1960-е: «Телевизионное кафе» и живой эфир

Шестое десятилетие XX века Советский Союз встречал на фоне политической оттепели — в том числе и в сфере культуры. В 1960 году вышло постановление ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», где ТВ назвали «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». Надо понимать, что тогда язык советского телевидения был формальным, форматным и бесконечно строгим — массовый зритель остро нуждался в более дружеской и приветливой атмосфере на экране.

За идеями далеко ходить не пришлось: в 1960 году на улице Горького в Москве открылось молодежное кафе, куда приходили артисты, поэты и другие деятели искусства — читать стихи, проводить диспуты и просто общаться. Формат таких мероприятий очень понравился телевизионщикам, и они даже хотели снимать лайвы прямо из зала кафе — но в итоге выделили отдельную студию для программы.

Сначала она так и называлась — «Телевизионное кафе».

Первый выпуск передачи вышел в апреле 1962 года. Сперва она выходила еженедельно — по субботам. Тогда ее гостями были не только артисты, композиторы и другие селебрити: ее посещали ударники труда, военные и просто обычные люди, которые рассказывали занятные истории. Интересно, что в дебютном выпуске передачи Юрия Гагарина решили не представлять — чтобы не подчеркивать его слишком высокий статус на фоне других гостей. Программа стала популярной: советскому зрителю нравилось, что большие звезды сидят вместе с обычными людьми и беседуют максимально непринужденно.

Съемка телевизионной передачи Яков Халип/РИА Новости
Съемка «Голубого огонька» в студии Центрального телевидения СССР. Специальный выпуск телепередачи посвящен полету в космос Валентины Терешковой и Валерия Быковского. Слева направо: летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Валентина Терешкова, советский актер Вячеслав Тихонов, летчик-космонавт СССР Герои Советского Союза Юрий Гагарин.

В дальнейшем программа переименовывалась: сначала была «На огонек», затем «На голубой огонек» и в итоге осталась в истории как «Голубой огонек». Название возникло неслучайно: в 1960-х старые деревянные телевизоры «КВН» отошли в прошлое, их сменили «Рекорды» с большим кинескопом, у которого было голубоватое свечение. Название «Голубой огонек» символизировало прогресс тогдашнего телевидения — как технический, так и смысловой.

«Голубой огонек» быстро отошел от еженедельного формата в пользу праздников — 8 Марта, 7 ноября и Нового года. Так передача приобрела торжественную подоплеку. 31 декабря 1962 года «Огонек» впервые вышел в новогоднюю ночь. Эта передача была особой: во‑первых, подводились итоги года, во‑вторых, студия была под стать празднику украшена гирляндами, серпантином и снежинками, а в-третьих, длилась несколько часов. Так «Голубой огонек» быстро стал не только прямой ассоциацией с Новым годом, но и обязательным атрибутом праздника.

Народная артистка СССР Эдита Пьеха выступает в телевизионной передаче Валерий Генде-Роте/РИА Новости
Народная артистка СССР Эдита Пьеха выступает в телевизионной передаче «Голубой огонек» 1 декабря 1966 года.

Главным героем новогодних «огоньков» тогда был Юрий Гагарин: эйфория апреля 1961-го длилась все десятилетие — поэтому именно космонавты, а не артисты были ключевыми звездами передачи. В 1969-м Гагарин трагически погиб, и в этом году шоу впервые обошлось без участия космонавтов.

1960-е — единственное десятилетие, когда «Голубой огонек» был по‑настоящему живым: программа транслировалась в прямом эфире.

1970-е: Брежнев, съемки-подтасовки и фрукты из папье-маше

Когда технические возможности телевидения стали позволять записывать передачи, это заметно упростило жизнь участникам «Голубого огонька». В 1970-х программу стали снимать заранее: теперь приглашенные звезды могли спокойно отсняться за месяц до боя курантов, а праздник встречать дома, с семьей.

Съемки проводились в несколько сессий: разные куски записи комбинировали так, что кадры аплодисментов после прозвучавшей песни на самом деле могли сниматься в другой день. Из-за этого «Огонек» начал приобретать те черты, за которые его сейчас принято критиковать, — искусственные эмоции, фальшивый эффект живого присутствия. Более того, даже шампанское на самом деле оказывалось шипучкой, а фрукты были сделаны из папье-маше.

Герой Социалистического Труда Ксения Исаковна Михнюк (в центре) и советская эстрадная певица Алла Борисовна Пугачева (на втором плане) в роли ведущей во время съемок развлекательной новогодней телевизионной передачи Валентин Мастюков/ТАСС
Герой Социалистического Труда Ксения Исаковна Михнюк (в центре) и Алла Борисовна Пугачева в роли ведущей в студии телецентра «Останкино», декабрь 1976 года.

Оттепель шестидесятых сменила эпоха застоя — главная передача страны не могла не зафиксировать эти изменения. Непринужденные беседы и легкость общения отдали место наигранному пафосу и заученным речам. Сценарий передачи утверждали в пяти инстанциях: даже на уровне ЦК партии! Контент передачи стал корректироваться в угоду вкусам и интересам ЦК и Леонида Ильича Брежнева. Так, власть отчего-то сильно любила цыганские романсы в исполнении Николая Сличенко — он стал завсегдатаем «огоньков».

В 1970-х на «Голубом огоньке» ужесточилась цензура — часто она исходила из личных прихотей цензоров. Например, председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину не нравились джинсы, кожаные пиджаки и усы с бородой — выступать с этими атрибутами на передаче было запрещено. Затем шла классика, народные песни, эстрада и юмор.

