Вопрос психологу: почему люди коллекционируют?

Многие из нас любят что-нибудь собирать. Дети — фигурки из киндер-сюрприза, взрослые — произведения искусства или дорогую обувь. Но всегда ли страсть к коллекционированию может считаться нормой? И что делать, если коллекция становится в прямом смысле дороже жизни? Об этом мы расспросили психолога, специалиста платформы Alter Любовь Елкину.
Вопрос психологу: почему люди коллекционируют?
Bettman/Getty Images
Содержание статьи
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему дети часто что-нибудь коллекционируют?

Примерно с пяти-семи лет у детей особенно актуализируется потребность в приобретении знаний, формировании новых навыков. Маленький человек ищет пути удовлетворения своих потребностей, и коллекционирование — один из них.

Прежде чем начать что-то коллекционировать, ребенок увлекается какой бы то ни было темой. Он начинает собирать информацию о ней: спрашивать у взрослых и ровесников, читать, смотреть видеоконтент. Все эти действия предполагают развитие как когнитивной, так и эмоциональной сфер. В процессе узнавания и собирательства ребенок не только расширяет кругозор — у него возникают самые разные эмоции: удивление, радость, восторг, а также печаль, разочарование, злость. Это может быть очень полезно. Например, гораздо легче понять, принять и выразить свою злость, когда предмет, нужный для коллекции, купил кто-то другой, а ты не успел, чем признать, что я злюсь на маму или папу. Выражать злость значимым людям может быть чревато наказанием или ухудшением важных отношений. И если этот страх велик, то со временем возможность распознавать злость теряется. А в случае с коллекцией свой «праведный гнев» выражать не страшно, о нем можно рассказать другим и не встретить осуждения — напротив, ты скорее получишь понимание и поддержку. И в целом чем более широкий спектр эмоций испытывает ребенок, тем лучше развивается эмоциональная сфера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безусловно, любопытство и интерес к познанию помогают формировать взрослые. Например, мама могла интересно рассказать ребенку об изготовлении кукол: как их делали раньше, как делают сейчас, как преображалась кукла во времени (от соломенной до современной, с золотыми волосами и длинными ресницами), какое значение имела кукла для человека в старину, а какое имеет сейчас. Или папа мог рассказать о проезжающей по дороге строительной технике, ее функциях и возможностях, связать реально увиденную машину с персонажем мультфильма. И у ребенка возникает интерес, который он дальше развивает самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И конечно, узнавая что-то новое, мы хотим независимо от возраста делиться этим. Собирая, коллекционируя предметы, которые нам интересны, мы делаем свой внутренний мир видимым, осязаемым для других — это процесс самоактуализации.

Также коллекционирование дает ребенку возможность создать свой фантазийный мир, принадлежащий только ему. Предметы коллекции могут там взаимодействовать любым подходящим собирателю способом. С помощью фантазирования можно ослабить внутреннее напряжение. Маленький динозавр может сказать большому все что угодно, и ему за это ничего не будет.

Еще все мы в большей или меньшей степени любим побеждать, выигрывать, добиваться цели. Стремление к первенству и лидерству — наша биологическая программа, обусловленная глобальной целью выжить и продолжить свой род. Локальной реализацией этой программы может стать коллекционирование. «Имея самую большую и/или интересную коллекцию, я лидирую среди коллекционеров. Я умнее, находчивее, предприимчивее». Если сильно упростить, то: «Я лучше». В этом случае стремление к коллекционированию может формировать среда, ограниченный доступ к ресурсам. В моем детстве, в середине 1980-х, мы коллекционировали, например, фантики от жвачки. Счастливые обладатели обертки от пластинки жевательной резинки «Пепперминт», той, что со стрелкой, или «Лелики-болики» были в классе значительно выше по социальному статусу — этакие полубоги, имеющие возможность получить лакомство, многим недоступное. Цель такого коллекционирования — привлечение внимания и победа в соревновании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Bettman/Getty Images

Сохранилось ли стремление к коллекционированию у современных детей и подростков?

У современных детей и подростков стремление к коллекционированию выражено гораздо меньше, чем, например, у их ровесников 30 лет назад. Но это обусловлено не отсутствием интереса или недостатком любопытства. Да и желание самоактуализироваться, соревноваться и побеждать тоже никуда не делось. Просто в современном мире существуют другие каналы для удовлетворения этих потребностей. Современному ребенку гораздо интереснее победить, например, в компьютерной игре — пройти больше уровней, чем удалось важным для него сверстникам.

К тому же изменившаяся среда формирует совсем другие дефициты. Телефон последней модели, престижное путешествие на каникулах, обувь от известного производителя — вот что теперь «круто» и поднимает социальный статус. Потребности все те же — способы их удовлетворения другие.

Когда страсть к коллекционированию сохраняется и у взрослых?

Детские стремления сохраняются и во взрослом возрасте тогда, когда увлеченность высока и охватывает многие грани человеческой личности. Бывает, например, что человек хочет быть сильным, хочет научиться драться, — тогда он идет осваивать борьбу или бокс потому, что в драках среди сверстников он далеко не победитель. Когда он начинает побеждать, интерес может пропасть: цель достигнута — возможно, даже не с помощью боевого искусства, а просто потому, что ребенок подрос и физически окреп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другое дело, когда человека захватывает красота поединка, привлекает возможность владеть своим телом, совершенствовать навыки. Тогда увлечение может сохраниться на долгие годы или стать профессией.

Коллекционирование тоже вполне может быть таким хобби. Например, в детстве человек собирал красивые фантики или керамические фигурки, а во взрослом возрасте это переросло в коллекционирование предметов искусства. Или человек собрал такую обширную и необычную коллекцию чего-либо, что открыл собственный музей.

