T

Слушать кино

Слушать кино

Слушать кино: плей-лист РЕЖИССЕРА И СЦЕНАРИСТА фильма «Маша» Анастасии Пальчиковой

В рамках совместного со Spotify проекта «Слушать кино» Esquire расспросил современных кинодеятелей о том, как они выбирают и воспринимают музыку. Автор фильма «Маша» (лучший дебют «Кинотавра-2020») и сценарист Анастасия Пальчикова рассказывает, под какие песни ездит на съемочную площадку, почему кино для нее начинается с музыки и как музыка определяет настроение картины.

Аделина Гурова / spleanru / VK

Анастасия Пальчикова

Режиссер, сценарист

У меня кино довольно часто начинается с музыки. Я могу еще ничего не знать про саму историю, про то, как это будет сделано, — но в голове уже появляется конкретная сцена под конкретную песню. Или представляю, какую песню напевает герой. Или просто одну сцену с музыкой. Мне это задает тональность и ощущение. А дальше — от песни или инструменталки — концентрическими кругами расходится все остальное: сюжет, сцены, персонажи. Та же «Маша» началась с джазовых стандартов. У меня была главная героиня — 13-летняя девочка, было смутное понимание того, что с ней происходит, и когда я села писать синопсис, я сначала подобрала восемь джазовых композиций, а вокруг у них уже стала выстраивать сюжет. В финальном варианте сценария — а потом в самом фильме — осталось пять из восьми.

Даже если музыка не часть сюжета, я все равно определяю будущее настроение фильма каким-нибудь треком. Это помогает собрать кино. И не факт, что этот трек потом войдет в фильм. Главное, чтобы сейчас он работал. Я никогда не пишу под музыку и не кадруюсь под музыку, но в моей голове постоянно висит настроение трека, который я выбрала. Ужасно бесит, когда ты никак не можешь подобрать нужную музыку. Это означает, что фильма еще нет, что он разваливается, что он не определен, что над ним еще работать и работать.

<iframe src="https://open.spotify.com/embed/playlist/6ThRMYh8znQNSFKGA7er78?theme=0" width="100%" height="540" frameBorder="0" allowtransparency="true" allow="encrypted-media"></iframe>

Я не люблю всякие теории использования музыки в кино: типа сделаем музыку на контрапункте или подчеркнем происходящее — для меня это бред. Мне кажется, механизм сильно сложнее и тоньше. Суть в том, что с какой-то песней кино начинает искрить, а с какой-то нет. И правил у этого почти не существует. Возьмите вот хоть сериал «Больница Никербокер». Не знаю, кто именно и как придумал такое звучание для исторического сериала, но это нелогичное и выдающееся решение.

Надо сказать, в жизни музыка на меня тоже очень сильно влияет. Я могу легко сдвинуть свое настроение, поставив нужную песню. Поэтому чаще всегда у меня дома — тишина. Но когда были съемки, я подобрала себе плей-лист из пяти треков, и он меня настраивал. Я его слушала каждое утро, пока ехала на площадку. Если не успевала дослушать в машине, то закрывалась в вагончике, дослушивала — и только потом шла снимать. Ни одна смена не начиналась без этого плей-листа. Вся группа это знала. Последней из пяти песен в плей-листе была We are the champions группы Queen. И когда мы закончили снимать, сразу после последнего кадра, кто-то из группы поставил эту песню громко на всю площадку.

AT LAST — ETTA JAMES

Джазовый стандарт, с которого для меня началась «Маша», я его выбрала самым первым. Идеально ложится на жаркую летнюю дачу в Саратове в 1990-х.

House Of Fame LLC/Michael Ochs Archive/Getty Images

Watchtower (Instrumental) — Devlin

Инструменталка, OST сериала «Молодой папа» (Young Pope). Этот трек был в моем плей-листе «настройся перед съемками». Одна из лучших музыкальных заставок сериалов ever.

Little Black Submarines — The Black Keys

Это песня тоже из плей-листа, с которым я ехала на съемки. Да и просто отличная старая песня.

Castle — Halsey

Под Castle я начинала придумывать немало сценариев. Ни разу эта песня не дожила до финального драфта. Всегда ее что-то сменяло, всегда сценарий уходил в какую-то другую сторону. Но в качестве отправной точки Castle служила неплохо довольно долгое время.

«Камон» — Земфира

«Бордерлайн»

Песня из нового альбома Земфиры (один из самых выдающихся альбомов, сделанных на русском языке). Я недавно придумала сцену в свой будущий фильм. Там звучит эта песня. Надеюсь, однажды я это кино сниму. Интересно, останется придуманная сцена под эту песню или нет.

Дмитрий Исхаков / zemfira / VK

So much better — Eminem

The Marshall Mathers LP2, Deluxe

Один из лучших треков для того, чтобы вз****ть (взбодрить) себя. Если вдруг творческий кризис — это то, что надо. Протолкнуть засоры. И во время сценария, и на монтаже. В целом весь Eminem для этого подходит. Просто этим треком я пользуюсь чаще остальных.

«Пой мне еще» — «Сплин»

25-й кадр

Еще одна песня из плей-листа «режиссер едет на съемочную площадку». Более подходящую песню для конца съемок трудно себе представить. Спасибо группе «Сплин» за то, что держала меня на плаву последние семь смен.

Аделина Гурова / spleanru / VK

Cheek to cheek — Louis Armstrong & Ella Fitzgerald

Финальная песня «Маши». Изначально я ее выбрала в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Но во время съемок стало понятно, что их ритм не подходит для финала. Так что я поменяла исполнение песни на Фрэнка Синатру. И Аня Чиповская, когда репетировала и разучивала песню, ориентировалась на его аранжировку. Хотя версия Армстронга и Фицджеральд все равно моя самая любимая.



Verve Records

Phil Stern / Gilles Petard / Redferns / Getty Images

Anger never dies — Hooverphonic

(Обязательно Orchestra Version)

Песня, которая меня вталкивала в разные финалы фильмов. И она тоже ни разу не дожила до окончательного варианта сценария. Помню, мне хотелось как можно больше окружить себя точным настроением — и я поставила эту песню на будильник. Так она там и стоит, до сих пор под нее просыпаюсь. Кроме того, мне ужасно нравится эта простая попсовая фраза anger never dies. Может, однажды все-таки использую эту песню для титров какого-то фильма или музыкальной заставки сериала.

HooverphonicMusic / Youtube

Верстка: Анна Сбитнева

{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}