T

Дарья Фомина

ФИО

ПРОФЕССИЯ

Художник по костюмам

РАБОТЫ

«Эпидемия»

«Полярный»

«Перевал Дятлова»


«Когда в команде такая атмосфера, когда режиссер и оператор тебе доверяют — получается нечто волшебное»

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/album/6YhEU4O9ip0cp3Cm70mgLU" width="300" height="80" frameborder="0" allowtransparency="true" allow="encrypted-media"></iframe>

Со стороны кажется, что профессия художника по костюмам в кино — это праздная прогулка по бутикам, каждый из которых жаждет одарить киноиндустрию лучшими костюмами, причем совершенно безвозмездно. На деле это сложный (не только логистически, но часто и физически) труд, а компетенция специалиста включает, например, не самые очевидные способы обращения с медвежьей шкурой. Дарья Фомина — художник по костюмам сериалов «Эпидемия» и «Перевал Дятлова» — с самого детства мечтала о работе с одеждой, а о работе в кино даже не задумывалась. Но эти пути пересеклись. Даша рассказала о том, как это произошло и почему не спать по ночам из-за работы — здорово.

Художник по костюмам в кино — как ты попала в эту профессию?

С самого детства я хотела стать модельером, но мне это сложновато давалось, потому что мама меня отправляла на все возможные курсы, кроме рисования. Я никогда не ходила в художественную школу, хотя всю жизнь об этом мечтала. И до сих пор мечтаю. Периодически покупаю себе какие-то курсы, и, конечно, на них в итоге не хватает времени. В школе я подумала, что защищать людей куда прикольнее, чем их одевать, и оканчивала школу уверенная, что пойду учиться на юриста. Потом меня опять резко переклинило, и я вспомнила о своем желании стать модельером. Когда ты чего-то очень сильно хочешь, то тебе дают шанс это сделать. Подруга позвала меня на съемки ток-шоу ассистентом стилиста. Так у меня началась история с одеждой. В какой-то момент я вымоталась, устала и все бросила. Такой перерыв был где-то на четыре года.

Чем занималась в перерыве?

Всем, чем могла, — устраивала мероприятия, играла в покер, бездельничала, шила игрушки, еще что-то делала. А потом меня опять осенило, я попала в кино — костюмером. Вышла на сериал «Физрук» и начала с самой простой должности костюмера на площадке. И уже потом закрутилось, завертелось.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1672,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":836,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

А почему ты решила вернуться?

Потому что одежда приносит мне удовольствие. Я работала на съемках клипов, фотосессий, но не в кино. Когда ты делаешь какие-то разовые фотосессии — это больше история про моду. А костюмы в кино — это психология героя, они могут и не быть суперстильными или суперинтересными. Это абсолютно другой подход, и он меня, конечно, полностью захватил. Иногда работа не дает мне спать по ночам, и это здорово. Может, моя следующая картина вообще будет полным провалом — ну, и хорошо, я пойду дальше, узнаю что-то новое. Мне кажется, в тот момент, когда работа станет обыденностью, я охладею и больше не смогу сказать или сделать ничего нового. К этой профессии, конечно, можно относиться и как к бизнесу, но это не про меня.


Может, моя следующая картина вообще будет полным провалом — ну, и хорошо, я пойду дальше, узнаю что-то новое.

Расскажи, пожалуйста, о сложностях работы костюмера?

По разным логистическим причинам сцены снимаются не в порядке финального монтажа, поэтому бывают забавные случаи. Как-то раз я спросила актера: «Мне надо тебя испачкать. Как бы ты сейчас упал, если был бы в говно?» Сцену его падения снимали через пару дней, а тогда нужно было снять последствия этого падения и заранее правильно испачкать брюки. Бывают иногда случаи, когда говорят: «Ну ты капни немножко крови на рубашку», а потом, когда мы снимаем драку, там просто мясо. В предпоследнем проекте я подошла к актеру с ножом и говорю: «А ты бы как отрезал себе штанину, если бы тебя покусали?» Он на меня смотрит, как на идиотку, и говорит: «Этим? Никак». Оказалось, что реквизиторы случайно дали мне тупой нож. Таким не то что штанину от комбинезона, воздух не порежешь. Иногда в кино есть некий баланс абсурда. (Смеется.)

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1564,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":782,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Расскажи какую-нибудь особенно выдающуюся историю?

Алтай, граница с Монголией, село Кош-Агач. Режиссер просит меня найти медвежью шкуру. И говорит, что в кадре она должна блестеть. Добиться этого можно, только намочив шкуру, а я как назло выбрала ту, которая никак не мокла. В общем, я взяла машинное масло, залила им всю шкуру, чтобы все красиво блестело, мы все отсняли, и я бросила ее в костюмерку. А потом опять понадобилась шкура в кадре. И режиссер говорит: «Блин, она какая-то помятая, вы можете ее еще расчесать? Правда, я не знаю, к кому обращаться: к костюмерам или гримерам».

И мы с моей подружкой — художником по гриму взяли расчески, салфетки и начали в пустыне расчесывать шкуру медведя.


Как ты выбираешь проекты? Как понимаешь, где тебе хотелось бы поработать?