Почему это желание вообще возникает у взрослых? Это незакрытая психологическая потребность или врожденная черта характера?

В норме коллекционирование удовлетворяет такие потребности как:

  • самоактуализация, о которой говорилось выше;
  • познание мира. Например, коллекция дореволюционных фотографий может помочь расширить знания об истории страны или о развитии фототехнологий;
  • общение. Коллекционирование может помочь найти людей со схожими интересами, увлеченных той же темой;
  • азарт, соревнование. Например, получение удовольствия от поиска и приобретения нового экспоната коллекции. Наш организм поощряет преодоление препятствий выработкой дофамина — гормона, отвечающего за мотивацию и чувство удовлетворения от достигнутого;
  • приближение, ощущение причастности к той части мира, к которой не принадлежишь. Например: человек живет в семье физиков или математиков. И все, что касается достижений, открытий, изучения точных наук, считается ценным и важным, находится в поле внимания семьи. А вот изобразительное искусство нет. А человеку с детства нравится рисовать, его привлекают картины, возможность выразить свой внутренний мир через творчество, ему интересны судьбы художников. Тогда коллекционирование картин может стать для него способом приблизиться к желанному, но такому далекому миру;
  • ностальгия. Есть люди, которым тяжело расставаться со своим прошлым. Так может произойти при резкой смене условий жизни, переезде в другой город или страну или потере чего-то важного. Адаптация к новой действительности забирает много сил, при дефиците внутренних и внешних ресурсов она трудно дается. Тогда-то и может возникнуть ностальгия по прошлому, где было проще и понятнее. И чтобы сохранить связь с утраченными ценностями, человек начинает коллекционировать, например, марки времен СССР;
  • прагматизм. Коллекционирование того, что со временем вырастет в цене. Материальное инвестирование в будущее;
  • социальное признание. Для кого-то коллекционирование предметов искусства или других редкостей может стать способом повысить свой социальный статус, войти в «закрытый клуб» коллекционеров;
  • социальный вклад. Например, меценат может покупать работы молодых художников, чтобы оказать им поддержку, либо коллекционировать творения любимого скульптора, чтобы собрать их в одном месте и потом передать музею — он может видеть в этом некую миссию.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, для каждого человека коллекционирование имеет индивидуальную ценность — это обусловлено различием характеров. Одному важно привлечь внимание, другому нравится упорядочивать, систематизировать коллекцию, а кто-то таким образом убегает от реальности, дает себе временную передышку, отдых от напряжения.

Bettman/Getty Images

Может ли коллекция рассказать о характере и потребностях или проблемах своего владельца?

Не рассказать, а скорее дать некоторую информацию. Сам предмет коллекционирования не настолько значим — важнее отношение человека к нему. Коллекционировать картины можно из любви к творчеству, а можно потому, что это высокодоходная инвестиция. И чтобы понять потребности и проблемы человека, просто посмотреть на его коллекцию недостаточно — нужно проделать кропотливую работу, где будет учтено множество факторов жизни и личностных проявлений.

Когда можно сказать, что стремление коллекционировать вышло за границы нормы?

Патологическим коллекционирование становится тогда, когда с его помощью человек старается заполнить недостаток чего-то важного. Приведу несколько примеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Женщина считает себя непривлекательной, некрасивой, и это причиняет ей страдание. Тогда, стараясь ослабить внутреннюю боль, она отдается собирательству редких духов или ювелирных украшений.
  • Мужчина, считая себя недостаточно смелым и решительным, начинает коллекционировать оружие или модельки мощных машин.
  • Человек остро ощущает свое бессилие в ситуации нестабильности, мир ему кажется непредсказуемым и опасным местом, где от него ничего не зависит. Тогда коллекция становится тем, чем он точно может управлять, — власть над экспонатами принадлежит только ему. Это создает иллюзию безопасности и контроля.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда такое хобби позволяет ощущать свою принадлежность к сообществу коллекционеров. Это вполне приемлемо, когда есть ощущение принадлежности и к другим группам: к семье, к стране и так далее. Если же, кроме коллекционеров, нет никакой другой группы, частью которой человек себя ощущает, это тревожный знак.

Когда коллекция становится самым важным в жизни, тогда и возникает опасность. Опасность утери самой коллекции или возможности ее расширять, пополнять, содержать. Если так происходит, то теряется смысл жизни. А без смысла мы не можем жить.

Еще одна угроза — когда коллекционирование начинает создавать для человека сложности в других областях жизни: например, он влезает в долги, чтобы купить очередную картину, или ссорится с близкими из-за того, что все свободное время отдает коллекции, а им совсем не уделяет внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что с этим делать?

Для начала хорошо бы обнаружить, что коллекционирование мешает другим сферам жизни. Признать, что внутри, даже несмотря на величину коллекции, все так же больно. Что каждый новый экспонат приносит удовольствие и облегчение на очень короткое время. И найти глубинную потребность, которая за этим стоит.

Осознание — это сложнейший процесс. Психика может защищаться всеми доступными ей способами: вытеснять, отрицать, избегать признания того, что обрести счастье за счет коллекционирования вещей невозможно. А вот после осознания начинается поиск других способов удовлетворения истинной потребности. И в это время очень важно найти людей, на которых можно опереться, тех, кто поможет и поддержит. Если же снизить влияние коллекционирования на свою жизнь самостоятельно не удается, то, скорее всего, уже сформировалась зависимость. Тогда за помощью нужно обратиться к специалисту — психологу и/или психиатру.