Содерберг из тех неуемных режиссеров, которым скучно долго заниматься одним и тем же. В конце 1980-х именно его «Секс, ложь и видео» — после победы сначала на «Сандэнсе», а потом и на Каннском кинофестивале — возглавил движение «независимого» кино, которое существует и процветает (иногда) до сих пор. К началу 2000-х, устав от статуса «независимого» первопроходца, он снял «Эрин Брокович», принесшую самой яркой голливудской звезде Джулии Робертс «Оскар», сам получил эту премию за фильм «Траффик» и позже сделал успешную кинофраншизу «Одиннадцать друзей Оушена». Коммерческий успех Содербергу вскоре тоже надоел — сняв несколько экспериментальных картин, он объявил об уходе из кино на телевидение, где снял «Больницу Никербокер».

Как это часто бывает с такими неугомонными творцами, Содерберг долго без кино прожить не смог и после четырехлетней паузы вернулся, но на своих условиях — вышедший в прошлом году «Счастливчик Логан» был снят на деньги самого режиссера, но большой удачей назвать его нельзя — фильм собрал в американском прокате на 2 миллиона меньше бюджета и за полгода не окупился.

Для таких бескомпромиссных авторов, как Содерберг, телевидение гораздо более надежная платформа для экспериментов — одним из них и стала интерактивная «Мозаика». Однако, как оказалось, приложение предлагает зрителю гораздо меньше возможностей, чем рисовало воображение. Дополнительный материал похож на тот, что не вошел в режиссерскую версию, а иногда это просто те же самые сцены, снятые с точки зрения другого персонажа. Это никак не влияет на повествование — так, скорее, заметки на полях. Сюжетную линию, правда, можно выбрать и следить за ней, можно вернуться назад, но вперед прокрутить нельзя. Финал одной истории приводит к началу другой с новыми героями, и повествование идет уже с их точки зрения, а это не всегда бывает интересно — смотреть на те же события в детективе без крутых поворотов скучновато.

Суммированный вместе контент приложения занимает семь часов — на час дольше режиссерской версии, и если вы вдруг решили посмотреть и то, и другое, получается, что вы потратите 13 часов на не самую насыщенную событиями историю расследования одного убийства. Если вы ждете, что с помощью приложения сможете повлиять на развитие сюжета, то оно вас разочарует.

8 сериалов и телефильмов, которые нужно смотреть в декабре
Далее 8 сериалов и телефильмов, которые нужно смотреть в декабре
Что смотреть, пока вы ждете третий сезон «Настоящего детектива»
Далее Что смотреть, пока вы ждете третий сезон «Настоящего детектива»

Другое дело, если смотреть шестисерийную режиссерскую версию Содерберга как вполне традиционный детектив. Живущая в городе Саммит, штат Юта, графический дизайнер и автор детских книг Оливия Лейк (Шэрон Стоун) пускает к себе пожить начинающего коллегу Джоела (Гаррет Хедлунд), рассчитывая в своих отношениях с ним на что-то большее. Примерно в это же время она знакомится с проходимцем Эриком (Фредерик Уэллер), который нанят соседом Майклом (Джеймс Рэнсон), чтобы уговорить Оливию продать свой участок земли. Накануне празднования Нового года Эрик делает Оливии предложение и чуть позже признается, что отказался от сделки с Майклом. Узнав о совсем не романтичных мотивах жениха, Оливия в ярости прогоняет его и оставляет ему гневное сообщение. В ту же новогоднюю ночь Оливия бесследно исчезает, Эрик становится главным подозреваемым и садится в тюрьму.

Через четыре года сестра Эрика Петра (Дженнифер Феррин), не верящая в виновность брата, возобновляет расследование. К недовольству начальства, которое считает дело закрытым, к делу подключается детектив Нэйт Генри (Девин Рэтрэй). Находятся новые улики. Петра ходит в гости к возможным причастным к смерти Оливии, особенно после того, как обнаруживается связь между ее исчезновением и претензиями соседа Майкла на землю покойной, задавая им неприятные вопросы. Возникают и отметаются новые подозрения.

Содерберг больше пытается играть в Агату Кристи, чем в «Твин Пикс». Расследование убийства для него повод изучить динамику социальных отношений маленького городка, а не вскрывать глубинные метафизические смыслы. Возможно, «Мозаика» даже выиграла бы, сними Содерберг не шестисерийное телешоу, а обычный двухчасовой фильм — в чем-то новый проект напоминает его же детектив 2013 года «Побочные эффекты», где интимно-бытовая манера съемки отвлекала от криминального сюжета.

«Мозаика» местами идет неспешно, отвлекается на сюжетные линии, которые вроде бы не имеют отношения к основной, словно Содерберг, как многие творческие натуры, загорается новой идеей, но быстро к ней охладевает. В каком-то смысле он снял свой «скандинавский детектив». На это намекает многое — и дизайн деревянных домов с чистыми линиями в заснеженном Саммите, и часто упоминаемая в диалогах Финляндия, и одежда Шэрон Стоун, будто ее героиня начиталась статей про датский «хюгге», и даже кастинг: мать исполнителя роли Джоела, Гаррета Хедлунда норвежка, а отец швед.

Интересно, что несовершенства приложения «Мозаики» Содерберг вполне искупает проверенными кинематографическими смыслами, которые он по старинке закладывает в самом сериале. В приглашении Шэрон Стоун на главную роль уже есть ирония — она прославилась в начале 1990-х, сыграв в «Основном инстинкте» сочинительницу жестких детективных романов Кэтрин Трамелл. Учитывая, что в последние годы Стоун почти не играла главные роли, а появлялась ненадолго в проектах разного качества (например, в российском триквеле «Любовь в большом городе 3»), в «Мозаике» кажется, будто Кэтрин Трамелл с годами остепенилась и занялась детской литературой. Для самого Содерберга местоположение Саммита не менее символично — город находится недалеко от Парк-Сити, где почти тридцать лет назад началась его карьера последовательного экспериментатора. Его поиски с форматами «Мозаикой» не закончатся. Следующим его проектом станет хоррор, снятый на айфон.