце декабря в китайском Ухане. В Китае сосредоточены самые крупные производственные мощности текстильной промышленности, а китайская аудитория — чуть ли не треть всех потребителей модных товаров.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Еще месяц назад аналитики не спешили с однозначными и серьезными прогнозами, а модные бренды, хоть и закрывали магазины на территории Китая и сетовали на уменьшение потока китайских туристов в других странах, все же считали, что в продажах едва ли будет ощутимый спад. Но к марту 2020-го коронавирус внес свои коррективы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многомиллиардные убытки

Из-за распространения коронавируса во многих регионах Китая ввели карантин, людям запретили выходить из дома, а фабрики остановили работу. Эксперты сразу начали говорить о том, что это отразится на мировой экономике: в частности, модным брендам предрекали задержки поставок, ведь в Китае находятся текстильные фабрики, на которых размещают заказы десятки брендов, от H&M и Uniqlo до Calvin Klein и Tommy Hilfiger.

Прогнозы прогнозами, но уже сейчас влияние эпидемии подтверждается внушительными цифрами: согласно вышедшему на днях отчету ООН, мировая промышленность из-за приостановки работы фабрик в Китае и задержек поставок уже потеряла $50 миллиардов, из них $1,5 миллиарда приходится на текстильную промышленность. «Понятно, что глобальные последствия будут значительными, и даже если бы Covid-19 остался в Китае, чего не произошло, он все равно имел бы продолжительное воздействие на мировую экономику из-за влияния Китая на производственно-сбытовые цепи по всему миру», — сказала Памела Кок-Гамильтон, директор по международной торговле на Конференции ООН.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Единственное производство, которое не пострадало, — пошив медицинской защитной одежды.
Единственное производство, которое не пострадало, — пошив медицинской защитной одежды.
cnsphoto via REUTERS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за эпидемии брендам приходится закрывать свои магазины в Китае. Burberry закрыли в стране около трети всех своих торговых точек. Компания Capri, владеющая Michael Kors, Versace и Jimmy Choo, закрыла 150 из 225 магазинов в Китае и сообщает о потерях в $100 миллионов в связи с этим. Компания Tapestry (владелец Coach, Kate Spade и Stuart Weitzman) ожидает потери в $250 миллионов в этом квартале. Бренду Ralph Lauren также пришлось закрыть две трети китайских магазинов.

Впрочем, это только начало: модный рынок потеряет гораздо больше. Совместное исследование компаний Bernstein и Boston Consulting Group, для которого они опросили представителей люксовых брендов, показывает, что предполагаемые потери сектора премиальных товаров составят от €30 до €40 миллиардов — столько бренды недополучат из-за отсутствия спроса со стороны китайских покупателей. На это влияет и физическая недоступность товаров (китайцам запрещают выходить из дома и выезжать за границу, а в Европе именно туристы из Китая стали главными посетителями модных магазинов), и эмоциональное состояние потенциальных покупателей люкса — тревога из-за эпидемии негативно сказывается на желании приобрести новую сумку или пару обуви.

Отмены показов

Параллельно с развитием глобальной эпидемии в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже проходили недели моды. Запланированные заранее, эти ключевые события индустрии еще не успели ощутить на себе влияние коронавируса в полную силу. Впрочем, несмотря на инертность крупных модных брендов, некоторые успели среагировать: так, показ Giorgio Armani в Милане прошел за закрытыми дверями и без гостей — вместо личного посещения им предлагалось смотреть прямую трансляцию шоу. Этой мерой Джорджо Армани хотел не только поберечь здоровье модной публики, но и выразить солидарность с теми, кто уже заразился коронавирусом: Италия стала первой европейской страной, где распространилась инфекция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дизайнер Джорджо Армани готовится к своему показу в Милане
Дизайнер Джорджо Армани готовится к своему показу в Милане
Alessandro Garofalo/REUTERS

Модные события, у организаторов которых было чуть больше времени для маневра, одно за другим стали отменять. Так, Prada решили перенести показ круизной коллекции, который должен был пройти в Токио 21 мая, — пока на неопределенный срок. Следом свое круизное шоу отменили и Gucci (оно должно было пройти 18 мая в Сан-Франциско), а Ralph Lauren отказались от проведения показа в Нью-Йорке, запланированного на апрель. Не состоится и круизный показ Versace в Америке, который был запланирован на 16 мая, а Chanel отменили майский показ коллекции Métiers d'Art в Пекине. Швейцарский часовой салон Baselworld отменил все презентации — впервые за 102 года. Все бренды единогласно сходятся в том, что сейчас такие массовые мероприятия с привлечением международной аудитории будут небезопасны как для гостей, так и для сотрудников.

