DAVIDHENRYNOBODYJR / CATERS/Legion Media

В 2013 году редакция американского National Geographic предположила, как будут выглядеть американки к 2050 году. И если основной идеей этого исследования было то, что через 40 лет расы окончательно смешаются, то в своей колонке New Yorker подмечает: сегодня мы бы назвали получившееся изображение классическим «инстаграмным лицом», потому что оно похоже на лица Ким Кардашьян, Беллы Хадид, Эмили Ратайковски и Кендалл Дженнер одновременно. В чем New Yorker и National Geographic солидарны — это лицо мультинационально: разрез глаз стремится к азиатскому, форма и полнота губ — как у темнокожих, нос — маленький и тонкий.

Красивое в общепринятом смысле лицо в 2019 году (и исследования это подтверждают) — это слегка раскосые глаза, крупные губы, выраженные скулы, острый подбородок и маленький нос с низкой спинкой. Понять, почему именно этот набор параметров будоражит женщин из западной культуры, уже невозможно, но откуда-то это все однажды началось. Возможно, мы просто возвращаемся к корням — чем больше филлеров в лице, тем больше мы напоминаем питекантропов (ну вдруг). Возможно, мультикультурность шоу-бизнеса заставляет нас хотеть быть похожими одновременно на Тейлор Свифт, Рианну и участниц группы Black Pink. А может быть, виной тому инстаграм, где люди, соревнуясь за внимание, изменяют свои лица и тела до неузнаваемости.

Как инстаграм усугубляет наши комплексы

Мир не стал одержимым красотой и молодостью в 2010-х — он всегда таким был. И конечно, желание выглядеть лучше, счастливее и успешнее, чем на самом деле, тоже было всегда свойственно даже умнейшим из нас и воспето в культуре от сериала «Отчаянные домохозяйки» до романа Ги де Мопассана «Милый друг». Что изменилось за последние десять лет? До появления инстаграма люди никогда не задумывались о фотогеничности всех аспектов своей жизни — от сервировки завтрака до собственных фото в кровати / в купальнике / на вечеринке. Однако с появлением соцсетей склонность превратилась в манию.

Результаты психологических исследований говорят: инстаграм опаснее других соцсетей для психического здоровья как создателей контента, так и его потребителей. Кроме того что наблюдение за чужой жизнью может вызвать депрессивные состояния (ведь в интернете все выглядят красивыми, успешными и счастливыми, пока вы живете крайне обычно) и повышенную тревожность (вдруг вы пропустили что-то важное и выпали из мейнстрима), инстаграм стал местом, куда можно безнаказанно вылить накопившуюся агрессию, отыгравшись в комментариях под фото знаменитостей. При этом мы привыкли к двойным стандартам: людей, упрекающих условную Ольгу Бузову за использование фейстьюна, не сильно волнует, замазывают ли в фотошопе прыщи и правят ли носы их друзья и коллеги (и конечно, многие грешат этим и сами).

DAVIDHENRYNOBODYJR / CATERS/Legion Media

Социальные медиа просто вытеснили собой глянец, телевидение и классическую рекламу в нашем поле зрения. Жили ли мы раньше счастливо, довольствуясь тем, что дала природа? Нет. Но возможные манипуляции со своей внешностью в разы подешевели. Если раньше, чтобы получить узкий нос без горбинки, тонкую талию, высокие скулы и большие губы, приходилось прибегать к серьезным хирургическим операциям, сегодня многие вопросы решает косметология. Американское общество эстетической пластической хирургии сообщает, что, хотя пластическая хирургия теряет популярность, интерес к косметологии быстро растет и уже составляет 77% от всех вмешательств. В нос, скулы, губы и подбородок — филлеры. Овал лица рихтуется нитями. Жир откачивается из талии и живота и вкалывается в ягодицы. Готово, получилась женщина, снимок которой мог бы стать основой для нового фильтра. В салонах Великобритании клиенту и вовсе предложат не мелочиться и взять пакет услуг «Кайли Дженнер», названный в честь одной из самых популярных девушек инстаграма (и самой молодой девушки в списке Forbes). В пакет стоимостью £700 входят инъекции филлеров в губы, скулы и подбородок. В России свою порцию славы уже отхватил хирург Емельян Брауде, обучающий косметологов со всей страны делать клиенткам #лисьиглазки и #щечкияблочки. Последняя «инновация» Емельяна — «Губы дьявола» и жиросжигающий препарат сомнительного происхождения, не зарегистрированный ни в одном из официальных реестров. Но самое страшное, что те, кому не по карману косметолог, могут заказать филлеры и шприц на дом и сделать себе инъекции самостоятельно по урокам на ютьюбе. Последствия подобного улучшения себя в домашних условиях мы описывать не будем.

