Тикток-поп: жанр, полностью меняющий русскую поп-музыку прямо сейчас

Тикток дарит не только мемы и смешные видео, но и меняет правила потребления и производства контента. Одно из самых заметных последствий влияния этого приложения — появление целой плеяды молодых звезд, прославившихся благодаря тиктоку, а их творчество можно выделить в отдельный жанр — тикток-поп. Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин поговорил с артистами этого жанра и создателями их песен, чтобы узнать, как и во что эволюционирует отечественная поп-сцена на наших глазах. Текст подготовлен специально для совместного проекта МегаФона и Правила жизни, посвященного новой русской музыке.
T

Тикток-поп: жанр, полностью меняющий русскую поп-музыку прямо сейчас


Тикток дарит не только мемы и смешные видео, но и меняет правила потребления и производства контента. Одно из самых заметных последствий влияния этого приложения — появление целой плеяды молодых звезд, прославившихся благодаря тиктоку, а их творчество можно выделить в отдельный жанр — тикток-поп. Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин поговорил с артистами этого жанра и создателями их песен, чтобы узнать, как и во что эволюционирует отечественная поп-сцена на наших глазах. Текст подготовлен специально для совместного проекта МегаФона и Правила жизни, посвященного новой русской музыке.



На протяжении последних двух столетий музыка зачастую менялась из-за того, как менялся способ ее прослушивания. Фонограф, появившийся в XIX веке, показал людям, что звуки в принципе могут быть записаны и воспроизведены. Виниловые пластинки показали, что музыку можно слушать дома и она может быть самой разной. Аудиопленка и MP3 дали возможность записывать и распространять свои песни буквально кому угодно. Стриминговые сервисы дали мгновенный доступ к любой музыке со всего мира. На наших глазах происходит очередной переворот игры, главную роль в котором играет тикток: приложение стало не только источником познания новой музыки для аудитории всех возрастов, но и местом, в котором зарождаются главные песенные тренды.



Сегодня тикток не только меняет то, как работает музыкальная индустрия, но и рождает новые жанры. За последние два года в России появилась масса юных поп-артистов, которых объединяет не только возраст, но и то, что их карьера стартовала успешно именно благодаря тиктоку: Даня Милохин, Валя Карнавал, MIA BOYKA, Егор Шип, Мэвл, Юля Гаврилина, 3-й Январь, Аня Pokrov, Диана Астер, Артур Бабич и многие другие. Более того, их песни зачастую звучат схожим образом, что позволяет говорить об отдельном жанре — тикток-попе.




Чем же музыка тикток-попа отличается от других жанров?

Ярослав Андреев, CEO Wildjam и продюсер тикток-дома Dream Team House: «Во-первых, должен присутствовать запоминающийся хук. Во-вторых, трек должен быть более короткий, и порой достаточно 30 секунд, чтобы он разлетелся».



Аня Pokrov, участница Dream Team House: «Музыка — она проще, она делается для того, чтобы под нее было интересно снимать. В ней должны быть какие-то диалоги, фишечки, какие-то прикольные звуки».


Кирилл Диденок, основатель музыкального издательства DNK-Music, выпускающего песни Кати Адушкиной, Tenderlybae, Юли Годуновой и других: «[В тикток-попе] более мощный фокус на текстовые хуки. В этих песнях живой русский язык, которым общаются дети и подростки».


MIA BOYKA, исполнительница хитов «Пикачу» и «ЭМЭМДЭНС»: «Тикток-поп отличается очень высоким уровнем взаимодействия с аудиторией и предполагает какой-то интерактивный момент постоянно».


Действительно, тикток-поп предполагает не просто выпуск песни, но и то, что она станет вирусным хитом, для чего треку необходима меметичность, необходим интересный танец, который будет ассоциироваться именно с ним. Аудитория начинает снимать свои видео под эту песню, сопровождая соответствующим танцем или рассказывая какую-то историю. Почему именно тикток дал старт новому направлению в поп-музыке?