Отменяются и целые недели моды. Так, из-за угрозы коронавируса не будут проводиться недели моды в Сеуле и Токио, а неделя моды в Шанхае пройдет в онлайн-формате: организаторы вместе с платформой Tmall планируют поддержать дизайнеров и обеспечить им мощный трафик посетителей. Хоть какие-то хорошие новости: если этот эксперимент окажется удачным, в дальнейшем онлайн-презентации будут проводить параллельно с физическими. Самой последней неделей моды, пострадавшей от коронавируса, стала Индийская: событие, запланированное в Дели на 11–15 марта, решили отменить в свете того, что число заразившихся Covid-19 в стране превысило 30 человек. Другие мероприятия, связанные с модой, тоже страдают: посвященный устойчивому развитию Саммит модной индустрии в Копенгагене, который должен был пройти 27 мая, из-за угрозы коронавируса перенесли на октябрь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подготовка к показу Valentino на неделе моды в Париже
Подготовка к показу Valentino на неделе моды в Париже
Piroschka van de Wouw/REUTERS

Российская неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которая пройдет в Москве с 31 марта по 4 апреля, отменена не будет, но без дополнительных мер не обойдется. «В связи со вспышкой распространения коронавируса Covid-19 Неделя моды "Мерседес-Бенц" в России принимает дополнительные меры безопасности. На входе в Манеж будет установлена система дистанционного измерения температуры тела. Также будет увеличено количество бригад скорой медицинской помощи, дежурящих на мероприятии, и частота санитарной обработки», — сообщают организаторы. Информацию о мерах безопасности вместе с рекомендациями по профилактике инфекции опубликовали также на официальном сайте MBFW Russia.

Что дальше

Несмотря на убытки, отмены показов и то, что многим модным редакторам, вернувшимся с европейских недель моды, придется сидеть на карантине (это, между прочим, официальные предписания многих издательских домов: сотрудникам после командировок предстоит 2 недели работать из дома, чтобы убедиться в отсутствии заболевания, и такой участи не избежала даже главред американского Vogue Анна Винтур), не все модные бренды видят в эпидемии большую угрозу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Edward Berthelot/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, H&M сообщили, что не наблюдают задержек и отмен поставок в связи с эпидемией, и уже начали заново открывать свои магазины в Китае, временно закрытые в январе-феврале. Снова открывать магазины начали и Uniqlo: сейчас открылись уже 100 магазинов японской марки в Китае, но 125 остаются закрытыми.

Кое-кто настроен и на более смелые шаги: например, Dolce & Gabbana спонсируют разработку вакцины против коронавируса и исследования иммунной системы, которые проводят в итальянском университете Humanitas University. А дизайнер из Китая придумал щит, который может защитить своего носителя от вируса.

Поскольку новости про Covid-19 становятся вирусными (простите за каламбур), соцсети не могут не реагировать на повестку. В TikTok распространяются как видео с официальными рекомендациями ВОЗ по профилактике инфекции, так и ироничные челленджи вроде #handwashingmove: пользователи обыгрывают рекомендацию чаще мыть руки в виде танца. И пусть это не имеет прямого отношения к модной индустрии, но так или иначе становится трендом, а любой тренд подхватывается и адаптируется модой. Поэтому стихийное обилие медицинских масок (как простых марлевых, так и дизайнерских, уже ставших аксессуаром, а не настоящей защитой от вирусов) на героях стритстайла и рост спроса на антисептики для рук — явления вовсе не удивительные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На неделе моды в Милане
На неделе моды в Милане
Edward Berthelot/Getty Images

Что произойдет дальше и как будет влиять коронавирус на модную индустрию, предсказать трудно — от этого воздерживаются даже те эксперты, которые осмеливались прогнозировать раньше. Ясно одно: это беспрецедентное явление не только принесет убытки и спад, но и позволит переосмыслить нынешние подходы к производству, ретейлу и каналам коммуникации. Ведь, как сказала о ситуации с коронавирусом Анна Винтур, «во время кризиса мы должны подумать о радикальном перезапуске».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: