Сверхчеловек: как генетические тесты помогают нам жить дольше и качественнее

Современная генетика умеет многое — например, помогает снизить вес, увеличить энергию, улучшить состояние кожи, волос и ногтей или развить стрессоустойчивость. Но это не все: генетика остается ключевым фактором, определяющим индивидуальный темп процесса старения. Рассказываем, как на практике каждый из нас может продлить молодость тела и ума, сдав генетические тесты.
Сверхчеловек: как генетические тесты помогают нам жить дольше и качественнее
Содержание статьи
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
«Правила жизни»

Исследования показывают, что у людей с определенными генетическими вариантами могут быть повышенные риски развития определенных возрастных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, сердечно-сосудистые или онкологические заболевания.

Как правильно сдавать генетические тесты

Как только генетические исследования стали широко доступны и каждый мог отправить свою «ватную палочку» в лабораторию на краю света, люди получили «томик» с расшифровкой теста и начали его читать. Однако так это не работает. Точнее, для того, чтобы получить максимум от генетического исследования, необходим врач, обладающий специализацией в подобной экспертизе. Более того, тест должен назначаться после консультации со специалистом, выявления текущих жалоб и проведения чекапа. Во-первых, только врач может сказать, какие именно генетические панели нужно сдавать именно вам. Во-вторых, реализованные и нереализованные риски, выявленные в процессе исследования, нужно сопоставить с текущим состоянием здоровья человека.

Генетика ― это не прямое руководство к действию, а научно обоснованный инструмент, который позволяет наиболее коротким путем прийти к долгой и при этом активной жизни. Например, человек, несмотря на регулярные занятия спортом, теряет мышечную массу, постоянно отекает и никак не может избавиться от абдоминального ожирения ― наиболее опасного из всех и чреватого проблемами с сердечно-сосудистой системой. Генетический тест поможет выявить наследственные проблемы с углеводным обменом и составить индивидуальный план питания, исключив продукты, вызывающие воспаление и, как следствие, отеки. Также, например, выяснится, что тип физической нагрузки, которую в течение нескольких лет практиковал человек, ему не подходит, а отдых между занятиями спортом должен быть более длительным. Вероятно, подобрать оптимальную пищевую тарелку и программу физической активности можно было и без участия генетики, но тогда это могло бы занять больше времени.

Кадр из фильма «Двухсотлетний человек», 1999
Legion-Media

Какие гены отвечают за старение и как они помогают получить anti-age-эффект

Как правило, в лабораториях и медцентрах есть специальные панели, разработанные для активного долголетия. Например, существует анализ, включающий изучение 62 генов, которые показывают предрасположенность к долгожительству, а также наличие или отсутствие риска раннего старения, атеросклероза, артериальной гипертонии, сахарного диабета II типа, остеопороза, потери мышечной массы, венозных тромбозов, бронхиальной астмы, нарушений памяти, заболеваний глаз, ранней менопаузы и истощения яичников у женщин, эректильной дисфункции и облысения у мужчин.

Это обширное исследование, которое помогает человеку подобрать индивидуальные способы снижения ментальной и психологической нагрузки, наиболее эффективные методы сжигания лишних калорий, сбалансировать пищевое поведение и работу нервной и иммунной систем, а также усилить процесс восстановления организма.

Например, если у вас обнаружится риск мышечной дистрофии, то для ее профилактики важно подобрать цикл регулярной физической нагрузки хотя бы на уровне рекомендуемых специалистами 150 минут упражнений или ходьбы средней интенсивности в неделю.

Гены, отвечающие за интенсивность оксидативного стресса, одни из тех, что отвечают за раннее старение, быстрое увядание кожи, а также за ряд тяжелых заболеваний, среди которых болезнь Альцгеймера, сахарный диабет, бронхиальная астма. Тест покажет, нужно ли вам принимать нутрицевтики для усиленной антиоксидантной защиты, включить контрастный душ в ежедневную рутину и перейти к более здоровым пищевым привычкам.

Исследовать можно даже пищевые привычки, которые, как оказалось, тоже могут передаваться по наследству. Взаимодействие между генами, питанием и здоровьем человека изучает нутригеномика. Она исследует, как различные пищевые вещества воздействуют на экспрессию генов и как генетические вариации могут влиять на пищевое поведение. Например, изменения в рецепторе лептина могут влиять на тягу к частым перекусам и постоянное чувство голода, а в рецепторе холецистокинина привести к тому, что сытость появляется только после поедания больших порций.

Изучив некоторые вариации генов, можно узнать, хорошо ли усваивает организм кофеин или лактозу. Обнаружив мутацию в гене FUT2, понять, почему нарушено всасывание витамина В12.

Кадр из фильма «Двухсотлетний человек», 1999
Legion-Media

Что нового в исследованиях генов

Наиболее значительные открытия в генетике, которые помогут увеличить продолжительность жизни, касаются:

• генов FOXO ― семейства генов, которые регулируют многие биологические процессы, включая рост, обновление клеток и долголетие. Некоторые варианты генов FOXO были связаны с увеличением продолжительности жизни и снижением риска развития возрастных заболеваний;
  • гена SIRT1, который кодирует белок, участвующий в регуляции некоторых биологических процессов, включая метаболизм, стрессоустойчивость и долголетие;
  • генов, связанных с автофагией (ATG5, ATG7 и ATG8), процессом, при котором клетки разрушают и перерабатывают старые или поврежденные компоненты для поддержания здоровья и продления жизни;
  • теломеров ― исследования показывают, что сохранение длины теломеров связано с меньшим риском развития возрастных заболеваний и увеличением продолжительности жизни. К примеру, ученые обнаружили гены, ответственные за фермент теломеразу, который способен обеспечить стабильность теломеров и, таким образом, продлить жизнь клеток и организма в целом;
  • генов, регулирующих метаболизм, например, жиров и углеводов и влияющих на развитие ожирения, диабета и других заболеваний, которые ускоряют процесс старения.

Генетические исследования очень полезны, если вы хотите сделать заботу о здоровье максимально индивидуальной и эффективной. Намного проще отказаться от вредных привычек и развить полезные, имея на руках результаты собственного генетического теста. Кроме того, достаточно один раз пройти обследование, чтобы всю жизнь пользоваться его результатами, составляя программы оздоровления или лечения. Генетика помогает не просто увидеть особенности генотипа, но и компенсировать его особенности.