• 1. «Помилование» / Clemency

Courtesy of Sundance Institute

Обладатель Гран-при жюри и первый в истории «Санденса» фильм-триумфатор, снятый чернокожей женщиной — Чайнони Чакву. Но художественная мощь «Помилования» такова, что картина не осталась бы без награды, даже если бы ее спродюсировал Харви Вайнштейн. В первые же пять минут фильма зрителя с помощью монтажа и звука заставляют умереть вместе с героем, приговоренным к высшей мере наказания заключенным, смертная казнь которого превратилась в катастрофу. Врач не может найти вену, чтобы ввести летальную инъекцию; мать мужчины переходит от молитв к вою; журналисты деловито строчат что-то в блокнотах; тело несчастного сотрясается в конвульсиях; кровь пенится на губах. Работа главной героини — провожать смертников в последний путь, и сегодня она с ней не справилась. Но завтра будет новый день — и тюремная надзирательница проникнется странной симпатией к одному из своих заключенных, по сути — к следующей жертве. Про «Помилование» пишут, что это «Зеленая миля» наших дней, и, кажется, пишут не напрасно.

  • 2. Brittany Runs a Marathon

Jon Pack / Courtesy of Sundance Institute

Лирическая комедия о девушке, решившей пробежать нью-йоркский марафон, но не ради внешних метаморфоз и одобрения окружающих, а чтобы наладить коммуникацию с самой собой. А раз фильм о коммуникации, то в нем нельзя без отличных диалогов. Так вот, тут они не просто отличные, а бесподобные. Результат — приз зрительских симпатий, то есть вторая по важности награда фестиваля. И не надо думать, что аудитория «Санденса» всегда выбирает жизнерадостные комедии или манипулятивные мелодрамы: год назад здесь, к примеру, победил фильм про побег из ку-клукс-клана.

  • 3. The Souvenir

Courtesy of Sundance Institute

Победитель международной программы, которая никогда не была приоритетом «Санденса», но в последние годы развивается так быстро, что вот-вот станет серьезной альтернативой европейским фестивалям. «Сувенир» — старомодная, предельно аристократичная британская драма о любви юной девушки к наркоману-альфонсу. В главной роли — невероятная дочь Тильды Суинтон по имени Онор Суинтон-Бирн, которая вполне может стать второй Кристен Стюарт и третьей Хлое Севиньи — ну, или первой собой. Потому что от нее здесь просто невозможно оторвать глаз. Сам же фильм снят так, будто «Смерть в Венеции», «Последнее танго в Париже» и «Фотоувеличение» — все еще самое актуальное кино на свете.

  • 4. Luce

Courtesy of Sundance Institute

Леденящий душу, как приключения Сабрины, психологический триллер о противостоянии инфернального отличника и принципиальной учительницы. Школьник — усыновленный в раздираемой войной африканской стране мальчик, сумевший стать звездой своего класса в Америке: умный, красноречивый, целеустремленный. Учительница — проницательная женщина, подозревающая, что полное имя Льюса — Люцифер и что он что-то задумал. Это своего рода американский «Ученик», только не про религию, а про вопросы расы и гражданских свобод. Не оторваться. В ролях — Октавиа Спенсер, Тим Рот, Наоми Уоттс и Кельвин Харрисон-младший — тот самый темнокожий бес.

  • 5. «Лапочка» / Honey Boy

Legion Media

Выдающийся фильм по сценарию Шайи Лабафа, о котором нам хватило ума написать отдельно. Если вкратце, то это «Проект Флорида» про мальчишек: история болезненной, но неразрывной связи бедствующих отца и сына. Отца играет сам Лабаф, но и сын — тоже в каком-то смысле Лабаф, ведь сценарий автобиографичен.

Читайте также: Шайа Лабаф написал в рехабе фильм про свое детство. Получилось отлично

  • 6. Fighting With My Family

Robert Viglasky / Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc

Дикая и до слез смешная комедия Стивена Мерчанта, спродюсированная Дуэйном «Скалой» Джонсоном и разыгранная ими же, плюс Ником Фростом, Леной Хиди, Винсом Воном и восходящей звездой Флоренс Пью. Несмотря на абсурдный сюжет, фильм основан на реальных событиях. Семья фанатов американского реслинга из британской глубинки выращивает своих детей — мальчика и девочку — настоящими бойцами, чтобы отправить в Майами и сделать чемпионами мира. То есть это такой «Рокки» нашего времени, в котором триумф воли выражается не только в спортивной победе, но и в принятии своей инаковости. Ведь в главной роли — не иконописный Сталлоне, а коренастая девочка-гот.

  • 7. The Report

Courtesy of Sundance Institute

Лучший политический триллер со времен «Сирианы» — правдивая история о том, как помощник конгрессмена пять лет провел в бункере без окон, изучая документы ЦРУ. И в итоге написал отчет на 5000 страниц, чтобы положить конец практике пыток в тюрьмах для подозреваемых в терроризме. Молодого Дон Кихота играет — правильно — Адам Драйвер.

