T

Слушать кино

Слушать кино

плей-лист режиссера «Китобоя» Филиппа Юрьева

В рамках совместного со Spotify проекта «Слушать кино» Esquire расспросил современных кинодеятелей о том, как они выбирают и воспринимают музыку. В плейлисте режиссера «Китобоя» — американская классика, а также загадочные композиции из фильмов Линча и Джармуша.

Филипп Юрьев

Режиссер 

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/playlist/0ZZE8Zq1B4L8OtmxLJwKmy" width="852" height="380" frameborder="0" allowtransparency="true" allow="encrypted-media"></iframe>

Музыка в кино для меня однозначно о контрасте. На этом был построен весь саундтрек «Китобоя».


В «Китобое» есть знаменитый трек Джули Круз Rockin’ Back Inside My Heart (музыка Анджело Бадаламенти, слова Дэвида Линча, написан для сериала Линча «Твин Пикс») — это одновременно и своеобразная отсылка, и признание в любви к абсолютному дару Линча создавать абсолютно призрачную музыку. Этот трек можно причислить к довольно банальному направлению дрим-поп, но вместе с тем он отзывается внутри на каком-то метафизическом уровне и вызывает тревогу, а не спокойствие.


Вообще Дэвид Линч не просто невероятно талантливый режиссер, он еще гениально работает с музыкой — возьмите любой саундтрек к его фильмам или любой спродюсированный им самим альбом.


Поэтому я люблю трек I’ve Told Every Little Star Линды Скотт из «Малхолланд Драйв». Линч всегда работает на контрасте. Музыка легкая и мечтательная, очень романтическая, но звучит абсолютно вразрез с контекстом сцены. От этого возникает некомфортное ощущение, что, собственно, мне и понравилось. С Бадаламенти у них идеальный тандем, поэтому в плей-листе еще два его трека из фильма «Шоссе в никуда»: Fred’s World и This Magic Moment.

«Твин Пикс»

«Малхолланд Драйв»

«Шоссе в никуда»

Я смотрю на музыку примерно так же, поэтому в «Китобое» я решил использовать исключительно американские композиции. И в этом смысле я могу назвать те отсылки, которые меня очень зацепили.


Определенные мотивы такой рок-н-ролльной музыки звучат в фильмах Аки Каурисмяки — например, L.A. Woman группы Leningrad Cowboys. И опять же в его фильмах очень часто контекст музыки не совпадает с тем, что происходит. Бодрое американское ретро монтируется на фоне каких-то финских спальных районов. Отсюда и возникает вот это чувство несоответствия.


There Is an End — The Greenhornets из фильма «Сломанные цветы» и I Put a Spell on You — Screamin’ Jay Hawkins из «Более странно, чем в раю»: в каком-то таком же ракурсе меня вдохновили интонации Джима Джармуша и то, каким образом он выстраивает музыкальный ряд, чтобы создать целостную атмосферу своих фильмов.

«Сломанные цветы»

«Более странно, чем в раю»

«Таинственный поезд»

Тот же трек Элвиса Пресли Mystery Train в одноименном фильме Джармуша — это такая ностальгия по давно ушедшей эпохе. Сейчас в современности остались потертые мотели и герои, которые приезжают на места жизни и творчества их кумиров-музыкантов. Между нами давно образовалась пропасть. В этой музыке тоже выражена какая-то призрачная оглядка на прошлое.


Paris, Texas Рая Кудера из «Небо над Берлином» и Alice группы Can из «Алиса в городах» — у Вима Вендерса тоже были похожие приемы. Это все единый ключ, то есть они стебутся одновременно над этой музыкой, потому что это все очень далеко от героев. Как будто бы этот рок-н-ролл создает какую-то ностальгию, мечтательность и одновременно чувство постоянной оглядки назад.

«Небо над Берлином»

«Алиса в городах»

«Париж, Техас»

«Париж, Техас»

Mia Outarde Bondon — Dale Cooper Quartet & The Dictaphones — исполнители атмосферного дарк-джаза. Об этой группе мне рассказала моя подруга Вероника, и я ими будто заразился — постоянно слушал на виниле дома. А когда задумывал проект короткометражного черно-белого мистического фильма («Сказка о глухом и волшебной музыке» из цикла «Кошмары музыкантов». — Esquire), все время думал именно об этой музыке.


Родилась она, естественно, под очевидным влиянием Дэвида Линча и его «Твин Пикса» и далее органично перетекла в мою короткометражку. Меня невероятно трогает тот факт, что сам квартет безумно талантливых музыкантов отдал лично мне эту музыку бесплатно. Они увидели фрагмент фильма и просто передали мне возможность использовать музыку, чем я просто невероятно растроган.


The Seeker группы The Who из фильма «Красота по-американски» (режиссер Сэм Мендес), Singin’ in The Rain Джина Келли из фильма «Заводной апельсин» (режиссер Стэнли Кубрик), I Am Born to Preach the Gospel Вашингтона Филлипса из фильма «Мой сын, мой сын, что ты наделал» (режиссер Вернер Херцог) — каждый из этих треков по-своему запечатлел для меня определенные моменты из фильмов, дал нужную эмоцию, направил повествование.

{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}