33. «Иррациональный человек» (2015)

Очередной фильм Вуди Аллена о бессмысленности человеческого бытия. Феникс предстает в роли разочаровавшегося в жизни профессора философии Эйба Лукаса, который заигрался в Раскольникова (сюжет, знакомый по более ранним «Матч-пойнту» и «Преступлениям и проступкам»). Здесь транслируются типичные для Аллена мысли о бренности жизни и, надо признать, в образе экранного аватара режиссера Феникс смотрится не очень.

Everett Collection/Legion Media
«Иррациональный человек»

32. «Русские» (1987)

В 12 лет Хоакин (в то время еще Лиф; это имя актер взял, поскольку хотел быть похожим на брата и сестер. — Esquire) снялся вместе с Питером Биллингси (из «Рождественской истории») в клоне «Балбесов», сейчас совершенно забытом. В фильме чувствуется напряжение эпохи холодной войны, а юный Феникс играет воинственного мальчишку. В 2020 году смотреть на все это неожиданно весело — особенно, если знать, что толстый 12-летний ребенок позже станет тем Хоакином, которого мы сейчас так любим.

imago/Legion Media
«Русские». Хоакин Феникс — на фото слева

31. «Все о любви» (2003)

Все говорят о глобальном потеплении, но в фильме «Все о любви» все наоборот. Пока загадочное глобальное похолодание разрушает экономику, Хоакин Феникс разводится с женой, всемирно известной фигуристкой в исполнении Клэр Дэйнс. Вскоре Хоакин узнает, что семья Дэйнс ее клонировала, чтобы продолжать зарабатывать на ее таланте вечно, и хочет избавиться от оригинала. Этот дикий сюжет — самое внятное, что есть в фильме про любовные и климатические катастрофы. Так себе кино, но у Феникса и Дэйнс получился неплохой дуэт.

imago/Legion Media
«Все о любви»

30. «Мария Магдалина» (2018)

Роль Иисуса всегда благословение и проклятие. С одной стороны, это один из самых узнаваемых персонажей в мире, а с другой — хороший Иисус в последний раз получался в 2000-х у Мэла Гибсона (и та роль была слегка антисемитской). Но Феникс выкладывается здесь на все сто (несмотря на это фильм провалился). Руни Мара — вполне сносная Мария Магдалина, и история ее участия в жизни Иисуса рассказана довольно подробно, а вот мессия из Феникса не очень убедительный. Плюс за сурового, крепко сбитого мужика в роли Иисуса. Минус за плохой фильм.

Alamy/Legion Media
«Мария Магдалина»

29. «8 миллиметров» (1999)

Николас Кейдж играет частного детектива, которого богатые клиенты нанимают, чтобы тот выяснил, настоящий ли снафф-фильм им пытаются продать. Путешествуя по темной стороне порноиндустрии Лос-Анджелеса, Кейдж встречает и берет в команду продавца из порномагазина по имени Макс Калифорния (Хоакин Феникс). Собственно, кроме имени в этом второстепенном персонаже нет ничего интересного, но это не вина актера. Татуировки, прическа панка и жизнерадостный характер — у Феникса получился обаятельный проходимец. Сцены с Фениксом и Кейджем — лучшее, что есть в фильме. Благодаря Хоакину «8 миллиметров"было бы приятно смотреть, не будь этот фильм таким мрачным.

Alamy/Legion Media
«8 миллиметров»

28. «Выдуманная жизнь Эбботов» (1997)

Хоакин здесь в романтическом амплуа — волосы приглажены, сердце разбито. Действие этой драмы разворачивается в 1950-е, Феникс играет стеснительного героя в духе Джеймса Дина, влюбленного в молодую и безбашенную героиню Лив Тайлер. Любви мешают враждующие семьи молодых людей; дальше все обязательные пункты: первые поцелуи, неубедительные драки, одинокие истерики в машинах. Если вам нужно вывести Феникса из себя на интервью, упомяните этот фильм — он точно в десятке работ, которые раздражают Хоакина больше всего.

