«Будьте украшением коллектива»: что такое женственность, почему с ней связано так много клише, и как они вредят самим женщинам?

В Международный женский день не можем не задуматься о том, что, собственно, означает понятие женственности. Попытались разобраться в этом вместе с экспертами — психологами и социологом. Спойлер: во вредных стереотипах стоит отчасти винить эпидемию бубонной чумы.
«Будьте украшением коллектива»: что такое женственность, почему с ней связано так много клише, и как они вредят самим женщинам?
Archive Photos/Getty Images

Что такое женственность?

Если попробовать дать определение этому понятию в самой сжатой форме, получится вот что: женственность — совокупность поведенческих черт, внешних атрибутов и социальных ролей, которые традиционно ассоциируются с девочками и женщинами. Описать это явление шире вряд ли получится, так как перечень этих атрибутов, черт и ролей разнится от эпохе к эпохе и от культуры к культуре. Считается, что в западном обществе концепция женственности сформировалась в Средние века. Об этом пишет, в частности, профессор Университета Огайо Тара Уильямс в своей работе «Изобретая женственность». Она утверждает, что это понятие закрепилось в языке и культуре после эпидемии бубонной чумы в XIV веке. После того как болезнь выкосила значительную часть населения, роль женщин в обществе существенно расширилась, они перестали быть исключительно матерями и женами, а получили возможность играть и некоторые другие роли. Конечно, до эмансипации, которая наступит в ХХ веке, было еще очень далеко, но первые шаги были сделаны еще до эпохи Возрождения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, многие современные ученые считают понятие женственности социальным конструктом — совокупностью эфемерных норм и предписаний, придуманных людьми (по большей части мужчинами). Такой точки зрения, например, придерживалась Симона де Бовуар. «Ни биология, ни психология, ни экономика не определяют образ женщины в обществе. Женщинами не рождаются, а, скорее, становятся», — писала она в 1949 году. В 1990-е годы с ней согласилась философ и теоретик феминизма Джудит Батлер — она считала, что гендер не некое закрепленное явление, а лишь набор черт, практик и признаков, которые со временем получает от людей ярлык «мужественных» или «женственных».

Похожей точки зрения придерживаются и сегодняшние ученые — по крайней мере психологи. «В современной психологии понятие "женственности" весьма относительно, — говорит психолог, КПТ-терапевт, специалист психологической платформы Alter Елена Куница. — Спросите у пяти разных людей, что такое женственность — и вы получите пять разных ответов. И если в ходе психотерапии возникает такой запрос, то мы вместе с клиентом выясняем, какой смысл вкладывает в понятие женственности именно этот конкретный человек. Вместе с тем, традиционно под женственностью мы понимаем некий набор качеств — таких как чувствительность, мягкость, нежность, заботливость и так далее. Набор этих качеств может существенно меняться в зависимости от социальной, культурной и этнической среды, а также возрастного компонента. Так например, образец женственности у среднестатистического европейца может быть один, а у африканца или латиноамериканца — совершенно другим».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Daily Herald Archive/National Science & Media Museum/SSPL via Getty Images

Изменились ли представления о «женственном» на рубеже ХХ и XXI веков?

Если говорить о постсоветском пространстве, то определенно — да. В ХХ веке наше общество пережило множество кризисов и катаклизмов — и это не могло не сказаться на том, какой смысл среднестатистические советские люди, а затем и россияне вкладывали в понятие женственности.

До революции 1917 года «женственной» считалась женщина медлительная, мягкая, покорная. Однако в молодой коммунистической республике эти качества оказались уже не такими востребованными — на какое-то время «идеальной» стала активная гражданка — спортивная, свободная и раскрепощенная. Позже свои коррективы внесла Великая отечественная война, когда женщины зачастую сражались на фронте или работали в тылу наравне с мужчинами. «Традиционная» женственность вернулась в моду лишь в 1960-е с началом «оттепели», а в более позднем СССР бытовали двойные стандарты — женщины обязаны были реализовываться на работе и в «общественной деятельности», при этом от них требовали «хозяйственности», «нежности» и «мудрости». «В позднесоветское время, когда женщины получали высшее образование чаще мужчин, все поголовно работали и зарабатывали нередко не меньше своих мужей, такое понятие женственности как способа быть успешными на любовно-брачном рынке в той или иной степени все равно сохранялось, — говорит социолог Любовь Борусяк. — Предполагалось, что сильная, смелая, слишком уверенная в себе, независимая женщина не может быть женственной, то есть не будет нравиться мужчинам, особенно пока не вступит в брак и не начнет забирать у мужа получку, выдавая по рублю в день на обед и курево».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению эксперта, переломный момент наступил в начале 1990-х годов с развалом СССР. Привычные модели перестали работать и на смену «старой» женственности пришла «новая» — идеал, во многом списанный с западных образцов. Правда, на Западе такая женственность была в моде на несколько десятилетий раньше — в 1950-е и 1960-е годы. «Вначале 1990-х появилась новая женская роль, которой даже стали учить специальные книги "о женственности": подруга, а потом по возможности жена, олигарха. Юная, красивая, "тюнингованная", способная поддержать беседу, нежная, принимающая и выполняющая все требования, к ней предъявляемые. Здесь основой женственности становились красота лица и тела, каких бы жертв она ни требовали, а также послушание», — рассуждает Любовь Борусяк.

