Открытие дня
_ 19.59 / 07.02.2020 _

Занимательный «Оскар»: когда и за что статуэтки давали российским фильмам

Российские кинематографисты на «Оскаре» — не чужие люди. Например, в категории «Лучший фильм на иностранном языке», если суммировать советские и российские премии, впереди нас по количеству побед только итальянцы и французы. Побеждали мы и в других категориях, а всего на счету отечественной школы кино шесть «Оскаров» за всю историю.

Первыми на «Оскаре» победили советские документалисты Леонид Варламов и Илья Копалин с фильмом «Разгром немецких войск под Москвой» в 1943 году, когда Великая Отечественная война еще была в самом разгаре. Кстати, часовая картина в открытом доступе лежит на YouTube — если вы вдруг в преддверии церемонии и в год 75-летия Победы захотите ее посмотреть.

Далее на «Оскаре» наши ленты долгое время побеждали только в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В 1968-м награду забрал Сергей Бондарчук с фильмом «Война и мир», в 1975-м — Акира Куросава с «Дерсу Узалой», который снимался на советские деньги и представлял на премии СССР, а в 1980-м — Владимир Меньшов с мелодрамой «Москва слезам не верит».

Но то было кино советское. В истории российского же кино есть всего две победы. В 1994 году Никита Михалков выиграл золотую статуэтку за фильм «Утомленные солнцем», а в 2000-м аниматор Александр Петров получил «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» за свою ленту «Старик и море».

Источник:
Открытие дня
_ 13.32 / 07.02.2020 _

Занимательный «Оскар»: актеры и режиссеры, которые отказывались от главной кинопремии

Несмотря на то что золотая статуэтка «Оскара» — самая желанная кинопремия в мире, в истории кинематографа было немало звезд, которые пренебрежительно к ней относились. Например, по легенде, великая американская актриса и единственная в мире обладательница четырех статуэток в женских актерских категориях Кэтрин Хепберн сделала из своих «Оскаров» четыре ножки для журнального столика. А Фрэнсис Форд Коппола однажды в сердцах, когда не мог найти денег на «Апокалипсис сегодня», даже выкинул все свои статуэтки за двух «Крестных отцов» в бассейн (награды спасла мать режиссера). Вуди Аллен же, неоднократный лауреат премии, почти никогда не посещает финальных церемоний.

Но самый большой скандал на церемонии случился в 1973 году. За главную премию на церемонии боролись «Кабаре» Боба Фосси и «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. В одной из номинаций участвовал и Марлон Брандо — на тот момент не очень любимый в Голливуде.

Когда дело дошло до номинации «Лучший актер второго плана» и Лив Ульман вместе с Роджером Муром вытащили бумажку с именем Брандо, на сцену неожиданно вышел не великий актер, а девушка-индианка по имени Сашин Маленькое Перышко. Она заявила, что Брандо отказывается от награды из-за неподобающего отношения к коренному народу США в Голливуде, и зачитала длинное письмо актера, в котором он объяснял свое решение (его позднее опубликовала New York Times). Брандо до сих пор остается единственным в истории актером, который отказался от статуэтки. До Джорджа К. Скотта, который публично уведомил Киноакадемию, что откажется от премии за роль в «Паттоне», если выиграет, награда все же дошла.

Источник: