• 8 фильмов с фестиваля Sundance

«Минари» / Minari

Победитель фестиваля — что-то среднее между «Древом жизни» и «Отрочеством», только о семье корейцев, пытающихся пустить корни в США. Рассказчик — ребенок, поэтому очень грустная история часто кажется нежной и теплой. И, как и в прошлогоднем «Прощании» о китайцах, здесь есть очаровательная бабуля.

«Никогда, редко, иногда, всегда» / Never Rarely Sometimes Always

«Джуно» наоборот: тяжелая и страшная история двух старшеклассниц, которые едут из Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы одна из них могла сделать аборт. С призами не только из «Сандэнса», но и из «Берлина».

«Дядя Фрэнк» / Uncle Frank

«Зеленая книга» этого года — дорожная трагикомедия о нью-йоркском гее (Пол Беттани) и его племяннице студентке (София Лиллис из «Оно» и «Острых предметов»), которые едут в американскую глушь на похороны отца своего дремучего и жестокого семейства. Любовь, разумеется, победит, но по пути зрителя будет трясти.

«Падение» / Falling

Режиссерский дебют Вигго Мортенсена, который наделал на «Сандэнсе» не меньший фурор, чем «Дикая жизнь» Пола Дано два года назад. И снова история распада семьи, отразившаяся в зрачках ребенка. Но в этот раз сюжетных линий две — и в в одной из них уже повзрослевший сын (сам Мортенсен) несет на себе, как крест, тело своего обезумевшего отца (Лэнс Хенриксен). Старик — садист, гомофоб, токсичный мачо и попросту деспот, а бросить его нельзя. Хмурый, но невероятно живописный фильм.

«Ширли» / Shirley

Нетривиальный байопик: поскольку героиня — бабушка жанра хорроров Ширли Джексон, то и фильм о ней кажется психологическим триллером с размахом «Сияния». В главной роли — теперь уже без оговорок великая Элизабет Мосс.

Читайте также: "Ширли" и еще 5 лучших психодрам о выдающихся писателях на грани нервного срыва

«Зависнуть в Палм-Спрингс» / Palms Springs

Первоклассная романтическая комедия с Кристин Милиоти из «КЯВВМ» и Энди Сэмбергом из «Бруклина 9−9″. Фильм уже окрестили «Днем сурка» для тридцатилетних, и это чистая правда: герои встречаются на чужой свадьбе, иронизируют по поводу происходящего, прячут друг от друга свои травмы, дурачатся, влюбляются, а потом заново просыпаются на той же свадьбе. И так вплоть до титров.

«Гнездо» / The Nest

Еще один «Сувенир» (помните такой фильм с дочкой Тильды Суинтон?) от «Сандэнса» — безжалостная драма о моральном и финансовом банкротстве красивейшей семьи на фоне благополучия и тщеславия сытых 1980-х. В главных ролях — Кэрри Кун и Джуд Лоу, которому в последнее время очень идет играть слабых мужчин, изуродованных амбициями и страхом. Обязательный фильм для всех, кого ранил сериал «Безумцы».

«Зола» / Zola

Основанная на реальных событиях (и серии невероятных «твитов») трэш-одиссея, после которой «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» можно переводить в разряд детской литературы. Стриптизерша, проститутка, сутенер и бойфренд-наркоман колесят по Флориде в поисках заработка, а находят приключения одно абсурднее и тошнотворнее другого. Райли Кио вновь напоминает, кто самая безбашенная оторва Голливуда.

  • Один суперблокбастер

«Довод» / Tenet

А кто еще? Да, для начала надо сказать, что никакое это не «Начало» — и про человеческие чувства Нолан в этот раз в целом забыл. Но вся остальная его магия ведь на месте.

  • 7 фильмов от Netflix

«Манк» / Mank

История создания «Гражданина Кейна» от Дэвида Финчера, который сам десять лет назад снял «Гражданина Кейна» (речь идет о фильме «Социальная сеть», которую часто называют «Гражданином Кейном» XXI века). Лучший в этом году фильм о механике Голливуда и потрясающий этюд о человеческом достоинстве от Гэри Олдмана. Надеемся, отец Дэвида Финчера Джек получит посмертный «Оскар» за лучший сценарий.

Читайте также: Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца

«Суд над чикагской семеркой» / The Trial of the Chicago 7

История о том, как американские хиппи хотели перевернуть мир, а оказались на скамье подсудимых. «Союз спасения» от Аарона Соркина — главного идеалиста, оратора и при этом центриста в американском кино. В этот раз автор, увы, забыл, что в суде действует принцип состязательности сторон. Но актерские работы и диалоги все равно бесподобны. А сам фильм — почти что «12 разгневанных мужчин» наших дней.

«Элегия Хиллбилли» / Hillbilly Elegy

Духоподъемный фильм о семье реднеков из предгорий Аппалачи, напоминающий, что Netflix смотрят не только либералы из мегаполисов. Гленн Клоуз и Эми Адамс здесь на сто голов выше предложенного им материалам — и это скорее хвала актрисам, чем упрек материалу: с ним все в порядке.

«Ма Рейни: Мать блюза» / Ma Rainey’s Black Bottom

Грандиозная актерская работа Виолы Дэвис в байопике, неровности которого заметят лишь знатоки блюза. Остальных сокрушит мощь героини, голос которой перекрывает даже «ревущие» двадцатые годы в Чикаго.

«Думаю, как все закончить» / I’m Thinking of Ending Things

Фильм-головоломка о любви, времени, творении и мучении от Чарли Кауфмана. Всем, кто с этим тревожным сном гениального разума справится, «Довод» уже как будто бы и не страшен.

«Пятеро одной крови» / Da 5 Bloods

Неожиданно скромно продвигаемый в конце года военный эпос Спайка Ли с покойным Чедвиком Боузманом, безумным возвращением ветеранов во Вьетнам и всеми прелестями «джоинтов» от режиссера, который знает лишь два режима общения с миром: ненависть или любовь. В этот раз любви вышло побольше.

«Дьявол всегда здесь» / The Devil All the Time

Американская семейная сага, накал ужаса в которой часто приближается к «Кладбищу домашних животных» Стивена Кинга. Отличный дебют Тома Холланда в по-настоящему взрослом кино. Наконец-то вернувшийся из царской России Джейсон Кларк. Как всегда, божественная Райли Кио. И попросту главный фильм года про Бога — а вы ведь его в этом году вспоминали, не так ли?

  • Два ужастика — и оба, опять же, с «Сандэнса»

«Ночной дом» / The Night House

Гремучая смесь «Привидения» (потому что покойный муж заглядывает к собственной вдове) и «Сияния» (потому что вдова пьет и безумствует), которая в этом году заставила журналистов на «Сандэнсе» стыдливо прятаться во время показа в своих телефонах — мол, у все много важных дел. А на самом деле это просто было очень страшно. Ребекка Холл — новая Шелли Дюваль!

«В чужой шкуре» / Possessor

В будущем киллеры учатся дистанционно управлять телами людей, чтобы поближе подбираться к жертвам — как грибы из The Last of Us, подчинявшие носителей своей воле. А в настоящем Брендон Кроненберг доказывает, что он еще более нефильтрованный, чем его отец: столько омерзительного, но завораживающего насилия на «Сандэнсе» не было со времен «Пирсинга».

  • Три фильма из Южной Кореи

«Время охоты» / Sanyangui sigan

Киберпанк-боевик с Берлинского кинофестиваля, городские перестрелки в котором звучат даже громче, чем в «Схватке» Майкла Манна. Сюжет при этом такой же банальный, как в «Харли Дэвидсоне и Ковбое Мальборо»: молодые ребята пытаются провернуть последнее дело и оказываются на прицеле у матерых стрелков. И все это в опустевшем мире будущего. Брутальная красота.

«Избави нас от лукавого» / Daman akeseo guhasoseo

Тоже полное собрание штампов: бывшие спецназовцы и мстительные киллеры, последние задания и опрометчивые обещания. Но как только начнется стрельба, вспомнится индонезийский «Рейд».

«Женщина, которая убежала» / Domangchin yeoja

Всем, кому хочется научиться слушать женщин, срочно нужно на прием к режиссеру Хон Сан Су и четырем его героиням.

  • Два мультфильма

«Вперед» / Onward

История про условные восьмидесятые в мире, где все как у нас, но только нас нет, а есть эльфы, кентавры, мантикоры и прочие персонажи из пыльных коробок с Dungeons & Dragons. Вместо джаза в этом мире магия, и она — слышишь? — умирает. Но два нелепых брата-подростка с голосами Криса Пратта и Тома Холланда попробуют ее спасти, чтобы повидаться с покойным отцом. Проходной мультфильм для большинства, но крепкое объятие для всех, кто был в похожей ситуации.

«Душа» / Soul

Тоже история про Pixar, и тоже про смерть. Джазмен, которому только-только стало везти в жизни, падает в колодец — а в себя приходит в небесной канцелярии, где тренируются перед отправкой на Землю души людей. Невероятно воодушевляющая эта ваша «Душа» — сразу после нее хочется перепроверить, занимаешься ли ты любимым делом и в силах ли помочь кому-то еще такое дело найти?

  • 7 лучших фильмов Европы

«Прощай, Советский Союз» / Goodbye Soviet Union (Эстония)

Похожий разом и на фильмы Уэса Андерсона, и на сериал «Очень странные дела» роман воспитания о советских восьмидесятых глазами эстонских, финских и чеченских (да, чеченских!) детей. Вместо Демогоргона — Крокодил Гена, вместо Joy Division — Алла Пугачева, вместо страшилок про Империю зла — Афганистан и Чернобыль. А в остальном все то же самое: волнение первой любви, отвага подлинной дружбы и радость незнания настоящей жизни. Нежнейшее кино, ради одного которого в этом году стоило ехать на фестиваль «Черные ночи» в Таллине и неделю отсиживаться там в карантине перед единственным днем на солнце.

«Ундина» / Undine (Германия, Франция)

Современная сказка о любви промышленного ныряльщика и русалки из музея. Режиссер — Кристиан Петцольд, так что кроме кристально чистой любви в фильме много мутной воды. После титров с трофеями вынырнут только настоящие знатоки Берлинской школы кино.

«Ночной конвой» / Police (Франция)

Французская полицейская драма о трех жандармах, у которых есть всего несколько часов, чтобы решить, как быть с политическим беженцем, которого они должны отвезти в аэропорт. Потрясающий этический триллер.

«Голос перемен» / Small Axe (Великобритания)

Состоящий из нескольких полноценных фильмов мини-сериал Стива Маккуина о том, как в Великобритании 1970-х формировалось — и боролось за свое право на достойную жизнь — сообщество выходцев из бывших английских колоний. Назвать этих людей англо-африканцами — значит все перепутать: этот термин как раз-таки закрепился за белыми колонистами на черном материке. Да и индусы играют в альманахе Маккуина важную роль. Но в конечном счете «Голос перемен» и не про расу, а про активизм, умение объединяться, верность идеалам. напряженный труд ради других и пресловутое «лучше жить стоя, чем умереть на коленях». Никогда не лишнее кино.

«Эмма» / Emma (Великобритания)

Остроумнейшая экранизация романа Джейн Остин, который, между прочим, в свое время ловко играл с воображением читателя. Привыкшая к рассказам либо от третьего, либо от первого лица публика не понимала, когда Эмма переключает одно на другое и что на самом деле чувствуют и думают герои. Фильм воспроизводит этот радостный переполох безупречно — и заставляет зрителя пучить глаза, конкурируя с играющей Эмму юной богиней Аней Тейлор-Джой. А это непросто!

«Еще по одной» / Druk (Дания)

Датский фильм про выпивку, который к концу года сам стал похож на выпивку: вроде бы и видеть ее уже невозможно, но и со стола убирать жалко. Есть ощущение, что Томаса Винтерберга в этот раз немножко перехвалили. Но зато какой финальный танец здесь выдает Мадс Миккельсен!

«Милостивая ночь» / Gracious Night (Финляндия)

Лучший фильм года про карантинное бытие — драма финского философа Мики Каурисмяки про бар, который нарушил запреты и в Вальпургиеву ночь открыл свои двери для всех, кому отчаянно хочется выпить. Все, что было у нас на уме в этом году, выплеснуто в этом фильме — жаль только, что его никто не видел.

  • И три фильма вне категорий

«Зла не существует» / There is No Evil

Иранский победитель Берлинского кинофестиваля, описывающий будни — именно что будни — людей, которые вынуждены держать и казнить в тюрьмах других людей. Все фильмы в этом списке так или иначе разбивают сердце, но этот еще и парализует волю. Смотрите осторожно, но смотрите — это важно.

«Первая корова» / Fisrt Cow

Добрейшее американское кино оттуда же, из Берлина. Сказка про двух покорителей Америки, придумавших кормить остальных покорителей Америки сладкими пышками, сделанными на молоке первой на материке коровы. Фильм не только иронично и при этом с состраданием описывает жизнь людей, оказавшихся на краю света, но и устанавливает какие-то невероятные отношения с природой, травой и листвой — в последний раз такое было в «Не оставляя следов» Дебры Граник. А еще «Первая корова» — это волшебство, тепло и простота. Не фильм, а стакан парного молока.

«Земля кочевников» / Nomadland

В конце этого пафосного и всеобъемлющего списка надо признаться, что в нем есть один фильм, который мы так и не посмотрели. Но судя по «Золотому льву» в Венеции, первым наградам гильдий, котировкам перед «Оскаром» и выражению лица Фрэнсис Макдорманд на постере, мы будем идиотами, если не закончим статью «Землей кочевников» Хлои Чжао. Спасибо, что дошли до этого места. С Новым годом!