Киносети в России прекращают показ пиратских фильмов после ультиматума кинопрокатчиков. Из афиш практически исчезло «предсеансное обслуживание»

Ряд дистрибьюторов направили кинотеатральным сетям письма c призывом отказаться от пиратского контента в период c 18 апреля по 12 мая. Однако эксперты считают, что практика станет постоянной.
Киносети в России прекращают показ пиратских фильмов после ультиматума кинопрокатчиков. Из афиш практически исчезло «предсеансное обслуживание»
Unsplash

Российские кинотеатры убрали из афиш пиратский контент после ультиматума прокатчиков, пригрозивших не давать доступ к легальным фильмам сетям, практикующим теневой прокат. Начиная с 18 апреля во многих крупных сетях исчезло «предсеансное обслуживание» . Об этом пишет РБК.

Так, вторая часть фильма «Дюна», которая демонстрировалась в десятках кинотеатров Москвы и Петербурга и установила рекорд теневого проката, на 18 апреля заявлена лишь в одном несетевом кинотеатре столицы. А на сайтах киносетей «Синема Стар» и «Киномакс», которые показывали картину в порядке предсеансного обслуживания, фильм исчез.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, по данным ЕАИС Фонда кино, на которые ссылается РБК, в топ-20 самых кассовых фильмов не вошел ни один короткометражный фильм или фильм без официального дистрибьютора в России. Например, первое место занимает «Сто лет тому вперед», второе — якутская лента «Карина», а третье — киносказка «Летучий корабль».

При этом еще днем ранее, 17 апреля, в рейтинг входили короткометражки «Митинг ON/OFF», «Сколько весит облако» и «Фора Х». А в марте такие короткометражки составляли почти половину топ-20: в паре с ними показывали, в частности, вторую часть «Дюны», «Мадам Паутина» и другие голливудские картины.

Ультиматум кинопрокатчиков

В начале 2024 года министр культуры Ольга Любимова пригрозила кинотеатрам закрытием за показ пиратских фильмов. В Минкультуры также сообщали о планах предложить законопроект, запрещающий показ в кинотеатрах пиратских копий фильмов без прокатных удостоверений.

В апреле Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с призывом к кинотеатрам поддержать российские фильмы и полностью отказаться от предсеансного обслуживания в период c 18 апреля по 12 мая. Позже ряд дистрибьюторов, в том числе компания «Атмосфера кино», направили кинотеатральным сетям письма, в которых также призвали отказаться от показа «пираток».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае если сеть не согласится, дистрибьюторы не будут продлевать «ключи» на легально распространяемые ими ленты, из-за чего их показ будет невозможен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глава «Атмосферы кино» Вадим Иванов подтвердил, что «такая коммуникация» с сетями «имела место». «Для оценки причин я вам предложу проанализировать расписание кинотеатра на примере "Киномакса Водный": 43 сеанса (по состоянию на 6 апреля), из них 30 — нелегальный контент», — сказал Иванов.

К инициативе, по данным CinemaPlex, присоединились принадлежащий холдингу «Газпром-Медиа» «Централ Партнершип» и «КароПрокат».

В пресс-службе сети «Киномакс» сообщили, что компания «придерживается принятых решений и максимально поддерживает отечественный кинопрокат». Президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова заявила, что компания в принципе «не показывает пиратское кино», а в объединенной киносети «Формула кино» и «Синема парк» сообщили, что для них такое требование «неактуально».

По словам экспертов, практика станет постоянной

Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков в разговоре с РБК отметил, что «подобный ультиматум» «звучит серьезно», и подчеркнул: «Вполне вероятно, что по истечении заявленного срока — с 18 апреля по 12 мая — эта практика будет носить постоянный характер, а объем "теневого" проката сократится до минимума».

Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов назвал текущую ситуацию «цугцвангом»: на отрасли негативно скажется и продолжение практики теневого проката, и отказ от нее.

«Закрытие теневого проката приведет к сокращению доходов кинотеатров, что объективно ухудшит их положение, может привести к сокращению числа залов и в перспективе отрицательно повлияет на культурную жизнь страны в целом. Продолжение теневого проката, по сути, может быть признано нарушением цивилизованных правил культурных индустрий, что тоже не улучшает деловой климат. Боюсь, единственно верного выхода нет, в любом случае отечественная культура пострадает», — рассказал Сафронов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее представители киносетей оценивали долю теневого проката в 2023 году в 20% от всех кассовых сборов. В октябре того же года сразу три зарубежных фильма попали в топ-10 российского кинопроката. В апреле 2023-го российские кинотеатры также приостановили показы пиратских копий голливудских фильмов из-за выхода картины «Вызов» Клима Шипенко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как организовываются нелегальные показы голливудских новинок

Еще в апреле 2022 года, на следующий месяц после ухода из России крупнейших голливудских киностудий, в стране начали проводить неофициальные показы зарубежных фильмов. К примеру, в кинотеатрах разных городов показывали «Бэтмена» (2022), «Не смотрите наверх» (2021) и мультфильм «Я краснею» (2022).

Позже голливудские новинки стали показывать в качестве «предсеансового обслуживания» — перед российскими короткометражками. Благодаря этому 17-минутный фильм «Вижу» Веры Водынски, выпускницы ВГИКа и академии Никиты Михалкова, «собрал» в прокате 50 млн рублей. На самом же деле на сеансах с картиной показывали фильмы «Черный Адам» (2022), «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (2022), «Мир юрского периода: Господство» (2022) и «Фантастические твари: Тайны Дамблдора».

Подробнее о том, как в Россию добирались голливудские новинки, можно почитать в нашем материале.