  • 8. Relive

Courtesy of Sundance Institute

Когда вы будете смотреть этот фильм, у вас возникнет ощущение дежавю. Потому что все то же самое — чернокожий детектив, голос жертвы преступления, внезапно зазвучавший у него в голове и путешествия во времени — уже было в фильме «Дежавю» Тони Скотта. Но Скотта нет с нами уже почти семь лет, «Дежавю» вышло аж в 2006-м году, а Дэвид Айелло — достойный преемник Дэнзела Вашингтона, так что почему бы и не повториться. Итак, кто-то жестоко расстреливает семью героя, но уже на следующий день ему как ни в чем ни бывало звонит убитая племянница. Поняв, что это звонок из прошлого, полицейский пытается изменить будущее. Выдающийся сценарий восстанавливает картину преступления не хуже, чем Кристофер Нолан в «Мементо», а интонация фильма напоминает об «Исходном коде» — другой истории о человеческой связи, которую было не разорвать даже грязной бомбой.

  • 9. «Красивый, плохой, злой» / Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile

Авантюрная биография одного из самых страшных маньяков в истории США, которая более чем понравилась киноманам с «Санденса», но шокировала пользователей Youtube трейлером, в котором жизнь садиста, убийцы, некрофила, насильника и людоеда Теда Банди описывается, как страшно веселый ромком с Заком Эфроном. Если посмотреть фильм целиком, то вопросов, почему авторы выбрали такую обманчиво легкомысленную интонацию, не возникнет. Премьера фильма в российском кино только в апреле, зато на «Нетфликсе» уже есть документальный фильм о том же монстре, снятый тем же режиссером.

  • 10. Troop Zero

Courtesy of Sundance Institute

«Королевство полной луны», «Маленькая мисс Счастье» и «Мир, полный чудес», искусно объединенные в один фильм: история герлскаутов из Джорджии 1970-х, пытающихся победить в смешных, но героических конкурсах, а заодно научиться любить и принимать себя. Пионервожатую играет гениальная Виола Дэвис, а на саундтреке есть две песни Дэвида Боуи. Вы знаете, какие.

  • 11. «После свадьбы» / After The Wedding

Courtesy of Sundance Institute

Ремейк одноименного датского фильма Сюзанны Бир, в котором ту же проблему решают уже не мужчины, а женщины. Мишель Уильямс играет управляющую интерната в Индии, которому отчаянно нужно финансирование. А Джулианна Мур изображает бизнес-леди из Нью-Йорка, отчего-то готовую пожертвовать этой школе огромные деньги. Но для завершения сделки героиня Уильямс должна принять ряд очень странных условий. Возможно, лучшая мелодрама фестиваля, наполовину состоящего из мелодрам.

  • 12. I Am Mother

Courtesy of Sundance Institute

Камерный, но богатый научно-фантастический триллер о будущем, в котором человечество оказалось в руках сердобольного искусственного интеллекта по имени Мать. Робот охраняет бункер с тысячами эмбрионов, из которых в любой момент можно вырастить людей — но вместо этого сосредоточенно воспитывает одну-единственную девочку. За дверью бомбоубежища, если верить роботу, лежит радиоактивная пустыня, но однажды в эту дверь стучится героиня Хилари Суонк. И две женщины — теплокровная и железная — начинают выяснять, кто из них лучше как мать. Кажется, мы знаем, какой хэштег будут использовать в русскоязычных отзывах на этот фильм.

  • 13. Paddleton

Courtesy of Sundance Institute

Разговорная мелодрама от братьев Дюплассов — признанных мастеров мамблкора, спосоных превратить бессмысленную и невнятную болтовню предельно невзрачных людей в самое трогательное на свете признание в любви или свидетельство дружбы. Главные герои — два товарища лет сорока пяти, напоминающие старика и старуху из сказок. Живут вместе у разбитого корыта и не тужат. С внешним миром взаимодействуют по инерции и из нужды. Зато друг с другом могут целыми днями играть в собственную версию сквоша, тот самый «паддлтон». И вот один из героев узнает, что смертельно болен.

  • 14. Share

Josh Johnson / Courtesy of Sundance Institute

Школьница просыпается на газоне собственного дома после вечеринки — пьяная и с ссадинами по всему телу. А спустя несколько дней вся школа обсуждает видео, на котором ее домогаются одноклассники. Их лиц не видно, а самое страшное, кажется, не произошло, но и случившегося достаточно, чтобы превратить жизнь маленькой семьи в кошмар. Если бы сериал «13 причин почему» был фильмом, то он выглядел бы именно так: не очень динамично, не всегда страшно, но каждую секунду грустно.

  • 15. Big Time Adolescence

Courtesy of Sundance Institute

Странный и вызывающий тревожность, но в то же время бодрящий и нежный коктейль из «Бойцовского клуба», «Питера Пена», «Американского пирога» и «Жарких летних ночей». Особенно «Жарких летних ночей»: главный герой — школьник лет шестнадцати, торгующий алкоголем и марихуаной, чтобы завоевать любовь одноклассников. Но единственным настоящим другом для него остается обаятельный лодырь по имени Зак — ходячая катастрофа на семь лет старше, без работы, без принципов и без амбиций, но с бездонной харизмой. Подражая старшему товарищу, школьник и правда решает немалую часть своих проблем, но чем дальше, тем разрушительнее для обоих становится это дружба. Если бы сериал «Половое воспитание» был чуточку пасмурнее, он выглядел бы как этот фильм.