Радмила Караклаич выступает на «Голубом огоньке» с югославским оркестром «Белградские мастера», 1973 год. Н. Герасимов/РИА Новости
Радмила Караклаич выступает на «Голубом огоньке» с югославским оркестром «Белградские мастера», 1973 год.

Эстрадным номерам на «Огоньке» в годы Брежнева уделялось не очень много времени: его забирали классика, романсы, юмор и народные песни. Тем ожесточеннее была схватка эстрадных артистов за эфир: появление в «Голубом огоньке» подчеркивало звездный статус и выводило на космический уровень популярности. Однако даже само участие в передаче не гарантировало итоговое появление на телеэкране: артиста просто могли вырезать.

1980-е: цвет, Пугачева, перестройка

К новому десятилетию «огоньки» стали цветными. В это же время взошла звезда Аллы Пугачевой, ставшей для многих едва ли не главной причиной для того, чтобы включать «огоньки».

Передача была еще под жестким контролем Гостелерадио СССР, но сопротивляться вкусам масс не могли даже цензоры: так, звезды вроде той же Пугачевой, Софии Ротару и Валерия Леонтьева могли исполнять по две-три песни в «Голубом огоньке». Помимо советских звезд, в 1980-х на передачу стали приглашать и артистов из других социалистических стран.

Народная артистка Украинской и Молдавской ССР София Ротару во время новогоднего праздничного концерта. Бориса Кавашкина /Фотохроника ТАСС
Народная артистка Украинской и Молдавской ССР София Ротару во время новогоднего праздничного концерта.

История «Голубого огонька» в его привычном виде оборвалась в перестройку: сначала в 1986 году «Огонек» потерял название, а потом и формат. Новогодние концерты стали площадкой для экспериментов: например, «огонек» пробовали снимать в разных местах — в ресторане «Арбат» и музее-заповеднике «Коломенское». В 1987 году вышел последний эфир под вывеской «Голубой огонек», и это было попурри номеров из старых передач.

1990-е и наше время: «Огонек» без огонька

Новогоднее ТВ в первое десятилетие новой России погрузилось в ностальгическую тоску: в 1995 году ОРТ запустило «Старые песни о главном», и шоу стало настолько успешным, что его продлили на три сезона, а конкурентам пришлось чем-то отвечать. Так, в 1998 году РТР обратился к очевидному варианту — и вернул вывеску «Голубой огонек» в новогодний эфир.

Новогодние концерты под старым названием продолжают выходить на «второй кнопке» российского ТВ — но наследуют советскому «Голубому огоньку» исключительно символически. Оригинальная передача была интересна тем, что отражала смену эпох в политике, музыке и культуре в целом. Не будет преувеличением сказать, что по советским «Голубым огонькам» можно изучать историю Союза с начала 1960-х, наблюдать за тем, как космонавтов в студии сменяли партийные номенклатурщики, а героев труда — популярные артисты.

Съемки новогодней программы Алексей Ладыгин/ТАСС
Верка Сердючка (Андрей Данилко) на съемках новогодней программы «Голубой огонек» 19 декабря 2010 года.

Про постсоветский «Голубой огонек» этого сказать нельзя: передачу справедливо критикуют за несменяемость примерно всего — формата, студии, антуража и героев: из-за этого так просто и не отличишь «Огонек» 2021 года от «Огонька» 2011-го. Во многом поэтому в противовес «Голубому огоньку» с начала 2000-х на ТВ стали появляться «альтернативные» «огоньки». Например, в 2004 году на канале «Рен-ТВ» вышел праздничный концерт под названием «Неголубой огонек», в котором герои эстрады на равных правах участвовали с молодой и не очень рок-порослью. Программа «огонька» способна удивить и сейчас, в эпоху YouTube-шоу «Музыкалити»: «Звери» спели с Булановой, Киркоров — с Сукачевым, а «Агата Кристи» исполнила «Маленькую страну».

Замшелость и несменяемость формата и состава участников «Голубого огонька» начала создавать фантазию: как выглядело бы шоу в том же виде, но с участием людей из интернета, а не из ТВ? В 2018 году такую фантазию реализовали в «Вечернем Урганте»: новогодний концерт выглядел так же, как и «Голубой огонек», только вместо Баскова и Валерии с бенгальскими огоньками за праздничным столом сидели Boulevard Depo, Big Baby Tape и другие молодые люди. Что характерно, исполняли они как раз песни прошлого поколения: «Солнышко», «Коня» и «Ничего не говори». Натужность улыбок и мин, да и вообще притворно-дурашливый характер всего действа не только искренне забавляли, но и обозначали: вообще-то обычный «огонек» выглядит абсолютно так же!

19 декабря 2010. Певец Дима Билан (в центре) и дуэт Алексей Ладыгин/ТАСС
Дима Билан и дуэт «Новые русские бабки» во время съемок новогодней программы «Голубой огонек» для телеканала «Россия», 19 декабря 2010 года.

Интересно, что в последние пару лет тренд на деконструкцию и гротескизацию старых форматов новогоднего эфира продолжается. Все та же команда «Вечернего Урганта» препарировала вселенную фестиваля «Сан-Ремо»: одела Джарахова и Славу Марлоу в парики, заставила петь по‑итальянски под ретровейв — выяснилось, что это смешно! Другое дело, что, пока коллеги на базе старого формата пытаются изобразить новое шоу, основной «Огонек» представляет собой в целом невеселое зрелище. Из главного телешоу страны, внимательно подводящего итоги года, «Голубой огонек» превратился в символ стагнации федерального ТВ и традиционных институтов шоу-бизнеса, окончательно уничтожив ностальгию по оригинальной передаче.