Графичные рисунки Реймонда Петтибона, сопровождающиеся подписями, неслучайно похожи на комиксы: телевидение, популярная литература и массовая культура в целом — главный источник его вдохновения. Тематика, с которой работает художник, — американские реалии, рутина, перемежающаяся с бытовыми мифами и цитатами из любимых книг. Сюжеты его рисунков часто жестокие, без прикрас показывают домашнее насилие и рассказывают о терроризме. Петтибон в духе политических карикатур прошлого века рассуждает о проблемах современных и делает это открыто, как настоящий панк.

Реймонд Петтибон, «Без названия» Jeffrey Ufberg/WireImage
Реймонд Петтибон, «Без названия»

С панк-культурой художник связан с самого детства. Его старший брат, Грег Гинн, основал хардкор-панк-группу Panic, позже переименованную в Black Flag. Реймонд помогал брату с выступлениями, одно время играл в группе как басист, а также разработал ее логотип, с которым Black Flag и вошли в историю панк-музыки. Художник, кстати, тоже родился с фамилией Гинн и сменил ее только в 1976 году на псевдоним Петтибон — от прозвища Petit Bon («хороший мальчик»), которое дал ему отец. Название Black Flag тоже было его идеей: по мнению художника, «черный флаг олицетворяет анархию». Однако себя Петтибон анархистом не считает: «Сейчас все эти ярлыки теряют смысл. Не стану звать себя анархистом. Люди, которые называют себя так, не резонируют со мной».

Петтибон много рисовал для Black Flag — обложки записей, оформление флаеров и афиш, а в восьмидесятых стал создавать рисунки и для других американских панк-групп. Главная работа, благодаря которой художник стал известен за пределами экспериментальной музыкальной сцены Америки, — обложка вышедшего в 1990 году альбома Goo группы Sonic Youth.

Принт в виде обложки альбома Goo группы Sonic Youth Matthew Sperzel/Getty Images
Принт в виде обложки альбома Goo группы Sonic Youth

С тех пор Петтибон успел нарисовать более десяти тысяч графичных листов, больших работ и росписей, провести десятки выставок по всему миру, в том числе в музее «Гараж» в 2017 году. Его герои — обычные люди, Человек-паук и Бэтмен, бизнесмены, святые и Дева Мария, чиновники и наркоманы. Он не боится реакции аудитории на свои провокационные рисунки: «Чем больше ты идешь на поводу у публики, тем слабее становится работа». Когда речь заходит об образах, которые появляются на картинах Петтибона, он говорит, что все его персонажи живут своей жизнью и даже меняются в процессе работы над рисунком: «Однажды я начинал рисовать дикобраза, но в итоге это стало моей собакой».

Возможно, именно эта живость образов и привлекла Кима Джонса, который предложил Петтибону вместе поработать над мужской коллекцией Dior осень-зима 2019. Джонса интересовали и сами образы, и текст, которым художник снабжает все свои рисунки, — их превратили в принты, вышивку и шитье бисером. Над созданием некоторых деталей коллекции трудилась команда из 15 человек в течение 1600 часов — больше всего сил ушло на вышитый портрет женщины, напоминающей Мону Лизу. Часть работ, которые были использованы при создании коллекции, Петтибон нарисовал специально для нее, другие достал из своих обширных запасников — большинство из них никогда не выставлялось. «Я знаком с творчеством Реймонда с юности. Его эстетика мне очень близка, и мне нравится, как чувствительность панка накладывается на кутюрное ремесло», — рассказал Джонс.

Работа над вышивкой по мотивам работы Петтибона в коллекции Dior осень-зима 2019 Dior
Работа над вышивкой по мотивам работы Петтибона в коллекции Dior осень-зима 2019

Художник работает на стыке искусства и музыки и с модой напрямую связан не был: «Я вырос в бедности, и все вещи, которые я сам себе покупал, — это секонд-хенд». С другой стороны, он все же признает, что мода тоже не чужда его области интереса: «Искусство и мода вместе — как аккуратно связанный свитер. Я пришел в искусство из панка, а антимодная идеология панка — это до крайности модно».

В новой кампании коллекции, снятой Стивеном Майзелом, образы с фрагментами работ Петтибона соседствуют с самими работами. Это не просто красивое и логичное визуальное дополнение коллекции, а ненавязчивое промо первого европейского филиала галереи Дэвида Цвёрнера, который откроется в Париже осенью: первая выставка в нем будет состоять как раз из работ Реймонда Петтибона.