Изначально «Мертвое озеро» должно было выйти на телеканале ТВ-3, где сейчас сосредоточено все самое интересное на российском ТВ. Именно местные боссы Валерий Федорович и Евгений Никишов придумали показывать «Гоголь» в кинотеатрах, возродили — и, судя по рейтингам, не зря — реалити-хит «Последний герой», а теперь вот дали зеленый свет «Мертвому озеру», которое обещает вслед за «Домашним арестом» и «Звоните ДиКаприо» (а ранее — «Изменами») стать большим сериальным событием и укрепить идею о том, что отечественные шоу теперь не хуже западных. Но потом — очевидно, после успеха «ДиКаприо» и из-за появления конкурентов вроде площадки «Старт», громко заявившей о себе эротическим триллером «Содержанки» Константина Богомолова, — премьеру перенесли в онлайн.

«Мертвое озеро» сделано по классическим сериальным лекалам, проверенным не на одном поколении зрителей. Еще во время первого показа на омском фестивале «Движение» критики, присудившие проекту первое место в сериальной программе, заметили, что победитель напоминает «Твин Пикс» и «Настоящего детектива». Все так и есть. От первого здесь маленький, богом забытый городок, загадочное убийство местной красавицы, выписанный из столицы заслуженный следопыт с грузом личных проблем. От второго — мистика, депрессивные пейзажи и главный герой с мобильной психикой. Но сходство с уже культовыми сериальными продуктами отнюдь не раздражает — скорее, наоборот.

Как писали выше, «Мертвое озеро» должно было выйти на телеканале ТВ-3, концепция которого сформулирована в слогане «Все, кроме обычного». Это дало режиссеру Роману Прыгунову вектор развития, позволило начинить шоу доселе невиданной в отечественных детективных сериалах мистикой. Причем, что радует, мистикой самобытной: это, пожалуй, первый случай, когда поп-культура препарирует богатое наследие народов Севера, с шаманами, древними обрядами, жертвоприношениями. Где у «Настоящего детектива» южная готика, там у нас — ни в чем ему не уступающий по атмосфере северный нуар.

В остальном «Мертвое озеро» тоже функционирует на русском движке: детектив Покровский (чуть ли не лучшая роль Евгения Цыганова) — носитель явления, которое в интернете принято называть «русский тлен». Он склонен к излишней саморефлексии, в первом же эпизоде режет вены и улыбается только тогда, когда хочет соблазнить героиню Александры Ребенок, что у него, кстати, получается на раз-два. Павел Табаков играет дурашливого младшего лейтенанта, мальчика молодого, который изо всех старается заслужить уважение московского следопыта. Узнаваем и персонаж Андрея Смолякова — хмурого владельца урановых рудников, нажившего в жизни немало врагов. А главная протагонистка — собственно убиенная (полноценный дебют красавицы Анны Александровой, до этого засветившейся в роли Линды во втором «Духless») — и вовсе собирательный образ современной героини нашего времени: во флешбэках мы узнаем, что наследница подрабатывала эскортом и вела довольно легкомысленный образ жизни.

Актерский ансамбль дополняет абсолютно гениальный Тимофей Трибунцев, которого в последнюю пятилетку наконец-то стали снимать много и в хороших проектах. Он в «Мертвом озере» — журналист со странностями, который много разговаривает с чучелом. В предводителя шаманов перевоплотился Лев Прыгунов. Отдельное украшение шоу — Ксения и Полина Кутеповы: они сыграли отталкивающих и притягательных одновременно сиамских близнецов-интеллектуалок. В эпизодах засветились рэпер Скруджи, играющий сам себя и по совместительству друга убиенной, завсегдатайка «Симачева» Дуся Бубель и победительница шоу «Холостяк» Дарья Клюкина. Они отвечают за дух времени, а то, что режиссер Прыгунов его отлично улавливает, было понятно еще по «Духless».

И да, лучше, чем сегодняшний день, Прыгунов умеет показывать разве что секс. В «Мертвом озере» его немного — авторы берут не количеством, а качеством. Одна выразительная сцена соития героя Павла Табакова и артистки театра Брусникина Марины Васильевой с применением табельного оружия стоит десятка себе подобных.