Еще до саммита G7, на котором ведущие мировые модные компании подписали пакт о координации своих действий в области устойчивого развития, бренды выдвигали свои экологические планы, и в них нередко был пункт про использование переработанных материалов.

Так, Prada решили полностью перейти на переработанный нейлон. Ежегодно для создания знаковых курток, плащей и рюкзаков Prada используют около 700 тысяч метров нейлона в своих коллекциях. Нейлон — материал из семейства полиамидов, который довольно легко подвергается регенерации (переработке). То есть из бывших в употреблении нейлоновых вещей — одежды, парашютов, канатов — можно заново сделать ткань без потери качества материала. Регенерированное волокно Econyl, которое уже используют Prada, Burberry и другие модные бренды, впоследствии также можно заново использовать. Плюс в том, что переработать материал дешевле, чем сделать новый с нуля, к тому же это очевидное доброе дело: основной источник вторсырья — старые рыболовные сети, уже ставшие частью океанического мусора (именно они приводят к плачевным последствиям для многих морских обитателей, которые могут запутаться и умереть в бесхозных сетях).

Капсульная коллекция Burberry burberry.com
Капсульная коллекция Burberry из материала Econyl

Другой синтетический материал, которой поддается переработке снова в волокна, — полиэстер. Со вторичным полиэстером модные компании работают уже давно и широко. Аутдор-марка Patagonia стала в этом пионером: она использует переработанные пластиковые бутылки для создания флиса для своих жилеток и курток с 1993 года. Сырьем для него становятся и пластиковые бутылки (PET, из которого они сделаны, — это и есть полиэстер), и бывшая в употреблении синтетическая одежда, и океанический мусор. Переработкой последнего в полезные материалы занимается, в частности, организация Parley for the Oceans, которая сотрудничает с adidas, Stella McCartney и рядом других компаний. Масс-маркет также начинает использовать вторичные материалы: у H&M переработанный полиэстер регулярно встречается в коллекциях линии Conscious, а Zara собираются перейти на использование только вторичного полиэстера к 2025 году.

Несмотря на перспективность работы с вторичными материалами, для брендов это нелегко. «Просто сейчас это очень дорого, а нам важно, чтобы вещи оставались в нашем [ценовом] сегменте», — рассказали Слава Абденов и Влад Иванов, основатели марки SL1P, которая выпускает трикотажные вещи из остатков пряжи крупных производств. О сложностях поиска переработанных материалов говорят и дизайнеры Нелли Недре (NNedre) и Ольга Глаголева (Go Authentic): недавно они выпустили совместную коллекцию, сшитую из переработанного полиэстера из пластиковых бутылок. Ткань заказывали в Китае — в России такую пока не производят.

Капсульная коллекция #01.06 марки SL1P Пресс-служба SL1P
Капсульная коллекция #01.06 марки SL1P

Рассказываем про пять марок, которым, несмотря на трудности, удалось внедрить экоинициативы в свой бизнес.

Ecoalf

Испанский бренд Ecoalf создает базовые вещи из переработанных материалов уже почти десять лет. В ход идут и пластиковые бутылки, и приснопамятный океанический мусор, и изношенные автомобильные шины, и даже кофейная гуща — из чего-то получается ткань, другая часть становится подошвами обуви или аксессуарами. Подробнее о судьбе каждого из материалов можно узнать на сайте бренда: Ecoalf стремится к максимальной прозрачности своей работы и охотно рассказывает покупателям о процессе сбора, сортировки и переработки используемого вторсырья. Там же можно и купить вещи, цены составляют от $45 за футболки до $330 за пуховики.

Bethany Williams

Финалистка LVMH Prize Бетани Уильямс в своих коллекциях использует весь спектр экологичных материалов: от переработанного полиэстера до сотканного вручную полотна, на которое пошли старые книжные обложки, баннеры и пластиковый мусор. За проектом Бетани стоит еще одна мощная инициатива в области устойчивого развития — уже социального толка: ткут эти полотна не просто ремесленники, а люди, лечащиеся от алкогольной и наркотической зависимости, которые проходят реабилитацию и получают новые навыки в итальянских мастерских San Patrignano. Пока Уильямс не тиражирует коллекции — большинство вещей созданы в единственном экземпляре, но купить их можно, написав дизайнеру.

Brothers We Stand

Этичный мужской бренд Brothers We Stand снабжает каждую вещь таблицей, в которой рассказывается, какое влияние ее производство оказывает на экологию. На сайте можно найти как собственную коллекцию бренда (в основном это вещи из органического хлопка, но там, где необходима синтетика, переработанные материалы тут как тут), так и вещи других экологичных марок. Дождевики из переработанного полиэстера обойдутся в £85, а толстовки из смеси вторичных полиэстера и хлопка — в £35.

Riley Studio

Гендерно-нейтральная минималистичная одежда Riley Studio шьется из переработанного полиэстера, регенерированного нейлона Econyl, пряжи Q-Nova (еще один вид переработанного нейлона, разработанный итальянской компанией Fulgar) и комбинированного материала Recover® yarn (в основе — полиэстер из пластиковых бутылок и переработанный хлопок, который «наклеивается» на полиэстеровое волокно). Кроме вторичных материалов бренд использует органические, а также заботится обо всех деталях: например, фурнитура тоже создается из переработанного пластика, а упаковка, в которой отправляют посылки, — из макулатуры. Заказать вещи можно на сайте Riley Studio, цены начинаются от £25 за бейсболки и доходят до £210 за технологичные анораки.

Noah

Переработанным может быть не только полиэстер или нейлон, но даже и обычный хлопок. Американский бренд Noah, уделяющий особо пристальное внимание тканям, выпустил специальную коллекцию футболок и лонгсливов из переработанного хлопка. «Эта футболка — мусор. Буквально», — сообщают производители в кампании коллекции, но при этом подчеркивают, что вещи, созданные из отходов текстильного производства, ничуть не хуже «первичных», не отличаются на ощупь и будут служить так же долго. Пожалуй, простая белая футболка из хлопкового вторсырья за $58 может стать идеальным началом знакомства с миром переработанных материалов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что такое апсайклинг и зачем вообще переделывать старые вещи

Как меняется фэшн-индустрия, чтобы противостоять глобальному потеплению

Модные компании подписали пакт на саммите «Большой семерки». Что это и почему вам нужно о нем знать?