«OA»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: сюжет, в котором нужно постоянно находить ключи к разгадке.

Продюсер, режиссер, сценаристка и актриса Брит Марлинг всегда выбирает для своих проектов темы, связанные с альтернативной реальностью и нелинейностью времени и пространства. Так, в фильме «Другая Земля» она обратилась к вопросу другой жизни во Вселенной, в «Звуке моего голоса» ― к путешествиям во времени. А в сериале «ОА» ― самом загадочном после «Твин Пикса» ― она и ее сопродюсер и коллега Зал Батмаджлидж рассуждают о том, что нас ждет после смерти.

Марлинг играет девушку по имени Прейри Джонсон. На самом деле она ― дочь русского олигарха, которую после его смерти удочеряет семья из США. Мы знакомимся с ней, когда она возвращается к своим приемным родителям после семилетнего заточения в подвале, где безумный профессор держал ее и еще шестерых несчастных. Там он проводил над людьми опыты, погружая их день за днем в кому, чтобы выяснить, как выглядит жизнь после смерти. Во втором сезоне Прейри попадает в параллельную реальность, где она — Нина Назарова, которую не разлучили с отцом. Однако в этой реальности она помнит все, что с ней случилось на самом деле, ― и продолжает искать истину загробной жизни.

«Евангелион»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: сюжет-притча, в котором не нужно искать смысла.

Культовое аниме, повлиявшее на всю индустрию не только в Японии, но и за ее пределами, многие считают непонятным и странным. Но пусть вас не пугает многослойность повествования ― в этом загадка его популярности. «Евангелион» начался как обычное меха-аниме о подростках, которые в постапокалиптической Японии становятся операторами огромных роботов (чья природа до конца не ясна), чтобы бороться с «ангелами» — существами, терроризирующими Токио. Но по мере развития сюжета уже в полных метрах, которые были выпущены вслед за сериалом, природа и ангелов, и самих подростков становится удручающе темной, неподвластной пониманию, инопланетной. Известно, что создатель франшизы Хидео Анно пребывал в глубочайшей депрессии все время проекта и вообще не верил, что сериал кто-то поймет. Однако главные герои Синзи, Ацуко и Рэй стали для фанатов символом нового поколения, а многочисленные религиозные и мифологические отсылки в «Евангелионе» задали новую планку целому жанру.

«Внутри девятого номера»

Где смотреть: BBC Comedy.

Чем интересен: черный юмор в коротких новеллах, который порой переходит всякие границы приличий.

Британский сериал-антология создан двумя комиками Рисом Ширсмитом и Стивом Пембертоном ― они продюсеры, авторы сценария и появляются в каждом эпизоде. Остальной актерский состав меняется от серии к серии — шоураннеры приглашают популярных британских актеров: в сериале приняли участие Кэтрин Паркинсон, Марк Бентон, Джемма Артертон, Рори Киннеар, Тэмсин Григ, Эмми-Фион Эдвардс. В каждой серии ― короткая жуткая история на 30 минут, которая, как правило, заканчивается плачевно. Ширсмит и Пембертон развивают классическую готическую английскую традицию бытовых хорроров, которая была так популярна еще в викторианской Англии в эпоху хоррор-беллетристики. Название сериала обусловлено тем, что каждая история разворачивается в месте, название которого связано с цифрой девять ― это может быть девятая квартира, номер отеля, тюремная камера или дом под номером девять.

«Город Флинт»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: возможность заглянуть в повседневность полицейских преступного города на грани экологического кризиса.

Стриминг-гигант Netflix давно снискал славу ценителя качественного нетривиального документального кино. Тщательный отбор тем и попадание в социальную повестку выделяет все проекты, которые закупает сервис или производит самостоятельно. В случае с «Городом Флинт» создатели решили вдоволь похулиганить ― они по пятам следуют за полицейскими высокого ранга буквально каждую минуту их дня. Зритель узнает, когда и с кем просыпается, как собирается на работу, с какими коллегами общается, как едет на вызов и как ведет себя на месте, как допрашивает и расследует дела человек, чья работа ― следить за порядком в одном из самых криминальных городов США. Помимо высокого уровня преступности, обусловленного низким уровнем жизни, Флинт находится на грани экологической катастрофы ― у города нет доступа к пресной воде из-за ошибки градостроителей. Все это формирует потрясающий сеттинг для исследования безысходности существования и жителей, и стражей порядка.

«Романовы»

Где смотреть: Amazon Video.

Чем интересен: любопытный взгляд на потомков русских аристократов.

Еще один сериал в антологическом формате, который удобен тем, что эпизоды можно смотреть в любом порядке. «Романовых» придумал, спродюсировал и срежиссировал Мэтью Вайнер, известный по работе над сериалами «Клан Сопрано», «Безумцы» и фильмом «Ты здесь». Каждый эпизод рассказывает историю человека, который или вероятный потомок, или дальний родственник известной царской семьи (или хотя бы косвенно связан с этой фамилией). Мы знакомимся с весьма фашистского склада пожилой аристократкой, проживающей в одиночестве в огромной парижской квартире; с актрисой, которая играет императрицу Александру Федоровну и переживает опыт ее последнего дня; с женщиной-профессором русской литературы и потомком Романовых, которая разбирается в хитросплетениях гомосексуального домогательства, — и с другими героями, которые оказываются не в том месте и не в то время из-за своего происхождения.

«Маньяк»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: альтернативное будущее и альтернативные реальности, в которых герои справляются с травмой.