«Выдуманная жизнь Эбботов» Alamy/Legion Media
«Выдуманная жизнь Эбботов»

27. «Я все еще здесь» (2010)

Невозможно забыть печально известное появление Феникса на шоу Леттермана — в темных очках и с густой бородой. Феникс отказывался отвечать на вопросы и вывел Леттермана из себя, упорно утверждая, что хочет стать рэпером. Как потом выяснилось, все это было понарошку — сцена для псевдодокументального фильма «Я все еще здесь». Нельзя сказать, что идея сработала, но Феникса можно уважать хотя бы за то, что он не вышел из роли, зайдя, может быть, даже слишком далеко. Стоило ли так стараться, чтобы высказаться о природе славы? Отдельно нужно заметить, что в 2020 году этот фильм нельзя обсуждать, не упомянув, что режиссера Кейси Аффлека обвиняют в домогательствах.

«Я все еще здесь» Magnolia Pictures
«Я все еще здесь»

26. «Братец медвежонок» (2003)

Никто не знает, как Хоакин Феникс попал в эту слегка неловкую историю. Видимо, иногда перед деньгами Disney тяжело устоять. Кенай (Феникс) — юный индеец, который очень не любит медведей, — получает в подарок тотемное ожерелье с изображением медведя: животного, которому он должен подражать, «чтобы стать мужчиной». Вскоре брата Кеная убивает медведь, не добавляя ему любви к этим животным, а затем Кенай сам становится медведем и узнает медведей с другой стороны. Не самый плохой сюжет, но главное здесь то, что Хоакин Феникс, признанный актер и богемный персонаж, 85 минут озвучивает мультяшного медведя; оно того стоило.

«Братец медвежонок» United Archives/Legion Media
«Братец медвежонок»

25. «Запретная дорога» (2007)

Мягко говоря, посредственный фильм, где Хоакин Феникс играет отца, одержимого смертью сына, погибшего под колесами машины, водитель которой скрылся с места преступления. Играет он хорошо, но смотреть фильм тяжело — даже не потому, что он очень мрачный, а потому, что сценарий написан из рук вон плохо. Феникс делает что может, но этого недостаточно.

A.F. ARCHIVE / Legion Media
«Запретная дорога»

24. «Команда 49: Огненная лестница» (2004)

В последнее время Феникс снимается исключительно в больших дорогих проектах, так что фильм «Команда 49» — это и правда удивительно. Феникс здесь играет молодого и горячего новичка в дружной команде пожарных (один из них — как ни странно, Джон Траволта). Картина, вероятно, понравилась зрителям — это классическая американская история о том, как несколько друзей пьют виски, тушат пожары и спасают людей. Несмотря на это «Команда 49» вряд ли займет в карьере Феникса почетное место.

«Команда 49: Огненная лестница» United Archives/Legion Media
«Команда 49: Огненная лестница»

23. «Поворот» (1997)

Далеко не лучшая работа Оливера Стоуна и в целом довольно неприятный фильм. Но Феникс умеет выбирать роли. Странный акцент, инициалы, выбритые на затылке, — герой Хоакина напоминает персонажей, которые в начале 2000-х принесут ему славу. К тому же Феникс явно вдохновлялся Джонни Кэшем (а в кульминационной сцене на заднем плане вообще крутится Ring of Fire).

United Archives/Legion Media
«Поворот»

22. «Мишени» (1998)

Самое запоминающееся, что есть в этом фильме, — Винс Вон в роли серийного убийцы. Феникс играет провинциального неудачника, которого из-за череды комических ошибок принимают за маньяка. Хоакина сажают в тюрьму агенты ФБР, но он сбегает и отправляется на поиски настоящего убийцы. Режиссер Дэвид Добкин с тех пор снял несколько фильмов гораздо лучше, включая «Агенты А.Н.К.Л.» 2015 года, но за «Мишенями» закрепилась слава несколько безумного и невнятного культового кино.