Юлия Домбровская, музыкальный продюсер Dream Team House: «Мы начали получать информацию, доносить информацию по-другому. Сама суть тиктока, что ты открываешь рот под музыку, делаешь липсинк (синхронное шевеление губами под музыку. — Прим. ред.), она достаточно необычная, с самого начала. То, что музыке уделялось больше внимания, стало стимулом к тому, чтобы это все развивалось. Музыка в формате тиктока стала играть более важное значение, чем она играла раньше в соцсетях. И тут встал вопрос о том, как сделать так, чтобы музыка в эти секунды цепляла. Люди стали думать: почему этот трек цепляет, а этот не цепляет? Мы стали заложниками формата видео в тиктоке с его ограничением в 15–20 секунд. Из-за этого ограничения появилась задача умещать этот хук в 15–20 секунд. Причем не просто за 20 секунд сделать песню, а еще какой-то подкат сделать. Когда пишешь музыку, ты должен знать, что под нее снимать. И как еще сделать, чтобы песня запомнилась? Эти ограничения, как мне кажется, — они породили новый жанр. Как и часто ограничения стимулируют развитие».

Но отличия тикток-попа от других жанров поп-музыки не заканчиваются на том, как в нем устроены песни. Слушая их, сложно не заметить, что эти песни значительно более веселые и танцевальные, чем другая отечественная поп-музыка. Почему?

Даня Милохин, участник Dream Team House: «Думаю, что треки людей, которые снимают тиктоки, веселее, потому что мы моложе. Другая энергия. В тиктоке больше молодежи, и у нас еще нет большого опыта за спиной, чтобы писать о каких-то разочарованиях, горькой любви. Мы просто живем и наслаждаемся моментом».

Ярослав Андреев: «Сам тикток учит веселью, поэтому они и любят все веселое и задорное. Это лучше заходит. Новое поколение — оно более открытое, и у них меньше проблем, из-за этого они смотрят на все гораздо жизнерадостнее».

Кирилл Диденок: «Отчасти так можно сказать только про оболочку этой музыки, про то, как она воспринимается более взрослым поколением. Им может показаться, что песня веселая, хотя на самом деле она про серьезные переживания подростка, просто сделана более ярко, потому что молодому поколению просто свойственно самовыражаться именно так».


MIA BOYKA: «Мы живем в современном мире, где ты должен заинтересовать человека в первые две секунды. Если ты его не заинтересовал даже в первую секунду, он просто пролистает вниз твое видео и не будет его досматривать. Когда песни веселые, их проще распространять, потому что в тиктоке детская аудитория очень большое играет значение. Детям не интересно плакать, у них пока что нет проблем. Дети просто кайфуют. Веселые песни — это борьба за детское внимание».

Хотя эта музыка и предназначена прежде всего для детей, она в равной степени нравится и их родителям.


Юлия Домбровская: «Когда моя племяшка пляшет под эти песни, мне это очень нравится. Но прикол в том, что это нравится и ее родителям. Потому что племяшка пляшет, им весело, всем хорошо. Это скорее семейная музыка в большинстве своем».

Даня Милохин: «Мою музыку слушает и взрослая, и детская аудитория. Просто кто-то моложе, кто-то старше, но они все одна большая аудитория. Я не пытаюсь понравиться кому-то одному, просто делаю. Кому-то нравится больше, кому-то меньше».

То, что родителям нынешних школьников и дошколят нравится тикток-поп, не удивительно, если учесть, что песни этого жанра сильно вдохновлены поп-музыкой 1990-х и 2000-х, временем, когда эти родители сами были детьми. В конце 2019 года, когда тикток-поп только начинал набирать обороты, одними из его первых хитов стали песни «Холодок» и «Патамушка» певца Мэвла и «Хубба Бубба» исполнителя под псевдонимом 3-й Январь. Во всех этих треках отчетливо слышалось влияние музыкальной эстетики 1990-х и особенно группы «Руки Вверх».


Канги, певец, продюсер треков «Холодок» и «Патамушка» Мэвла: «Музыка 1990-х и 2000-х выглядит более прогрессивно, особенно в видеоформате. Плюс давайте отдадим должное ностальгии: думаю, все мы хотим увидеть новых персонажей под покровом чего-то старого и приятного».



