Сначала вышел короткий, но резкий, как плеть, тизер со сценой повешения узников концлагеря, затем — девятиминутный клип, больше похожий на короткометражный фильм ужасов с элементами фантастики.

«Безвкусная эксплуатация свободы творчества», «непристойно и омерзительно», «использование холокоста в целях рекламы» — вот лишь малая толика обвинений со стороны представителей еврейской общины ФРГ. «Германские рокеры вызвали скандал наци-клипом» — это уже пишет британская Би-би-си в стилистике, неуловимо напоминающей об СССР и временах застоя.

Жестокая ирония судьбы: в своем творчестве Rammstein всегда стремились к максимальному градусу свободы, но именно им постоянно пытаются приклеить ярлык фанатов тоталитаризма и ультраправых радикалов. Дошло до того, что представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин назвал группу «культовой в кругах неонацистов», хоть и счел, что новый клип больше оскорбляет самих немцев, чем евреев.

Есть ли в этих обвинениях хоть капля правды и почему после выхода «Германии» подозрения в тайных симпатиях Rammstein к гитлеризму вспыхнули с новой силой?

Эпатаж, эстетика, экзальтация

С момента основания Rammstein придерживались принципов «трех Э», вынесенных в подзаголовок. Концерты группы хорошо известны и любимы фанатами благодаря невероятной энергетике самых музыкантов, необычным костюмам и обильному применению пиротехнических и световых спецэффектов. Что до эпатажа — чего только стоит выступление бессменного фронтмена группы Тилля Линдеманна в 2016 году в Вене, где он вышел на сцену со спрятанным под одеждой муляжем пояса смертника. Под конец выступления Линдеманн в буквальном смысле взорвался фейерверками.

Такие «мелочи» Rammstein уже давно прощают по умолчанию. В дискографии группы есть песня об изнасиловании девушки родным отцом, аллюзии на буквально все сексуальные отклонения, от некрофилии до садомазохизма, и хит о каннибализме Mein Teil, во время исполнения которого музыканты якобы варили в котле и съедали одного из своих коллег.

Однако чаще всего им припоминают заимствование из хроники нацистской эпохи для съемки клипа Stripped в 1998 году. Редкий случай для Rammstein — песня на английском языке, вернее, кавер на оригинал от поп-кумиров Depeche Mode. В клипе использовались кадры из «Олимпии», пропагандистской работы одной из самых известных женщин Третьего рейха Лени Рифеншталь.

Так что Горин в чем-то прав — 20 лет назад некоторые праворадикалы считали Rammstein своей группой. Вот только с тех пор музыканты сделали все, чтобы доказать, что их искусство не просто далеко, но и враждебно нацизму. Достаточно вспомнить сингл Links 2 3 4, вдохновленный работами немецкого драматурга и убежденного антифашиста Бертольта Брехта. В новой «Германии» есть еще более откровенный намек.

Сцена с повешением заключенных концлагеря вызвала такой большой скандал, что критики не разглядели нашивки на робах участников группы. На груди у одного из них еврейская звезда, у другого розовая метка гомосексуала, а сам Линдеманн «помечен» красным знаком агитатора-коммуниста. Кажется, музыканты Rammstein буквально кричат: мы не такие, как большинство, и поэтому общество хочет вздернуть нас на виселицу.

О чем клип

Что-то подсказывает, что критики «Дойчланда» либо довольствовались тизером, либо смотрели его на перемотке. Никакой нацистской пропаганды или спекуляции на теме холокоста в нем нет. Есть лишь любовь.

Любовь к Родине, пусть и в образе женщины. Причем женщины подчеркнуто неевропейской внешности: тут и троллинг, и легкое издевательство над Германией в облике белокурой и белокожей женщины — так на протяжении двухсот лет ее изображали немецкие националисты.

Этот штрих характеризует все сделанное широкими киномазками полотно «Дойчланда». Да, это патриотизм, но патриотизм не фашиста-курильщика, а здорового человека. Вместить в девять минут всю историю такой страны практически невозможно, зато ключевые точки над i Rammstein расставил четко и окончательно.

Хронологическая последовательность намеренно нарушена и перетасована — законы жанра, — но все сцены связаны с реальными историческими событиями.

Единственная дата дана в начале — 16 год нашей эры. В этом году римские легионеры под командованием военачальника Германика разгромили ополчение древнегерманских племен во главе с легендарным вождем Арминием — в годы роста национального самосознания немцев он станет мужским образом единого государства под именем Герман.

«Высокомерна, превосходна, Захватывай, передавай, Удивляй, вторгайся, Германия, Германия превыше всего».