PictureLux / Legion Media
«Мишени»

21. «Таинственный лес» (2004)

Ужасный фильм — настолько плохой, что даже хорошо. Исторический триллер М Найта Шьямалана не получился бы без Феникса в роли раненого возлюбленного главной героини. Та отправляется в путешествие через зловещий лес, чтобы добыть лекарства для Феникса. Хоакин в роли прикованного к постели героя-любовника очень хорош, но неожиданная концовка превращает его роль из очаровательной в зловещую. Фильму 20 лет, но если вы вдруг его не смотрели, мы не будем ничего говорить про концовку.

Moviestore Collection/ Legion Media
«Таинственный лес»

20. «Форс-мажор» (1998)

imago/Legion Media
«Форс-мажор»

Здесь Хоакин Феникс играет американца, попавшего в малазийскую тюрьму за наркотики, забытые друзьями, которые улетели в Нью-Йорк. Эти друзья чудесным образом ни о чем не подозревают, пока сестра Хоакина, делающая вид, что она не сестра Хоакина, не заманивает их обратно в Малайзию — для того чтобы Феникс был не единственным обвиняемым и спасся таким образом от смертной казни. Еще у нее роман с Винсом Воном. В конце концов судья, раздраженный тем, в каких выражениях американская пресса освещает процесс, все-таки велит казнить Хоакина, а Винсу Вону присуждает тюремный срок. Драматичное, мрачное, страдающее от культурной близорукости кино.

19. «Солдаты Буффало» (2001)

Alamy/Legion Media
«Солдаты Буффало»

Хоакин Феникс играет Рэя Элвуда, американского солдата, расквартированного недалеко от Берлинской стены, которой осталось стоять совсем недолго. Элвуд — плохой парень, который приторговывает на черном рынке оружием и варит наркотики на казарменной кухне. Когда на базу прибывает сержант, намеренный навести порядок и не брать при этом пленных, герой Феникса вступает с ним в схватку, чтобы отстоять свой образ жизни. Фильм не такой глубокий, каким хочет казаться, но Феникс здесь пускает в ход всю свою фирменную харизму.

18. «Перо маркиза де Сада» (2000)

imago/Legion Media
«Перо маркиза де Сада»

Первая по‑настоящему важная роль в карьере Феникса — исторический персонаж, католический священник, который после Великой французской революции стал депутатом. Хотя здесь он в тени Джеффри Раша, играющего де Сада (и номинированного за эту роль на «Золотой глобус»), Феникс достойно справляется со своей ролью священника и реформатора французских психиатрических лечебниц.

17. «Родители» (1989)

Alamy/Legion Media
«Родители»

Хоакина в этом классическом фильме Рона Говарда почти нет (и в титрах он не Хоакин, а пока еще Лиф). Но он здесь почти такой, каким мы его знаем сейчас: немного загадочный, как будто одержимый чем-то — тот тип тихого ребенка, который заставляет родителей волноваться. У этого мальчишки-подростка есть секрет, разгадать который может только глуповатый бойфренд его сестры, которого играет Киану Ривз, пока еще не превратившийся в героя боевиков. Дело, разумеется, во взрослении. Феникс мастерски передает отчуждение подростка, чье тело меняется, и которому в конце концов становится легче благодаря мастурбации, если мы правильно поняли концовку. В общем, идеальная роль для Хоакина Феникса.

16. «Хозяева ночи» (2007)

imago/Legion Media
«Хозяева ночи»

Криминальная драма Джеймса Грэя вновь собирает вместе Хоакина Феникса и Марка Уолберга. Уолберг — полицейский, Феникс — его непутевый, но в сущности хороший брат, твердо настроившийся на беззаботную жизнь хозяина ночного клуба. Уолберг пытается выполнить свой долг перед семьей, любимой женщиной и начальством, но все запутывается, когда Феникс ввязывается в конфликт между нью-йоркской полицией и русской мафией. Феникс не дает этому запутанному сюжету развалиться и мастерски играет человека, воюющего не только с миром, но и самим собой.

