Летом 1999 года в эфире вышла первая серия «Клана Сопрано» — теледрамы, рассказывающей о жизни американской мафии. Сейчас, спустя 20 лет, мы наконец мы можем в полной мере оценить влияние, оказанное «Кланом Сопрано» на ландшафт мировой культуры и телевидения.

Очевидно, что появление таких персонажей, как Уолтер Уайт, Дон Дрейпер, Стрингер Белл (и других примеров неидеальной мужественности) стало возможным благодаря «Клану Сопрано» и его главному герою. Тони Сопрано стал первым реальным и «живым» персонажем драматического сериала. До него мужские герои были существами из мира фантазии: отважные полицейские, идеальные отцы, мужчины, чьи моральные принципы и действия удобно умещались в арку сюжета, повторяющуюся из серии в серию.

«Клан Сопран» навсегда изменил этот порядок. Благодаря этому шоу телевидение повзрослело. Дэвид Чейз и НВО доказали, что зритель на самом деле куда умнее, чем считали телебоссы. К сериалам перестали относиться как к промежуточному звену, необходимому для того, чтобы попасть в кино, а талантливые и амбициозные актеры осознали, что экранная роль может дать новое направление в развитии карьеры.

В честь 20-летней годовщины «Клана Сопрано» Esquire отобрал 15 лучших моментов, подтверждающих уникальность этого сериала. Разумеется, дальше пойдут спойлеры, но если вы до сих пор не посмотрели этот сериал, тогда вопрос: чего же вы ждете?

15. Убийство Пусси (второй сезон)

Сал «Биг Пусси» Бонпенсьеро оказался информатором ФБР, и узнав об этом, Тони Сопрано убивает его на своей лодке. Смерть Пусси повлияла на все последующие серии и наглядно показала, что, пока сценарий пишет Чейз, над каждым персонажем будет висеть дамоклов меч.

14. Тони по‑прежнему главный (шестой сезон)

В попытке отстоять свой авторитет, Тони, едва оправившись после тяжелых пулевых ранений, провоцирует своего нового телохранителя — вспыльчивого качка Перри Аннунциату. Тони выходит из драки победителем, сломав молодому человеку нос. После этого он уединяется в уборной, где его рвет кровью. А потом Тони смотрит в зеркало — и улыбается. В мире, где всем правит насилие, а встречают по одежке, старый лев смог доказать всем, что по‑прежнему является главой прайда.

13. Ральф убивает Трейси (третий сезон)

Сцена, в которой Ральфи Сифаретто до смерти избивает свою подругу, остается одним из самых противоречивых и тяжелых моментов телешоу. Кроме того, этот инцидент по‑новому раскрывает образ Тони, который решает отступиться от протокола мафии и в итоге сам избивает Ральфи. Эта серия не только показала меняющиеся ценности Тони, но и стала последней в сюжетной линии Трейси, второстепенного персонажа, тем не менее, успевшего полюбиться зрителям.

12. Помощь (четвертый сезон)

Редко когда «Клану Сопрано» удавалось принимать более отчетливые формы комедии, чем в моменты, показывающие столкновение олдскульной коза ностры и сердобольного нью-йоркского либерализма. Попытка клана помочь Крисси избавиться от героиновой зависимости стала не только одной из редких сцен, в которой все восемь исполнителей главных ролей задействованы одновременно, но также прекрасным примером хорошей юмористической составляющей сериала.

11. Тони убивает крысу (первый сезон)

«Колледж» стал одним из главных эпизодов первого сезона во многом благодаря этой сцене: Тони вместе со своей дочерью Медоу отправляется на День открытых дверей и случайно замечает «крысу». Он решает не терять время и расправиться с предателем прямо на месте. Руководство НВО переживало, что Чейз зашел слишком далеко, и это сценарное решение негативно отразится на рейтингах. Как бы не так. Примечательно также то, что в конце эпизода Тони смотрит на пролетающих уток и понимает, что два мира, в которых он существует, едва не вступили в конфликт (когда-то в бассейне Тони жило семейство уток, и для него они стали символом его собственной семьи).

