Спустя неделю после завершения сериала его финал все еще обсуждают в соцсетях — такой зрительской эмоциональной вовлеченности в жизнь придуманных персонажей не случалось, кажется, со времен трансляции «Игры престолов». Главный вопрос, о котором спорят посмотревшие сериал: правильно ли поступила Мейр, когда арестовала настоящего виновника гибели молодой матери-одиночки и рискнула тем самым разорвать родственные и дружеские связи, которые составляли основу Исттауна? Ради зрителей, еще не смотревших сериал, не будем раскрывать интригу, но она довольно типична: это детектив, который строится вокруг тайн маленького городка, где едва ли не у каждого есть мотив навредить ближнему.

Кейт Уинслет Мэйр из Исттауна HBO

Но давайте по порядку: Мейр Шиэн (Кейт Уинслет) служит детективом в полиции Исттауна, крошечного городка в Пенсильвании, где все друг другу родственники, свойственники или хорошие знакомые. Или плохие — это уж как повезет. Если присмотреться внимательнее, обнаружится, что город населяют разные диаспоры: у семьи самой Мейр ирландские корни, а у матери-одиночки Эрин МакМенамин, которую нашли однажды утром мертвой у лесного ручья, — шотландские. Эрин недолгое время встречалась со своим ровесником, мрачным подростком Диланом, похожим на малолетнего преступника. От этой связи у нее остался крошечный сын, на операцию которому она пыталась найти деньги — ребенок родился с повреждением слуха. В последний вечер, когда ее видели живой, она сильно повздорила с новой девушкой Дилана — нахальной импульсивной оторвой Брианной Дель Рассо, родители которой держат итальянский ресторан. Шоураннер Брэд Ингелсби сам родом из Пенсильвании и со знанием дела описывает бытование большой деревни, которой, по сути, и является Исттаун и где разные кланы сосуществуют мирно — но иногда и не очень. В таких местах, где люди сызмальства растут вместе, женятся, разводятся, истерят и дерутся на глазах друг у друга, вроде бы не должно быть тайн. Но они есть: довольно скоро выяснится, что отцом ребенка Эрин мог быть не Дилан и судьба девушки так или иначе связана со многими мужчинами в Исттауне.

Вначале Мейр предпочитает не копать глубоко и сажает за решетку самую очевидную подозреваемую — Брианну. Только чуть погодя выясняется, что Эрин с кем только не встречалась в роковой вечер, включая недавно прибывшего в город священника, на репутации которого есть темное пятно: в его прежнем приходе его подозревали в педофилии. И все-таки Мейр хороший детектив — из тех, что не упекут удобного подозреваемого просто «для галочки», а не успокоятся, пока не докопаются до сути. Ее гложет вина: год назад она так и не нашла пропавшую дочь своей одноклассницы. Девушка исчезла бесследно, а полиция (в лице Мейр!) оказалась тут бессильна. И вот новая напасть — убитая Эрин.

Кейт Уинслет Мэйр из Исттауна HBO

Сама Мейр — из тех женщин, кто держит мир на своих плечах, она глава большой семьи, которую поразила трагедия: ее старший сын, страдавший нервным расстройством и наркотической зависимостью, покончил с собой — повесился на чердаке их дома. От него остался сын, любимый внук Мейр. И как раз сейчас, когда благополучие Исттауна под вопросом, потому что кто-то преследует девушек-подростков, и Мейр должна быть в тонусе, бывшая невестка хочет отсудить опеку. Так что когда начальство подсовывает Мейр «в помощь» абсолютно бесполезного и неопытного напарника Колина (Эван Питерс), ей стоит большого труда держать себя в руках и не срываться на парня.

Итак, перед нами густонаселенный детектив со множеством сюжетных линий, где каждая серия по традиции завершается старым добрым клифхэнгером — нам подсовывают все новые и новые версии того, кто причастен к смерти Эрин и пропаже других девушек-подростков. Чтобы разнообразить сюжет, Брэд Ингелсби и режиссер сериала Крейг Зобел собирают его едва ли не из всех известных клише детективного жанра. Здесь есть и убитая на лесной опушке Лора Палмер, и красноречивый оммаж «Молчанию ягнят», где Мейр попадает в логово маньяка-похитителя. Да и сам центральный образ уставшего, во всем разуверившегося копа, в руке у которого бутылка пива, а в душе осень, отсылает к суровым героиням сканди-нуара и к экзистенциальной тоске Раста Коула из «Настоящего детектива».

Кейт Уинслет Мэйр из Исттауна HBO

Но одухотворяет сериал, состоящий, как матрешка, из вставленных друг в друга сюжетных клише, изумительная Кейт Уинслет, для которой роль Мейр едва ли не лучшая за всю карьеру. Она играет уставшую от жизни тетку с неизбывной травмой в душе так, что глаз не оторвать от ее некрасивости, неряшливой прически и глубоких морщин. И когда ее героиня согнется под тяжестью неба, которое лежит на ее плечах, и наломает дров (говоря протокольным языком, превысит служебные полномочия), — мы поймем и не осудим. Непонятно, как получилось у авторов сериала собрать его из такого сора, как чужие давно известные штампы, и создать мощную пронзительную драму, которая лишь притворялась детективом, чтобы вывернуть его наизнанку. Главный фокус, который Ингелсби и Зобел проделывают в финале, — заставляют нас забыть, что мы долго ждали разгадки. Она нам уже не нужна, эта разгадка, или, точнее, не важна! Виновны тут все: отцы семейств, которые не в ответе за своих детей, их жены, которые все им прощают, и те, кто, как Мейр, взвалил на себя слишком много. К финалу важна уже не разгадка, а то, чтобы героиня поступила правильно. Является ли решение, которое она принимает, единственно верным — это вопрос. Благодаря которому сериал превращается из вторичного детектива в одну из лучших драм на нынешнем телевидении.