Ярослав Андреев: «В старой поп-музыке находят вдохновение, потому что она построена по тем же канонам. Частенько там встречаются какие-то хуки тиктокерские, приколюхи и так далее. Вспомните только Татьяну Буланову и ее трек "Мой ненаглядный" с рефреном "Бум-пам-пам-парум-пара" или песню Натали "Черепашка". Все такое веселое и ни о чем, глупенькие треки, которые вполне сейчас могли бы петь Валя Карнавал и Даня Милохин».


Но означает ли схожесть мотивов то, что создатели тикток-попа сознательно идут на копирование ретро-эстетики?

Юлия Домбровская: «Мы, когда писали треки, не думали про 1990-е вообще. У нас был именно примитив. Просто русские песни для народа. Чтобы в любом гипотетическом городе ты мог их услышать в маршрутке. И это круто. Это понятные простые песни».

MIA BOYKA: «Когда я только начала делать веселые песни, я вставляла туда народные напевки вроде "хэй, хоп, ла-ла-лэй", хотя я никогда такое не слушала. Я выросла на американской музыке, но если я сейчас буду делать такой стиль в России — это никто не поймет. Потому что люди выросли именно в России, у них такой культурный код. И этот культурный код заложен в песнях из 1990-х».


Несмотря на то что их звук отсылает к прошлому, представители тикток-попа — это качественно новое поколение музыкантов. Что же отличает их от старших коллег?

Кирилл Диденок: «Сейчас, с одной стороны, намного больше инструментов, чтобы записать свою песню, стать популярным, но, с другой стороны, конкуренция выросла в сотни и тысячи раз. Это требует от тебя большего терпения, большего внимания к деталям, большего понимания, как устроен мозг слушателя: тебе уже недостаточно просто классно петь или иметь крутой, ни с чем не сравнимый голос».

MIA BOYKA: «Ты можешь пойти в интернет и просто стать популярным за день. И это не какие-то сказки. Очень много ситуаций, когда люди с нулем подписчиков за неделю до миллиона вырастали. Это просто нужно делать и все. Нестандартно мыслить, какие-то нестандартные придумывать ходы, не повторять за другими, а что-то свое сделать».

Ярослав Андреев: «Главное отличие [нового поколения музыкантов] — это позитив, вера больше в себя, чем в продюсеров. Отсутствие ограничений, им не нужно идти на какие-то конкурсы, чтобы пробиться. Они более самодостаточные. Да, они менее профессиональны в плане музыки, но более легко воспринимают критику и относятся ко всему этому».


Диана Астер, участница Dream Team House: «[Поющие тиктокеры] отличаются тем, что они не так серьезно занимаются вокалом, у них нет музыкального образования, больших вокальных данных. Мы проще относимся к этому».

Такое легкое отношение артистов тикток-попа к своему творчеству играет им не только на руку, но и против них. Зачастую можно услышать негодование публики, критикующей молодых музыкантов за то, что те якобы не умеют петь. Чего стоит один только спор Ларисы Долиной и Вали Карнавал в передаче «Музыкалити», где первая пыталась доказать, что петь может только тот, кто долгие годы обучался этому искусству.

Канги: «[Такие претензии] — это полный бред. Человек вправе заниматься тем, что ему нравится, в рамках моральных и юридических законов. А вот настоящие или нет — определят люди тем или иным спросом на такой продукт».

Даня Милохин: «Критика есть всегда, критика была и будет. На нее никак отвечать не нужно. Советую всем никого не слушать и продолжать делать то, что нравится».



Диана Астер: «Мы никому ничего не должны, и нам никто ничего не должен. Люди, которые не хотят нас слушать, могут просто не слушать. Мы делаем это для себя, для нашей аудитории и для тех, кому это нравится».

Ярослав Андреев: «Пение — это набор каких-то звуков, осмысленных или нет. Вот для меня оперные музыканты, как бы они ни умели петь, что-то странное, они там воют. А для кого-то это музыка. И тут то же самое. Главное — кто является оценщиком. Сейчас оценивает аудитория: если ей нравится, значит они умеют петь так, как нужно аудитории».

В то же время, по мнению некоторых артистов тикток-попа, нужно проводить границу между музыкантами, которые пришли в тикток, чтобы продвигать там свое творчество, и тиктокерами, для которых пение — это зачастую просто еще один способ собрать лайки.