Дата выбрана намеренно. За семь лет до этого бывший римский наемник Арминий предал бывших хозяев и поднял бунт. Когда его воины изрубили на куски бойцов трех римских легионов, вся Римская империя погрузилась в траур — такого поражения самое могущественное государство в древнем мире еще не знало. Эта бойня вошла в историю как битва в Тевтобургском лесу, именно она является отправной точкой национального немецкого мифа.

Тайминг: 0:50

Но Тилля и его команду интересуют только самые мрачные и кровавые страницы истории родной страны — они отказываются переписывать прошлое, вычеркивая все неприятное и не соответствующее современной морали.

Ведь политика — всегда грязь, а война никогда не меняется. И Rammstein не отворачивается от Германии, чье «дыхание так холодно». Средневековый раскол и бесконечные распри между мелкими немецкими княжествами, гонения инквизиции на еретиков, порочная администрация коммунистической ГДР, леворадикальные боевики с коктейлями Молотова — в пересказе музыкантов история Германии превращается в эпичный экшен, полный огня, крови и боли.

Любовь через боль

Монахи отправляют на костер человека — и тут же нацисты устраивают костер из книг, чтобы позже обняться со своими «коллегами» из прошлого. Члены террористической группировки «Фракция Красной Армии» во главе с переодетым в женское платье Линдеманном (видимо, играющим роль Ульрики Майнхоф) палят из всех стволов по спецназу и берут в плен чернокожую Германию. Нет такого позорного пятна в истории Германии, на которое Rammstein не готовы обратить внимание. Поэтому самая скандальная и вызвавшая осуждение сцена в концлагере логически неизбежна.

Тысячелетний рейх простоял двенадцать коротких лет, но стал абсолютным нулем немецкой истории. Даже исламизм — не настолько запретная и ненавистная идеология, как нацизм, а чудовищные рубцы Второй мировой навсегда врезались в тело Европы.

«Германия, моё сердце пылает. Хочу любить и проклинать тебя. Германия, твоё дыхание холодно. Такая молодая, и всё же такая старая».

Rammstein максимально деликатно и серьезно подходит к этой самой болезненной для немцев теме. В отличие от других эпизодов, здесь нет гротеска, пожирания плоти или эротики, но произносится крайне важная строчка Deutschland über allen («Германия превыше всех») — искажение нацистского клича, взятого из старого гимна: «Германия превыше всего».

Тайминг: 4:02

Очеловечивая эту фразу, поющий ее Линдеманн дает ключ к смыслу песни — любят свою страну не за, а вопреки. На протяжении столетий история Германии больше напоминала кошмарную реку крови, а человеческая жизнь ценилась куда меньше, чем верность мракобесным по современным меркам взглядам. Кульминацией подавления и уничтожения человеческой личности громадой государства стал холокост. Но луч света есть даже в самом темном царстве, вот почему приговоренным к смерти узникам нацистов удается освободиться и расстрелять своих мучителей.

Конец остается открытым, на Земле остаются дети современной Германии в облике собак, а сама она умирает или погружается в анабиоз, чтобы отправиться в космос — возможно, к началу времен.

Сцена с рожденными Германией щенками тоже у многих вызвала шок. Здесь тоже спрятано «пасхальное яйцо». Судьба немецкой породы леонбергер была крайне непростой: нацисты использовали этих собак для перетаскивания боеприпасов, что привело к их почти полному уничтожению — Вторую мировую войну пережили всего восемь леонбергеров. Однако сейчас они вновь расплодились и разводятся даже в России.

Тайминг: 6:30

Искать и находить мелкие детали, символы и скрытые послания в «Германии» можно очень долго. Пока важно отметить главное: клип так долго сторонившихся любой политики Rammstein затрагивает ряд острых и даже запретных тем, но выходит далеко за рамки любой конкретной идеологии.

Что до нацизма, то тут он присутствует ровно в таком же качестве, что и в «Семнадцати мгновениях весны» или «Бесславных ублюдках», — в качестве зла, которое необходимо уничтожить.

Резюмируя, хочется поздравить королей эпатажа с переходом в новую весовую категорию. На наших глазах рождается легенда — авторы суперхитов Du Hast и Mein Herz Brennt вновь превзошли самих себя и создали культовое произведение искусства.

Смелая творческая работа воспламеняет не только сердца и заставляет падать чиновников и скучных хранителей общественной морали в обморок, но разве могло быть иначе? Группа, взявшая имя в память о гибели более 80 человек на авиашоу «Рамштайн», уже 25 лет остается одной из самых скандальных и ярких звезд немецкой эстрады, намертво связанной с историей родной страны.