10. Дженис убивает Ричи (второй сезон)

Во втором сезоне Ричи Април выходит из тюрьмы и становится настоящей угрозой для Тони. В этой сцене Ричи поднимает руку на свою невесту Дженис, сестру Тони. Та, не в силах стерпеть унижение, убивает его из его же пистолета. Одной проблемой меньше для Тони, а также напоминание о том, что в семье Сопрано инстинктом убийцы одарены не только мужчины.

9. Вспоминайте маленькие радости (первый сезон)

«Я хочу сказать тост. За мою семью. Дети, когда-нибудь у вас появятся свои семьи, и я надеюсь, что даже тогда вы будете вспоминать такие дни, как сегодняшний. Моменты, когда мы все были счастливы и здоровы». Тони Сопрано нельзя назвать философом, но иногда на него находит вдохновение. Эти слова он говорит в сцене в ресторане «Везувий», в котором он вместе с Кармелой, Медоу и Энтони-младшим ужинают после бурных событий финальной серии первого сезона. Позднее его слова в той или иной форме повторят Медоу (на похоронах Джеки Джуниора) и Энтони-младший. Эта же мысль также осенила Тони после комы в шесть сезоне. Иначе говоря, Дэвид Чейз с самого начала имел четкое представление о том, каким он хочет видеть шоу и его персонажей, и начал вкладывать в их уста ключевые идеи с самого начала.

8. Убийство Адрианы (пятый сезон)

Адриана Ла Серва задумывалась как второстепенный персонаж, но впечатляющая актерская игра Дреи Де Маттео в роли бойкой, но безнадежно наивной девушки Кристофера обеспечила ей больше экранного времени в пятом сезоне, где она вынужденно становится информатором ФБР. В этот момент фанаты сериала поняли, что героиня обречена, но от этого смотреть на ее попытки спастись от пули Сильво было нисколько не легче.

7. Исчезновение Криса и Поли (третий сезон)

Выбрать самую запоминающуюся сцену из эпизода «Пайн Барренс» не представляется возможным. Серия, снятая Стивом Бушеми, считается среди фанатов одной из самых лучших. Все 50 минут на экране происходит что-то уморительное: то Поли без какой-либо причины провоцирует русскую мафию (что приводит к тому, что он и Крис теряются в лесах Нью-Джерси), то мы видим их бессмысленные споры.

6. Эй Джей пытается покончить с собой (шестой эпизод)

Путь превращения Энтони-младшего из забавного ребенка в депрессивного подростка заканчивается неудачной попыткой суицида в бассейне дома Сопрано. В самый последний момент Тони замечает своего сына и ныряет за ним прямо в костюме. Эта сцена (как и почти весь сезон) фокусируется на Роберте Айлере, исполнителе роли Эй Джея, и доказывает, что много лет назад во время кастинга продюсеры сделали правильный выбор.

5. Признание Адрианы (пятый сезон)

Майкл Империоли (Крисси) заслужил свою «Эмми» хотя бы за эту сцену, в которой его девушка Адриана признается ему, что сливала информацию ФБР. Шок, страх и жестокое насилие сменяют друг друга в течение этих три невероятно трудных минут.

4. Тони борется с «автоугонщиками» (первый сезон)

В «Клане Сопрано» великолепное музыкальное сопровождение. В эпизоде «Изабелла» унылый Тони покупает в магазине коробку апельсинового сока (отсылка к «Крестному отцу») и возвращается к машине под мелодраматичное звучание песни Tiny Tears группы Tindersticks. Буквально в следующем кадре два вооруженных бандита пытаются застрелить Тони, и музыка резко прекращается. В итоге Тони удается отбиться от нападающих. Позже он скажет доктору Мелфи: «Я понял, что не хочу умирать. Каждой сраной частицей своего существа я сражался, чтобы выжить».