MIA BOYKA: «Ребята, которые изначально были тиктокерами, занимаются музыкой просто по приколу. Им надо сделать подписчиков: "Вау как круто, быстро аудитория прибавляется, можно заработать песнями". Чем больше клипов, чем больше прослушиваний, тем больше денег, — говорит певица. — И продюсеры некоторых тикток-домов стали каждому своему подопечному делать песню. Даже не спрашивая их желания, не развивая их вокальные способности. Многие ребята не хотели, но потом полюбили это и начали уже сами как-то двигаться».


Юлия Домбровская: «У нас не было цели заработать на музыке. Это был скорей такой фан. У нас скорей была задача развить ребят, а не сделать из них суперзвезд. Нет никакого плана, все по желанию: кто хотел петь — поют, их не ограничиваем».


Но насколько сильно артисты тикток-попа участвуют в создании своих песен?

Ярослав Андреев: «Тиктокеры, как и другие поп-артисты, где-то сами напишут хук, где-то — куплет, что-то напоют. Иногда садятся с сонграйтерами в студии и направляют их, иногда просто исполняют уже заранее написанную песню. Единого протокола нет, все зависит от каждого конкретного случая. Но случаев, когда тиктокер исполняет уже заранее написанную песню, не внося туда никаких корректив и своего видения, становится все меньше и меньше».


Юлия Домбровская: «Какой-то блогер просто записывает песню и выпускает. А какой-то, как Даня Милохин, себе вместо кровати ставит будку для звукозаписи. Когда он переехал в новый дом, то отжал там целую комнату, сделал звукоизоляцию, купил сам себе оборудование, учится писать биты, постоянно ездит с нами на студии писать песни и прям хочет быть музыкантом. Аня Pokrov сама ездит к авторам, они там собираются девчачьей компанией, сидят, едят, болтают, ревут: так они написали песню "Последний предатель".

MIA BOYKA: "Я участвую везде. На всех процессах создания и продвижения песни. Начиная с создания песни: приезжаю на студию, и мы пишем. Либо сочиняю трек дома. У меня есть синтезатор, я придумываю на нем тоже мотивы какие-то, мелодии. Придумаю, запишу на диктофон, отправлю им. Они накидывают музыку, я приезжаю, что-то регулирую, записываю, при сведении присутствую. Потом мы думаем над тем, как промо песни будем делать. Половину танцев из моих видео в тиктоке придумала я, половину — попросила своих друзей-танцоров".


Канги: "Невозможно написать песню от балды, сказать "На, пой" и чтоб она после этого стала хитом. Это просто невозможно. Все делается совместными усилиями".

Но можно ли тогда сказать, что песни тикток-попа отражают весь богатый внутренний мир их исполнителей?

Диана Астер: "Здесь все индивидуально. У кого-то есть действительно песни, которые отражают их внутренний мир, у кого-то треки просто развлекательные. Да и в целом в музыкальном мире есть как одни исполнители, так и другие".

Ярослав Андреев: "Никто из артистов не отражает свою личность, за редким исключением. При этом важно понимать, что тиктокер не будет исполнять песню, если ее текст не соответствует каким-то его личным моментам".



MIA BOYKA: "Я считаю, что внутренний мир человека должен принадлежать этому человеку. Я пою веселые песни, ну и что? Да, я туда зашила какую-то свою историю, какую-то свою манеру исполнения, но нельзя сказать, что это моя личность. Петь детские песни было моей целью, чтобы собрать детскую аудиторию, очень преданную, и дальше идти уже в более взрослую историю".

В то же время нельзя сводить тикток-поп к танцевальным детским песням, которые вдохновлены поп-музыкой 1990-х.


Юлия Домбровская: "Если людям хочется попрыгать, потусить, повеселиться, то пожалуйста. Но в то же время это не мешает артисту петь какие-то серьезные песни. Например, тот же самый "Последний предатель" Ани Pokrov написан про ее жизнь, про расставание, про серьезное предательство подруги и ее парня".



Если тикток-поп столь разнообразен, то как артистам этого жанра показать свое творчество со всех сторон? Ведь лента тиктока — вещь достаточно эфемерная и в ней легко пропустить новый трек любимого исполнителя. Прошлые поколения музыкантов сосредотачивали свою карьеру вокруг альбомов, которые были центром их творчества. Однако тикток с его скоротечностью контента и его небольшой продолжительностью ставит радикальный вопрос: нужны ли артистам тикток-попа альбомы в принципе?