Сюжет основан на норвежском одноименном сериале, продюсер Патрик Сомервиль и режиссер Еэри Йожи Фукунуга собрали своего рода конструктор из ярких жанровых элементов ― эту психологическую темную комедийную драму, разворачивающуюся в альтернативном Нью-Йорке, с большим трудом можно отнести к единому формату. Девушка по имени Энни (Эмма Стоун) переживает глубокий психологический кризис из-за смерти сестры. Парень из богатой семьи Оуэн (Джона Хилл) всю жизнь чувствует неуверенность, страх и подавленность, находясь в тени старшего брата, чьи грехи и преступления ему приходится скрывать. Открытое совсем недавно лекарственное средство, погружающее людей в реалистичные (но до неприличия абсурдные) сны, по словам его создателей, способно разрешить для человека все его наболевшие внутренние конфликты. Энни и Оуэн присоединяются в команде тестировщиков, которые попробуют первую партию этих чудо-таблеток.

«90210″

Где смотреть: "Кинопоиск HD», IVI.

Чем интересен: рассказ об актерах культового сериала, который на самом деле не сделал из них звезд, а покалечил их жизни.

Популярный сериал 1990-х «Беверли-Хиллз, 90210» был в свое время феноменом телевидения. История о золотой молодежи Лос-Анджелеса стала катализатором целых индустрий в поп-культуре, породила множество спин-оффов и вывела молодых актеров (как тогда казалось) в высший эшелон телезвезд. Однако через тридцать лет после выхода пилотной серии очевидно, что не все так солнечно, как в Беверли-Хиллз. Участники оригинального актерского состава ― Джейсон Пристли, Дженни Гарт, Иэн Зиринг, Брайан Остин Грин, Тори Спеллинг, Шэннон Доэрти и Габриэль Сартерис — играют приукрашенные версии самих себя. За время с окончания первого сериала благодаря желтой прессе общественность в курсе всех разводов, рехабов, онкологий и скандалов ключевых персонажей франшизы. Потому особенно любопытно наблюдать, как Шэннон Доэрти погружается с головой в активизм и защиту прав животных, многодетная Тори Спеллинг пытается выбраться из финансовой ямы, Брайн Остин Грин изображает папашу-домоседа, а Габриэль Картерис пробивает себе место на верхушке актерской гильдии, пуская в ход свою сексуальность.

«Тука и Берти»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: перевод жанра стендаап в анимационный ситком.

Популярные комедиантки Тиффани Хаддиш и Эли Вонг уже давно собирают на своих стендапах полные залы. Они объединили таланты и силы с продюсером Лизой Ханауолт (известной по работе «Конь БоДжек») и выпустили анимационный сериал, в котором все герои ― это птицы и растения. Тука (Хаддиш) и Берти (Вонг) ― две тридцатилетние женщины-птицы и лучшие подруги. Они живут в одном доме — место действия очень напоминает Нью-Йорк, а все ключевые узнаваемые места легко адаптированы под «птичью» тематику, например, Берти работает в компании Condé Nest (созвучно с издательским домом Condé Nast). В абсурдистских, но совершенно бытовых ситуациях Тука и Берти решают знакомые всем нам проблемы и параллельно пытаются разрешить наболевшие противоречиях их дружбы. Они обе очень разные, и между ними постоянно возникают конфликты, но в конце концов они со всем справятся.

«Большой рот»

Где смотреть: Netflix.

Чем интересен: анимационная, смелая и нецензурная альтернатива сериалу «Сексуальное образование».

Творческий коллектив авторов, продюсеров и режиссеров в лице Ника Кролла, Эндрю Голдберга, Марка Левина и Дженнифер Флэкетт снял полуавтобиографический мультсериал о взрослении. По сюжету у каждого героя, встречающегося с неизбежностью пубертата, появляется свой гормональный монстр, который буквально выглядит как черт или пан. Главные герои ― подросток Ник (Ник Кролл) и его лучший друг Эндрю (Эндрю Голдберг) — с удивлением находят у себя первые лобковые волосы, узнают, что такое эрекция по утрам (и днем, и вечером, и вообще всегда), и учатся дружить со своим монстром (очень милым и приветливым, надо сказать). Второстепенный актерский состав просто блистательный: Тэнди Ньютон озвучивала гормонального монстра Джесси — одной из ключевых героинь, голосом Кристен Уиг говорили гениталии Джесси, Ванда Сайкс дала свой голос привидению Гарриэт Тубман, Джордан Пил ― голос привидения Дюка Эллингтона, а Дэвид Тьюлис озвучил Волшебника Стыда, заклятого врага гормональных монстров.

«Электрические сны Филипа Дика»

Где смотреть: «Амедиатека».

Чем интересен: фантастическое в своей реальности будущее, которое предсказал Филип Дик.

Каждый эпизод ― это отдельная история. Она длится 50 минут и основана на работах американского сай-фай-писателя Филипа Дика. В каждой серии зритель погружается в органичный мир будущего и узнает о проблемах, которые это будущее несет. В одном из эпизодов двум космическим гидам предлагают халтурку ― доставить старушку, которой уже 342 года, на Землю. Никто даже не знает, сохранилась ли Земля, а если и сохранилась, пригодна ли она для жизни. Все потому, что много веков назад планета была эвакуирована. В другой серии мы оказываемся через 20 лет после ядерной войны (Земля это или иная планета ― не ясно). Небольшая группа выживших сталкивается со сложностями, которые возникают из-за новых порядков. Огромная корпорация доставляет бессмысленные товары с помощью дронов, и перед людьми встала задача ― выращивать продукты самим и возрождать естественную среду.