Что с этим делать

Интернет дал нам уникальную возможность самим модерировать поток контента, который мы потребляем. Но как дал, так и отобрал. Формируя ленту инстаграма и забивая ее безупречными лицами и телами, пользователи начали принимать их за единственно верный вариант «правильного» внешнего вида. А на основании наших подписок и лайков инстаграм подкидывает нам рекомендации — там те же красивые люди, реклама косметических средств от акне на безупречной коже и купальники Эмили Ратайковски, которые хорошо сидят только на Эмили Ратайковски. Повезло тому, кто достиг определенной эмоциональной зрелости и может хотя бы частично дистанцироваться от инстаграм-эльфов, не сравнивая себя с ними. Тем, кто слишком юн или слишком ведом, чтобы фильтровать подобный контент, приходится куда сложнее.

danielmooney/instagram.com

Стоит отдать инстаграму должное, его команда старается — в 2019 году случилась целая плеяда запусков, которые должны приблизить виртуальную жизнь к бренной реальности. Например, в этом году соцсеть ввела ограничение, позволяющее регистрироваться в соцсетях лишь людям старше 13 лет. Пользователей давно предупреждают о потенциально шокирующем контенте (все мы видели заблюренные снимки, демонстрирующие, например, результаты жестокого обращения с животными — чтобы их посмотреть, надо подтвердить кликом, что вы готовы к такому зрелищу). Еще из важного — соцсеть будет автоматически блокировать эротические и оскорбительные комментарии, предупреждать о потенциально оскорбительных подписях к постам, а также скоро лишит нас главного хлеба нашего тщеславия — публично демонстрируемого количества лайков. Работа ведется, и активно.

Но как быть с тем, что не назвать ни оскорбительным, ни шокирующим контентом? Речь о фотографиях идеальных людей и их идеальных жизней, каждый день напоминающих миллионам пользователей соцсетей о том, как они никогда не будут выглядеть и чего никогда не будут иметь. Тут тоже есть подвижки: в октябре компания Spark AR, платформа для создания масок для Instagram и Facebook, объявила, что будет удалять фильтры, которые имитируют вмешательства пластического хирурга (все те же раскосые глаза, пухлые губы и маленькие носы). Компания сообщила, что приняла это решение потому, что увидела в них угрозу для ментального здоровья пользователей. Правда, в ответ на запретительную меру в инстаграме появился свой черный рынок масок — они доступны по секретным ссылкам, найти которые не слишком сложно. И несмотря на все ограничения, самые популярные женщины инстаграма — все еще сестры Хадид, клан Кардашьян-Дженнер, Эмили Ратайковски — не вдохновляют нас любить наши горбинки на носу и целлюлит. И пока эти героини задают стандарты женской красоты, люди будут хотеть быть на них похожими, даже если это невозможно.

Можно с надеждой глядеть на подрастающее поколение и верить, что оно разомкнет порочный круг своей искренностью и гуманизмом. Но, скорее всего, мы придем к будущему, где люди будут носить виртуальный макияж и менять цвет волос в приложении для смартфона. А из ближайшего — косметология станет настолько доступной, что даже инъекции на дому станут относительно безопасными.

Остается, как в расхожей пословице, менять отношение к ситуации. Популярные сейчас идеи осознанности и бодипозитива не пройдут даром, и, возможно, люди начнут хотя бы переделывать свою внешность, чтобы походить на сказочных существ или просто повеселиться, а не стать «красивыми». Как сейчас меняют свою внешность, например, художники Matières Fécales, музыкант Джазмин Бин и начинающая рэперша Аня Михеева (Хофманита).

Социальные сети подарили нам множество замечательных флешмобов о принятии своего тела и вдохновили многих звезд быть честнее к своей аудитории и перестать рихтовать и без того идеальные талию и бедра в фейстьюне. Но система самобичевания, которую годами так старательно выстраивала индустрия, не может разрушиться с подачи активисток в один миг. Нам нужно время, чтобы увидеть прогресс (или его отсутствие).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Без сердечек: почему Instagram хочет убрать лайки и как это повлияет на аудиторию и блогеров

Как наши смартфоны следят за нами (и что с этим делать)