Ярослав Андреев: "В альбомах сейчас нет никакого смысла, так как инфоповоды живут меньше и вокруг появляется слишком много информации. Проще выпускать синглы".

Тем не менее именно Dream Team House стал местом, где вышел дебютный альбом Дани Милохина "БУМ", самый заметный большой релиз от отечественного тиктокера на сегодняшний день.


Даня Милохин: "Прикольно, у меня уже есть альбом. Тиктокер, многие треки которого хейтят, но у него вышел альбом. Странно, но это звучит круто"

Юлия Домбровская: "В большинстве своем альбомы не нужны не только тиктокерам, но и большинству артистов на данный момент. Дело в том, что "БУМ" вообще случился потому, что у нас было много песен, которые мы хотели выпустить, но физически не успевали".

Хотя альбомы — редкое явление в тикток-попе, со временем их становится все больше.


MIA BOYKA: "Я выпустила свой "Прощальный альбом" не просто, чтобы сказать, что у меня альбом. В нем 17 треков, там все мои хиты и несколько новых треков. Почему прощальный? Потому что я буду прощаться с этим стилем, исполнением детских песен. Буду потихоньку переходить на другую музыку. Я рискнула выпустить альбом, потому что половина песен там уже стали хитами. Но выпускать работу из 10–17 новых песен я бы не стала, потому что это нецелесообразно".


Тикток-поп не стоит на месте и постоянно развивается. Артисты, вчера исполнявшие только веселые танцевальные песни, сегодня могут петь серьезную лирику. Те, кто вчера зарекался выпускать альбомы, сегодня готовятся к их выходу. Куда же может завести дальнейшая эволюция тикток-попа?


Ярослав Андреев: "Знаете, это как взять Little Big: они изначально были прикольные блогеры, веселились, а сейчас выросли в больших мировых звезд. То же самое может быть и с тикток-попом".


Юлия Домбровская: "Тикток-поп, как любой другой жанр, который, грубо говоря, зарождался на коленках, дальше перерастает в какую-то серьезную игру. Очень много тиктокеров уже работают с большими авторами и лейблами. Это просто превращается в большую игру, где артисты, хотят они этого или нет, они будут вынуждены расти по качеству контента и музыкального исполнения".

Кирилл Диденок: "Я думаю, что тикток-поп и дальше будет, как пылесос, собирать все самое яркое из других жанров, трансформируя это в абсолютно бесформенную, но очень классную субстанцию. Многое будет зависеть от того, как будет меняться сам тикток как социальная платформа. Что он будет из себя представлять и какую будет формировать повестку. Исполнители будут расти, как и расти их аудитория. Я думаю, что их музыка будет принимать более взрослую, осознанную форму".



MIA BOYKA: "Дальнейшая цель — закрепиться среди подростков, потом закрепиться среди студентов. Я вообще постепенно буду расти дальше по вот этим возрастным ступенькам, и вот это моя цель. Также у меня есть большая цель выйти на международный рынок. Работаем в этом направлении, и думаю, что будет получаться".



Даня Милохин: "Я вижу будущее для всех тиктокеров, которые поют. Например, Егор Шип, Валя Карнавал, Юля Гаврилина и другие. Нас пока не воспринимают всерьез, потому что мы дети. Но я вижу, как люди вокруг меня заинтересованы во всем этом. Как они учатся, совершенствуются. У меня меняется голос, я стараюсь придумывать больше нового, чему-то учиться. Думаю, мы будущие рок-звезды".


Слушать музыку молодых артистов можно вместе с МегаФоном. Абоненты оператора могут получить бесплатную подписку на Apple Music, где доступно более 75 миллионов треков. В зависимости от выбранного тарифа подписка будет действовать 12 или 6 месяцев. Подробности акции — по ссылке.


{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.1,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.1,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:20,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:5,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

«Нам свойственно идеализировать прошлое»: как молодые артисты возвращают моду на ретро-музыку»

На главную


{"width»:1290,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}