Мне кажется, это не я выбираю проекты, а они меня. Сейчас, в данный момент, все проекты очень интересные. Я нашла свою команду, то есть режиссера, который меня приглашает на работу, художник-постановщик практически всегда один и тот же — прекрасная Маша. И как-то так получается, что когда ты находишь своих людей, это уже идет своим чередом. Вот когда-то в меня поверил Паша (режиссер Павел Костомаров) и взял к себе на «Эпидемию» художником. Потом случился «Перевал Дятлова», от которого я сначала отказывалась. А потом мне прислали сценарий военного триллера! Там американская массовка, 1943 год, и хоть я не очень разбиралась в американской военной форме, согласилась моментально.

А почему ты сначала отказывалась от «Перевала»?

Мне было страшно. Я три раза говорила с нашим исполнительным продюсером Петей Шахлевичем, написала ему письмо о том, что в Москве много прекрасных художников, которые сделают эту картину, а у меня нет опыта и времени. Мне и хотелось, и кололось. А потом позвонил Паша Костомаров и сказал: «Даш, не валяй дурака, ну чего ты боишься? У тебя мало времени? А зачем ты его тратишь на отказы? Давай включайся в работу». И я решила, что дорогу осилит идущий.

А страх для тебя — это скорее мотивация?

Да. Глаза боятся, а руки делают.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1672,"y":0,"z":0,"opacity":0.3,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":836,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

А что самое важное в людях, с которыми ты работаешь?

Самое главное — это поймать волну, энергетику. Чтобы люди понимали друг друга без слов. Если и люди, и сценарий, все совпадает, это гениально и прекрасно. Но не всегда так получается. Вот как дятловцы пошли в поход (из сериала «Перевал Дятлова», где Фомина работала художником по костюмам. — Esquire), и кино — это же тоже поход. Иногда чуть-чуть короче, иногда длиннее, но это дистанция. Это жизнь, которую ты проживаешь. Я не делю время на рабочее и нерабочее, не могу прийти домой и выкинуть съемки из головы — пока я работаю над проектом, он у меня в голове 24 на 7.

Когда в команде такая атмосфера, когда режиссер и оператор тебе доверяют — получается нечто волшебное. Магия кино. Это банально, но это так.

А чего ты требуешь в работе от себя самой?

Для меня самое важное на площадке — быть всегда на шаг впереди и все держать под контролем. Предугадать, что скажет режиссер, для меня самое главное. Если вдруг я не успела что-то предугадать, я начинаю себя гнобить.

Расскажи о том, как ты подступаешься к проекту? Как справляешься с огромными задачами?

Какие-то проекты запутаны побольше, какие-то поменьше. Каждый проект нужно медленно распутать, как моток запутавшихся ниток. Как с «Перевалом Дятлова» — когда у тебя переплетаются эпоха, документальная история, жизнь, художественная история, военное время. Главное — не паниковать. Не будет такого, что я щелкну пальцами и за день у меня все оденутся. Большого слона надо есть маленькими кусочками. Решать проблемы по мере их поступления. Я сначала для себя пишу план. У меня есть главные герои, которых я одеваю в первую очередь, и второстепенные. Так у меня было с «Перевалом», потому что времени на подготовку у меня было крайне мало.


В одном интервью ты сказала, что киноиндустрия меняется и сейчас есть очень много людей, которые вдохновлены этим. Как ты оцениваешь эволюцию русского кинематографа?

У нас был большой провал в кино — как в общем-то и во всем остальном. Страна разваливалась. Сейчас мы действуем методом проб и ошибок — учимся снимать кино, ориентируясь на внутреннюю свободу, давая зрителю возможность почувствовать это. В индустрии есть люди, по-настоящему влюбленные в кино. Мне повезло с такими людьми работать, видеть, как они выкладываются на площадке. 

Как ты относишься к неудачам, если они случаются?


Неудачи для меня — это некий опыт. Это надо расценивать не как провал, а как акции в коллекцию. Ну, бывает такое, shit happens. Главное — не отчаиваться и не воспринимать это как конец света. Сегодня нет, завтра да. Все просто.

А когда случается что-то суперкрутое, как ты празднуешь?

Шампанским. Я люблю пузырьки. Это какое-то ощущение праздника, как в детстве. Правда, в детстве я не пила шампанское. (Смеется.)

Режиссер Кирилл Кулагин оператор АРТЕМ Замашной Редактор АЛЛА АЛЕКСЕЕВСКАЯ

Бренд-директор Анастасия Подольская Бренд-менеджер Наталья Зарипова Продюсер Таня Кобец

Ассистент продюсера Анастасия Лисица Стиль Эльмира Тулебаева АССИСТЕНТ СТИЛИСТА АЛЕКСАНДРА СКОПИНА


Макияж и прическа Фариза Ассистент визажиста Ира Грачёва Механик камеры Михаил Моисеев, Игорь Караваев

Долли Баховец Юрий, Берляев Михаил Фокуспулер Светлана Гладилович Звук Артём Панфилов, Семён Дягтерев


ГАФФЕР ЕВГЕНИЙ БАРАНОВ Осветители Сергей Андросов, Андрей Биба Бекстейдж Ксения Турчинская, Лазарь Медведев

Фотограф Яна Давыдова Ассистент фотографа Александр Лосевский Синхронизация материала Михаил Рыцарев

Монтаж Кирилл Кулагин, Игорь Цветков Цвет Дмитрий Литвинов (jojo talent agency)

Сведение звука Семён Дягтерев Дизайн титров Анна Елфимова ДИЗАЙН И ВЕРСТКА АННА СБИТНЕВА

МУЗЫКА THE SOUL SURFERS, YOJO

На Дарье:

Жакет, поло, юбка и мюли, все Miu Miu

 Платье, брюки и мюли, все Louis Vuitton

{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}