15. «Ярды» (2000)

Alamy/Legion Media
«Ярды»

Действие первого фильма Джеймса Грэя разворачивается на фоне нью-йоркского метро. В центре повествования — молодой человек по имени Лео (Марк Уолберг), который возвращается домой в Нью-Йорк, отсидев в тюрьме. Он устраивается работать в вагоноремонтную мастерскую своего родственника, но связывается с бандитами из-за бойфренда своей двоюродной сестры. Феникс убедительно играет неприятного, самоуверенного типа, и его персонаж практически источает скользкую харизму, которая не может не привести к катастрофе. Финальная сцена — схватка, полная ревности, гнева и отчаяния, — очень хороша.

14. «Отель «Руанда» (2004)

Не самый тонкий фильм — многие сцены здесь сделаны в лоб. Но это с лихвой искупается основным посылом. Сюжет основан на реальной истории — во время геноцида 1994 года в Руанде менеджер дорого отеля, принадлежащего европейской компании, спасает около тысячи человек, спрятав их на территории своей гостиницы. Снаружи разворачивается резня — в течение ста дней погибают от 500 тысяч до 1 млн человек. Дон Чидл и Софи Оконедо, сыгравшие менеджера и его жену, заслуженно получили львиную долю признания за фильм. Но Феникс в роли циничного американского журналиста, вместе с другими белыми бросающего укрывшихся в отеле черных на произвол судьбы, тоже произвел на критиков впечатление.

imago/Legion Media
«Отель «Руанда»

13. «Умереть во имя» (1995)

Фениксу здесь 19, но он держится наравне с Николь Кидман (кстати, одна из лучших ролей в ее карьере). Этот фильм Гаса Ван Сента — история о ведущей прогноза погоды из маленького городка, мечтающей о большем и готовой на многое, чтобы достичь своих целей. Маллет, джинсовая жилетка металлиста и мрачный блеск в глазах при виде героини Кидман — Феникс превращает клишированный сюжет в многомерную историю о молодом человеке, завороженном женщиной, сияющей гораздо ярче, чем он сам. Для молодого актера это неожиданно глубокая и аккуратная работа, и Феникс умело показывает, как трансформируются чувства его персонажа по мере того, как тот понимает, что героиня Кидман им манипулирует. Большая часть славы (заслуженно) досталась Кидман, но Феникс добавляет этому фильму необходимой эмпатии и глубины.

Alamy/Legion Media
«Умереть во имя»

12. «Знаки» (2002)

Проблема с этим фильмом в том, что Хоакину Фениксу не обязательно было в нем сниматься. Он играет старшего брата (или родственника? или просто работника?) на ферме Мэла Гибсона; вскоре там начинают появляться круги на полях, и случается инопланетное вторжение. Убойный фильм. И хотя Феникс там, в общем, не нужен, это полностью его кино. Процентов 80 экранного времени он держит на руках детей Мэла Гибсона, а остальные 20 пытается понять, что собираются делать инопланетяне (вторгаться, конечно), но каким-то образом перетягивает на себя все внимание.