С приходом нового тысячелетия понятие женственности в прогрессивных кругах в очередной раз пересмотрели — сказалось в том числе влияние движения MeToo. Наличие мужа или просто партнера больше не считается главным и единственным критерием успешности женщина. Да и само понятие «женственности» чем дальше, тем труднее определить. «В современной психологии мы в последнее время все дальше уходим от навязанных гендерных аспектов, — говорит психотерапевт Мария Эриль. — Все рассуждаем о том, что что-то отдельно свойственно только женщинам, а что-то — только мужчинам. Понятия "женственность" и "мужественность" все чаще становятся применимы как к женщинам, так и к мужчинам. "Достать" из себя аниму, женскую часть, в определенной ситуации может и мужчина. И, наоборот, обратиться к мужской части, к анимусу, может и женщина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какими стереотипами окружено понятие женственности?

Несмотря на то, что о женственности все чаще говорят, как о наборе условных признаков, с этим понятием до сих пор связано множество стереотипов. Большинство из них закрепилось еще много десятилетий и даже веков назад — и они никак не могут уйти в прошлое.

«Наш мозг довольно ленив: у него много задач, он стремится эффективно расходовать энергию на обработку информации, поэтому часто идет по самому быстрому и легкому пути с минимальными затратами ресурса. И тут на помощь приходят стереотипы, то есть уже готовые простые ответы на сложные вопросы, — говорит Елена Куница. — Некоторые из стереотипов, с которыми я часто встречаюсь в работе с клиентами, такие: якобы женственно только длинные волосы, тихий голос, платья и юбки в пол. А не женственны — крепкое телосложение, крупные черты лица, ругаться и испытывать злость, защищать себя, иметь волосы на теле, слушать тяжелую музыку, много и плотно есть (женственные девушки, видимо, должны питатьс яамброзией). Распространению стереотипов о женственности способствуют социальные медиа, реклама и другие продукты массовой культуры. Образ современной женщины, который там рисуется, говорит, что она красива и сексуальна, молода, с идеальной кожей и телом. Она успешна на работе и идеально ведет хозяйство. И, конечно же, она всегда улыбается и у нее такие же идеальные дети. Отличная иллюстрация — фильм "Барби", в котором очень ярко представлены все эти стереотипы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty Images

Вредны ли эти клише?

Любые клише вредят — как полноценным человеческим отношениям, так и отдельным людям. Стереотипы о женственности и о том, что женщина якобы должна определенным образом себя вести и выглядеть могут негативно сказаться, как на личной жизни женщин (и, кстати, мужчин), так и на самоощущении и психологическом комфорте женщин. «В последнее время я часто встречаю женщин, внутри которых растет напряженность, которые давят на самих себя, — говорит Мария Эриль. — Им кажется, что когда они решают какие-нибудь важные вопросы, зарабатывают деньги, обеспечивают свою независимость, они будто бы растрачивают некую часть себя, которая якобы нужна партнеру — что-то ему не додают. Часто бывает так, что женщинам кажется, словно они слишком много должны, и они навешивают на себя лишние обязательства — якобы важно обязательно плюс ко всему еще и в юбке ходить и успевать готовить котлеты».

С коллегой согласна и специалист Alter Елена Куница. «Чем больше вера в стереотипы — тем больше от них вреда, — считает эксперт. — Стереотипы мешают нам проявлять истинные желания, мешают быть самими собой и получать удовольствие от жизни. Иногда женщина может ждать инициативы от понравившегося мужчины, даже не начиная флирта. Или сдерживать свои желания расти в карьере: ведь главный добытчик в семье это якобы мужчина. Но на самом деле мы все разные. Встречаются и феминные мужчины, и маскулинные женщины. И это нормально».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно ли вообще это понятие сегодня?

Эксперты сходятся в мнении о том, что женственность как понятие все-таки нужна. Однако важно не пытаться подогнать себя под стандарты некой вымышленной «идеальной» женственности, навязанные извне. Важно понять, что означает это понятие конкретно для вас (даже если вы мужчина) — тогда на эту часть своей личности можно будет опереться, а женственность из вредного клише превратить в полезный ресурс.

«Мне кажется, в нашем обществе важно сохранить для всех возможность свободно и достаточно широко себя идентифицировать, — считает Мария Эриль. Очень часто понятие женственности — это основа идентичности человека. Поэтому важно выстроить вокруг этого понятия философскую базу — так чтобы это не было токсично. Чтобы, наоборот, на это понятие можно было опираться, двигаясь к гармонии с собой».