Порой за гостями мировых недель моды наблюдать было даже интереснее, чем за происходящим на подиумах. Модные блогеры, инфлюенсеры из разных сфер, редакторы и просто праздная (но любящая принарядиться) публика — все они тщательно выбирали для посещения шоу образы, вольно или невольно становясь частью явления под названием стритстайл.

Легко понять его популярность: аудитории хотелось посмотреть на изобретательные способы носить вещи вне подиума, которые показывали обычные люди (оставим за скобками тот факт, что подбор образов для стритстайла стал отдельным направлением работы стилистов и превратился в бизнес). На этой бесхитростной идее сделали себе имя немало успешных блогеров: например, Леандра Медин, которая ведет уже превратившийся в масштабное издание блог Man Repeller, начинала в 2010 году с публикации своих смелых модных образов.

Бизнесом стритстайл стал и для фотографов: направление съемки, начатое еще Биллом Каннингемом в восьмидесятых, к началу прошлого десятилетия выросло в масштабный инструмент, без которого сложно представить развитие всей современной моды, а именитые фотографы зарабатывали вплоть до $30 000 за сезон. Важно отметить, что заказчиками в этом случае выступали даже не модные бренды, а глянец — следовательно, полученные фотографии косвенно приносили журналам доход. А в некоторых случаях собственных стритстайл-фотографов нанимают сами звезды — например, этим известна вся семья Кардашьян, члены которой хотят безупречно выглядеть на каждом снимке. Таким образом, стритстайл прочно встроился в экономику модной индустрии.

Maxim Shipenkov/EPA_EFE/Vostock Photo

Сейчас, однако, система рушится. Недели моды отменены или переходят в онлайн-пространство. То, что изначально было способом противостоять налагаемым коронавирусом ограничениям, имеет шанс прижиться: так, организаторы Лондонской недели моды сообщили о том, что планируют оставить онлайн-платформу наравне с физическими показами и после окончания пандемии (а о целесообразности последних еще будут думать). Инфлюенсеры адаптируются к новым реалиям, перестраиваясь на домашний контент — домашние тренировки, бытовые лайфхаки, уборка и разбор гардероба вместо демонстрации новинок и горячих трендов сезона. Мир модного человека точно так же, как и любого другого, сжимается до размеров квартиры и виртуального пространства за экраном компьютера, и в таких условиях стритстайл — явление, целиком базирующееся на публичных офлайн-мероприятиях, — кажется как будто обреченным на вымирание.

Тем не менее после периода затишья, настороженности и инстинктивной тяги к комфорту домашней одежды модный маятник летит в другую сторону. Гипертрофированный, но прекрасно иллюстрирующий это пример, — магазин Hermès в Гуанчжоу, в первый же день после карантина заработавший пару миллионов долларов. Очевидно, покупателям не хватает моды.

«Люди снова хотят наряжаться», — говорит дизайнер бренда 18East Антонио Чонголи. Чтобы убедиться в правдивости его слов, достаточно взглянуть на многочисленные модные челленджи в соцсетях — от шуточных вроде «платья из подушки» и воссоздания кутюрных выходов из подручных материалов до направленных на то, чтобы показать свои лучшие вещи (в русскоязычных соцсетях это, например, #модныедома и #карантинмытебяпобедим). И знаменитости, и блогеры, и простые пользователи охотно делятся в Instagram и TikTok своими модными образами из дома — порой нарочито яркими, блестящими, приукрашенными — то есть очевидно нарядными. По сути, поступают точно так же, как герои стритстайла, которые хотят попасть в объективы фотографов.

Дизайнер Марк Джейкобс охотно наряжается дома instagram.com/themarcjacobs
Дизайнер Марк Джейкобс охотно наряжается дома

По большому счету от того, что стритстайл перестал быть «стрит» и стал «хоум», его идея не изменилась: людям нравится показывать себя в изобретательных нарядах и смотреть на других людей в таковых. И можно с уверенностью утверждать, что как явление он не исчезнет после окончания пандемии — но точно не будет таким, как раньше. И вот почему.

Стритстайл появился как надстройка над системой недель моды, цикла показов, трендов и завязанного на них потребления. И теперь, когда меняется все — структура модных шоу, работа инфлюенсеров, ретейл, — он тоже не может оставаться прежним. «Это похоже на лесной пожар — все сгорело, и мы будем наблюдать на пепелище новый рост», — говорит основатель платформы A Continuous Lean Майкл Уильямс о будущем мужской моды.

Каким же станет стритстайл, когда мы снова выйдем на улицы? Фотограф, основатель блога Sartorialist и ветеран стритстайл-съемок Скотт Шуман считает, что изменится сама среда — а вместе с ней и уличный стиль: как и мода в целом, он будет меньше завязан на «мастхэвы», быстро вспыхивающие, но моментально сгорающие тренды сезона: «Мы будем играть с тем, что имеем». Если еще недавно стритстайл был сосредоточен на обладании ключевыми, легко узнаваемыми моделями именитых брендов, а герои одевались специально для того, чтобы впечатлить фотографов и получить контент для инстаграма, то после пандемии, как надеется Шуман, уличный стиль станет «чище», вернется к классике: «Я думаю, что это будет отличное время для стритстайла, потому что он будет демонстрировать вдохновение людей, а не просто продукт».