Alamy/Legion Media
«Знаки»

11. «Гладиатор» (2000)

Как и все остальные актеры в «Гладиаторе», Феникс выглядит как обычный современный человек, почему-то застрявший в Риме, в условном 100-м году нашей эры. Ни единой убедительной детали в его императоре Коммоде нет, но надо отдать Фениксу должное — его героя очень легко возненавидеть. К 2020 году сюжет о том, как закомплексованный большой ребенок без лидерских задатков нечестным путем получает контроль над сверхдержавой, стал почти пророческим.

imago/Legion Media
«Гладиатор»

10. «Джокер» (2019)

Хоакин Феникс показывает самые темные стороны знаменитого злодея из вселенной DC, настолько убедительно, как это удалось только Хиту Леджеру. Феникс делает из экранизации комикса пугающе реалистичную картину, изображая персонажа, все глубже погружающегося в психоз, изгнанного из социума. В то же время или сам режиссер, или исходный материал вынуждают актера возвращаться в кинокомикс, и это одно из главных противоречий картины. Будь это просто история о человеке, разбитом обстоятельствами и сходящем с ума, оказалась бы она настолько же популярной? Мы не найдем ответа на вопрос, но точно известно другое: экранизация истории злодея из комикса с Хоакином Фениксом стала одним из самых успешных фильмов в своем жанре за всю историю.

Alamy/Legion Media
«Джокер»

9. «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (2018)

Ребенком я обожал комиксы Джона Каллахана. Они были куда остроумнее и злее, чем другие, публиковавшиеся в воскресных газетах. Но я даже не догадывался, что фирменный стиль художника, его вдохновение берут начало в личной трагедии: в 21 год Каллахан стал жертвой ДТП и оказался прикован к инвалидному креслу. В экранизации мемуаров Каллахана, снятой Гасом Ван Сентом, Феникс играет карикатуриста, страдающего одновременного от алкоголизма и от инвалидности. В фильме также снялись Джона Хилл, Джек Блэк и будущая невеста Феникса Руни Мара.

«Не волнуйся, он далеко не уйдет» imago/Legion Media
«Не волнуйся, он далеко не уйдет»

8. «Врожденный порок» (2014)

Редкий режиссер способен показать Лос-Анджелес 1970-х лучше, чем это сделал Пол Томас Андерсон. Выросший в Калифорнии, он мастерски передает настроение и темп жизни на Западном побережье той эпохи. Но даже с учетом этого после просмотра «Врожденного порока» в памяти остается не потрясающий сценарий и даже не прекрасно подобранные, яркие костюмы его героев. Нет, в памяти остается герой Хоакина Феникса — кажется, последний хиппи на Восточном побережье после кошмара, учиненного бандой Мэнсона. В портфолио Феникса достаточно сильных ролей, в которых он сделал ставку на свою способность демонстрировать уязвимость, и многие упомянуты в этом рейтинге. Но ни одна из них не засела в моей памяти так крепко, как эта, талантливо подчеркнутая операторской работой Роберта Элсвита.

 Alamy/Legion Media
«Врожденный порок»

7. «Роковая страсть» (2013)

Начало ХХ века. Молодая польская иммигрантка Ева ищет в Америке лучшей жизни, но оказывается втянута в занятия проституцией — персонажем по имени Бруно в исполнении Хоакина Феникса. Он играет очевидного злодея, сутенера, в первую очередь озабоченного своим благосостоянием, и не задумывающегося о том, какую ужасную цену платят за это окружающие его люди. Но тем не мене Хоакину удается показать и другую сторону своего героя: Бруно увлекается Евой, возникает сложный эмоциональный конфликт, и актеру удается заставить зрителя если не поставить себя на его место, то хотя бы понять злодея. И это только усугубляет разворачивающуюся драму.

Alamy/Legion Media
«Роковая страсть»

6. «Братья Систерс» (2018)

Дикий Запад. Герои Хоакина Феникс и Джона Райли — братья-ковбои, преследующие беглеца. Персонаж Феникса — пьяница и бестолочь, герой Райли — ответственный, эмоционально привязанный к брату. По ходу фильма Феникс пересекает грань между веселой буффонадой и внутренней агонией. Его персонаж — настоящий бешеный пес, не знающий пощады к другим, склонный к резким перепадам настроения и мучимый травмой из-за убийства отца.

