19 ноября в малом зале «Зарядья» стартовала серия концертов Pulse российского прогрессивного оркестра Opensoundorchestra. Это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Они сотрудничали с внуком великого российского композитора Сергея Прокофьева Габриэлем Прокофьевым, кроме того, оркестр записал музыку для балетов Сергея Полунина «Красная шапочка» и «Распутин».

В рамках проекта Pulse пройдет серия концертов, где прозвучат лучшие сочинения молодых современных композиторов и важные партитуры ХХ и XXI веков. Так, 1 декабря в «Зарядье» можно будет услышать сочинения эстонского композитора и дирижера Кристиана Ярви, также известного как автор музыки к сериалу «Вавилон-Берлин» Тома Тыквера и симфонической фантазии «Белый дракон» для альтиста Юрия Башмета. Осенью Ярви представил свой первый сольный постклассический лонгплей Nordic Escapes.

Специально для Esquire Кристиан Ярви объяснил, что такое постклассика, и рассказал о лучших (по его мнению) записях современных композиторов постклассики, которые нужно слушать, чтобы начать разбираться в жанре.

Кристиан Ярви:

Постклассика — термин, которым я зачастую описываю собственную музыку, когда меня спрашивают, к какому жанру она относится. Постклассика — это музыка, лишенная каких-либо жанровых рамок и напрямую связанная с возможностями, которые предоставляет доступная композитору акустическая среда и состав инструментов.

Это форма музыкального выражения, в основе которой лежит природный инстинкт и обширные знания о всех великих композиторах. Она не сводится к оркестровке — ее можно выразить и в звучании большого симфонического оркестра, с электроникой или без нее, или в треке, написанном на компьютере.

Роль постклассики заключается в том, чтобы свободно и без суждений об «элитарности и массовости» создавать удивительные звуки, которые помогли бы слушателю соединиться со своим внутренним миром. В том, чтобы показать всеобъемлющую музыкальную картину общества и бесконечной красоты, которая есть в каждом моменте.

Эти пять альбомов помогут вам открыть для себя постклассическую музыку и узнать, насколько она бывает разнообразной.

Steve Reich, Duet

Steve Reich,  Duet
Steve Reich, Duet

Слушать:

Одного из моих героев Стива Райха, наряду с Филипом Глассом и Терри Райли, можно назвать отцом минимализма, но при этом он фактически является живым классиком. Его остинато (многократное повторение мелодической, ритмической фигуры. — Esquire) напоминает мне Брукнера и Сибелиуса (Антон Брукнер и Ян Сибелиус — австрийский и финский композиторы. — Esquire): оно движется в гармоничных блоках, создавая ритмическое возбуждение и мелодичную красоту, — это настоящее, изысканное искусство.

Альбом Duet — это подборка самых интересных пьес для оркестра Стива Райха. Все треки здесь выбраны мною и исполнены MDR Leipzig Radio Symphony Orchestra под моим управлением.

В этом альбоме также прозвучали две мировые премьеры — You are Variations & Daniel Variations.

Ну и конечно, исполнение Сlapping music в дуэте с самим маэстро — это невероятный и запоминающийся опыт для меня.

Robot Koch, The Next Billion Years

Steve Reich, Duet
Robot Koch, The Next Billion Years

Слушать:

Робот Кох — один из самых известных электроакустических музыкантов сегодняшнего дня. Его звуковая вселенная — это нечто среднее между эмбиентом и хаусом. Она очень атмосферна и наполнена звуком и цветом широкого спектра. Если вы любите киномузыку, то этот альбом может стать вашим любимым.

Это первый оркестровый альбом Роберта, и он был записан в Эстонии вместе с моим Nordic Pulse Ensemble.

Arvo Pärt, Cantique

Arvo Pärt, Cantique
Arvo Pärt, Cantique

Слушать:

Арво Пярт, отец мистики и один из величайших современных композиторов, с которым мне довелось вырасти и которого я знаю как дядя Арво.

Этот альбом, записанный в Берлине в 2010 году, занимает особое место в моей жизни, так как на нем звучит новая оркестровая и хоровая версия Stabat Mater, которую я считаю одним из самых красивых его творений, и мировая премьера Cantique des Degres. На этом альбоме также записана 3-я симфония Пярта, посвященная моему отцу, Неэме Ярви.

Sven Helbig, I Eat the Sun and Drink the Rain

Sven Helbig, Eat the Sun and Drink the Rain
Sven Helbig, I Eat the Sun and Drink the Rain

Слушать:

Это первый альбом хоровых произведений Свена Хелбига, записанный мной. Все хоровые пьесы исполняются а капелла, они невероятно красивы и самодостаточны. Это музыка, способная унести вас от реальности и забот.

I Eat the Sun and Drink the Rain — удивительный звуковой и визуальный опыт, объединивший в себе искусство, электронику, световой дизайн и фэшн — костюмы хора были разработаны дизайнером Esther Perbandt.

Philip Glass, Aguas da Amazonia

Philip Glass, Aguas da Amazonia
Philip Glass, Aguas da Amazonia

Этот альбом собрал в себе, наверное, лучшие работы Филипа Гласса… ну, и точно мои самые любимые. Эта музыка погружает слушателя в потоки воды, звуковые ландшафты природы и богатую жизнь лесов Амазонки.

Оркестровка была сделана моей командой и замечательным композитором и моим другом Чарльзом Коулманом. Запись также включает импровизационные сессии моего нью-йоркского Absolute Ensemble и ряд написанных и спродюсированных мною музыкальных линий.

Билеты на концерт Opensoundorchestra 1 декабря можно купить здесь.