В современном Сан-Франциско бездельничают на парковке два очаровательных лоботряса Шон (Симу Лю) и Кэти (Аквафина). Ребятам уже под тридцать, и они глубоко закопали дипломы отличных вузов, еще глубже — свои таланты (он — настоящий боец, она — прирожденная гонщица), а от серьезных вопросов родных и друзей прячутся в караоке. Но однажды герои садятся не в тот автобус, и начинается сцена в духе «Скорости» и «Скалы»: погоня, драки, человек с огненным мечом вместо руки. Выясняется, что скромный Шон — на самом деле великий Шан-Чи и у него есть отец и сестра. Отец при этом плохой: тысячи лет назад завладел мощным артефактом (целыми десятью магическими кольцами — вдвое больше, чем у Таноса) и с тех пор тайно правит миром. А сестра — хорошая, но обиженная: все никак не забудет, что брат после смерти мамы оставил ее наедине с отцом. Приняв свое настоящее имя, Шан-Чи принимает и подлинную судьбу: восстановить семью, остановить вторжение демонов на Землю, спасти свинокрылов.

Marvel Studios Inc.

Про свинокрылов стоит сказать отдельно: это такие милые существа с коммерческим потенциалом, похожие на французских бульдогов с крылышками и без мордочек. Обитают свинокрылы в деревне Та Ло — скрытом от мира бамбуковом царстве, где женщины и мужчины равны друг другу, все живут долго и хранят в себе мудрость веков и каждый так силен духом и благороден, что становится интересно, куда с этой равнины сбрасывают слабых детей. Кроме свинокрылов в окрестностях Та Ло водятся усатые драконы, сказочные лисы, храбрые львы и другие фантастические твари, при виде которых у детей сожмется сердце, а у родителей — кошелек.

Marvel Studios Inc.


Люди в фильме тоже собрались магические: например, Мишель Йео из «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и Тони Люн из фильмов Кар-Вая и Джона Ву. Аквафине, как обычно, достались все лучшие шутки: переиграть ее не в силах даже Бен Кингсли в роли придворного шута из Та Ло. Актер Симу Лю — образцовый соседский парень, отождествлять себя с которым даже проще, чем с Томом Холландом. А еще здесь есть Бенедикт Вонг из «Доктора Стрэнджа» и камео двух самых скучных Мстителей, но «Шан-Чи и легенда десяти колец» в них не нуждается. Этот фильм — такая же автономия во вселенной Marvel, как и Гонконг — в Китае. Формально комикс, а на деле — приключенческое фэнтези, которое пытается породнить эстетику уся (китайской фантастики с единоборствами и мифологией) и американскую драматургию. Получается не хуже, чем в «Доспехах бога» — или любом другом фильме Джеки Чана, которого здесь отчаянно не хватает. Во время рукопашных поединков «Шан-Чи и легенда десяти колец» превращается в настоящую поэму, подчас даже с эротическим подтекстом. Но все остальное время фильм ведет себя как стендап об этнических стереотипах. В массовых батальных сценах он спорит с «Великой стеной» и «Мулан». А во время командировки в город миллионеров и моделей Макао оказывается таким же денди, как «Скайфолл». И нисколечко не комплексует, что его история с плохим папой и разлученными братом и сестрой напоминает «Звездные войны»: фанаты знают, что комикс вышел до фильма. «Шан-Чи и легенда десяти колец» вообще не стесняется повторяться — и поэтому зритель забывает, сколько ему лет. Вот эта шутка — из восьмидесятых или девяностых? А этот актер из нулевых или из новичков? Какая разница: в «Диснейленде» часов не наблюдают.

Marvel Studios Inc.


Режиссер Дестин Креттон, как и почти все постановщики в обойме Marvel, родом из американских независимых фестивалей. У него потрясающее чувство ритма и богатое воображение, но настоящей звездой «Шан-Чи и легенды десяти колец» кажется его соавтор — сценарист Дэйв Каллахем. Это настоящий гик, которому то везет («Неудержимые», «Неудержимые 2», «Человек-муравей», «Добро пожаловать в Зомбиленд 2»), то не везет (Doom, «Чудо-женщина 1984», «Мортал Комбат»). Но он всегда знает, чего хочет зритель. Фильм щедро предлагает побег от реальности (драконы! родовой замок!), но упрямо возвращает к настоящим проблемам (парковке). Проводит героев и зрителей через все положенные роману воспитания обряды, но переспрашивает: а какое воспитание вам нужно на самом деле? Из всего, что уже выходило в четвертой фазе киновселенной Marvel, эта история, пожалуй, самая умная. И нет, это не стереотип про азиатов.