Alamy/Legion Media
«Братья Систерс»

5. «Любовники» (2011)

Пожалуй, лучшая из четырех совместных работ с режиссером Джеймсом Грэем. В «Любовниках» Феникс играет молодого болезненного нью-йоркского еврея Леонарда, после попытки самоубийства проходящего лечение в психиатрической клинике. Вернувшись домой, Леонард оказывается в любовном треугольнике и разрывается между заботливой, спокойной Сандрой и красоткой Мишель. Как и сам фильм, Леонард мечется между опьяняющей страстью и леденящей трезвостью, а сделанный им выбор демонстрирует и жестокость любви, и трагедию человека, вынужденного согласиться на меньшее, чем то, о чем он мечтал.

Alamy/Legion Media
«Любовники»

4. «Тебя никогда здесь не было» (2018)

Фильм Линн Рэмси рассказывает о бывшем военном, спасающем несовершеннолетнюю дочь сенатора из сексуального рабства. Герой Феникса не говорит почти ни слова за весь фильм, но многое показывает: в каждом кадре экс-военный Джо — будто бомба, готовая взорваться в любой момент. Его герой жесток, но в то же время трогателен — это особенно заметно в сценах, в которых Джо заботится о болеющей матери. Не говоря ни слова, Феникс показывает глубоко погребенное измученное сердце, его гнев, страдания и травмы.

Entertainment Pictures/Legion Media
«Тебя никогда здесь не было»

3. «Переступить черту» (2005)

Сложность в том, чтобы изобразить на экране Джонни Кэша, легендарного музыканта, любимчика Америки и символа протеста, заключается еще в и необходимости исполнять его песни — искренне, неподдельно, так, как это делал Кэш перед миллионами своих фанатов. И Феникс справился с этой задачей поразительно хорошо. Он перенес на экран и узнаваемые жесты, и мимику певца, а кроме того, смог передать его боль, вдохновлявшую его на написание песен.

imago/Legion Media
«Переступить черту»

2. «Мастер» (2012)

В «Мастере» есть пугающая сцена, которую я часто вспоминаю. Герой Филипа Сеймура Хоффмана остается один на один в темной комнате с персонажем Хоакина Феникса. И хотя режиссер Пол Томас Андерсон никогда не утверждал, что «Мастер» — это фильм о сайентологах, очевидно, что лента вдохновлена трудами Рона Хаббарда (запрещен в России. — Esquire). И эта сцена отражает то, что происходит с последователями церкви. Хоффман задает Фениксу глубоко личные вопросы о его жизни. Ему нужно отвечать только правду, при этом он не должен моргать. Контроль Феникса над своим персонажем невероятен — его глаза напряжены, они дергаются, но он ни разу не моргает. И поддерживая непрерывный зрительный контакт зарывается в самые мрачные секреты своего персонажа; признается в убийстве и инцесте. Эта жуткая сцена — один из самых впечатляющих примеров актерской игры, которые я когда-либо видел. «Мастер» принес Фениксу номинацию на «Оскар» в 2012 году. И остается одной из лучших его работ.

imago/Legion Media
«Мастер»

1. «Она» (2013)

Гениальный и недооцененный фильм Спайка Джонза о человеке, влюбленном в голосового помощника — вроде Siri, — озвученного Скарлетт Йоханссон. Это история об одиночестве в цифровую эру: «Она» анализирует романтизацию и растущую привязанность к окружающим нас гаджетам. Несмотря на это фильм в первую очередь о человечности, а не о технологиях — во многом благодаря игре Хоакина Феникса. Нередко актер в кадре совсем один, разговаривает сам с собой — и со своим голосовым помощником. Но Фениксу и не нужен еще актер на площадке, чтобы раскрыть свои чувства. Он демонстрирует удивительный диапазон эмоций: боль, любовь, одиночество, которое переживаем мы все. Одна из самых пророческих работ 2010-х, которая со временем становится только более значимой.

Alamy/Legion Media
«Она»