3. Мелфи почти сказала Тони (третий сезон)

Офис доктора Мелфи — то место, где звучит бесчисленное количество откровений, преимущественно со стороны Тони. Но в конце эпизода «Сотрудник месяца» роли пациента и психотерапевта меняются — и оказывают ужасающий эффект. После того, как доктор Мелфи становится жертвой изнасилования, а полиция упускает преступника, женщина пытается прийти в себя и возобновить сеансы психотерапии. В какой-то момент на сеансе она теряет контроль над эмоциями, у нее начинается истерика и она просит у растерянного Тони помощи. Мелфи прекрасно понимает, что одного ее слова будет достаточно, чтобы уничтожить напавшего на нее подонка. Повисает долгая пауза. Зрители с нетерпением ждут, когда Мелфи скажет «да». Но она говорит «нет», после чего экран становится черным, что возвещает о конце серии.

Этой сценой Чейз сохраняет два самых важных элемента сериала: во‑первых, Мелфи — моральный ориентир всего шоу. Она прекрасно понимает, какой опасности подвергает себя, работая с Тони, но, в отличие практически от всех остальных персонажей, она ставит верность своим принципам выше собственных порывов и желаний. А во-вторых, в «Клане Сопрано» нам никогда не покажут то, что мы хотим увидеть — то есть, в данном случае, месть за Мелфи. Как мы постепенно узнаем, этому принципу создатели сериала следуют неотступно вплоть до самой последней серии.

2. Финальная сцена (шестой сезон)

Давайте говорить начистоту: если вам не понравилась концовка или у вас осталось ощущение, что создатели «Клана Сопрано» вас обманули, то, скорее всего, вам не понравился сам сериал.

Динамичная перестрелка, в которой Тони героически погибает, или же концовка в стиле «жили они долго и счастливо», означали бы для Чейза отказ от всего, что сделало «Клан Сопрано» таким беспрецедентным проектом. Поэтому мы никогда не узнаем, жив ли Тони или же он влачит жалкое существование и страдает от обостренной паранойи. Не будет простых решений, искупления, усвоенных уроков, потому что в жизни тоже так не бывает.

На самом деле, финальная сцена «Клана Сопрано» является прекрасным в своей таинственности произведением искусства, полным скрытых символов, подсказок и знаков, которые каждый зритель воспринимает по‑своему. Гениальное завершение для гениального сериала, навсегда изменившего облик телевидения. В недалеком будущем студенты кинематографических факультетов будут разбирать эту сцену на парах.

1. Ссора Тони и Кармелы (четвертый сезон)

Из двух семей Тони, больше всего веселья зрителям доставляет мафия. Но всех тех, кто смог осилить первые 86 эпизодов и не потерять интерес к сериалу, также волнует эмоциональная составляющая, которая происходит во второй семье Тони, в его доме.

Когда-то Тони и Кармело были безумно влюблены друг в друга, но теперь они ссорятся из-за всего на свете: денег, секретов, но самое главное, из-за неверности Тони. Некоторые считают, что четвертый сезон получился наименее динамичным, но это ошибочное мнение. Брак Сопрано подходит к своему логическому завершению, десятилетия непростого союза вот-вот закончатся, так что во многом именно эта часть стала самой драматичной «смертью» сериала.

Именно в эпизоде «Белые кепки» состоялась сцена, за которую Гандольфини и Фалко получили «Эмми»; сцена ссоры, которая возникает только между людьми, прожившими не один год вместе, с припоминанием всех обид и выплеском всего наболевшего. Два великих актера показывают настолько реалистичную и проникновенную ссору, что даже сложно поверить, что в реальности супругов Сопрано не существует. Именно благодаря таким вещам «Клан Сопрано» стал чем-то несопоставимо большим, чем просто криминальный сериал о мафии.

Оригинал материала опубликован в британском Esquire.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

20 лет «Клану Сопрано»: как этот великий сериал изменил современное телевидение